![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессионально-педагогический интерес и склонность к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной деятельности
Значение интересов в жизни человека очень велико. Вызванные привлекательностью предмета, явления или действительности интересы побуждают личность выбрать ту или иную профессию, овладевать знаниями, расширять кругозор, преодолевать трудности, заниматься спортом и др. В возникновении профессионального интереса существенное значение имеет общение, социальное происхождение, профориентация, характер деятельности окружающих субъекта людей. Исследованием интереса в нашей стране занимались такие ученые, как М.Ф. Беляев (1944), А.Г. Ковалев (1960), Г.И. Щукина (1968), П.А. Рудик (1973), Г.Д. Бабушкин (1998) и другие. В основном в психолого-педагогической литературе изучался интерес к учению, реже предметом исследования являлся интерес к различным видам деятельности. В системе интересов человека профессиональный интерес занимает особое место, т.к. он выражает отношение человека к конкретной профессии и является единственным внутренним регулятором профессиональной деятельности. В настоящее время профессиональный интерес принято рассматривать, " как системное образование, развивающееся у человека в процессе соприкосновения с конкретной профессиональной деятельностью". С этой точки зрения профессиональный интерес понимается, как сложный многоступенчатый иерархический комплекс психических процессов, свойств и состояний, включающий избирательную, познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную профессиональную деятельность. То есть интерес представляется, как результат взаимодействия субъекта с выбранной профессией. Профессиональный интерес состоит из 3 компонентов: эмоционального, мотивационного, волевого: Эмоциональный компонент включает в себя: Степень и характер привлекательности профессии; Уверенность в правильном выборе и отсутствии желания ее сменить; Удовлетворенность выбранной профессией. Мотивационный компонент включает в себя: Мотивы выбора профессии; Мотивы овладения профессией; Мотивы совершенствования профессиональной деятельности; Интеллектуальный компонент включает в себя: Представление о выбранной профессии; Знания о требованиях выбранной профессии к личностным качествам; Отношение к приобретению профессиональных знаний и умений. Волевой компонент. Включает в себя: Постоянство проявления волевых усилий и их характер при овладении профессией и при совершенствовании своей профессиональной деятельности. Формирование профессионального интереса тесно связано со склонностями, способностями, мотивами. Склонность к педагогической деятельности является необходимой предпосылкой для формирования профессионального интереса к соответствующей деятельности. Склонность к педагогической деятельности понимается, как предрасположенность личности, сформировавшаяся в процессе социального опыта, к профессиональной деятельности типа " человек-человек", связанной с воспитанием и обучением. В содержании склонности к педагогической деятельности особое значение занимают: Направленность мотивов, желаний, стремлений к работе с людьми; Положительное отношение к процессу обучения и воспитания детей; Стремление к оказанию помощи людям; Быстрота и легкость установления контактов во взаимоотношениях с людьми; Общительность и отзывчивость; Понимание психического состояния собеседника и сопереживание ему. Таким образом, профессиональный интерес формируется у субъекта при наличии склонности к соответствующей деятельности. От уровня профессионального интереса зависит успешность осуществления деятельности.
|