Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования






Функционирование и формирование механизма реализации социально-экономической политики определяется объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Именно тенденции и потребности предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов. По своей сути, механизм реализации социально-экономической политики представляет собой систему институциональных и не институциональных субъектов социально-экономической жизни. Взаимодействие позволяет теоретически осмыслить и оформить интересы населения, хозяйствующих субъектов, органов государственной власти федерального и регионального уровней, разработать социально-экономическую стратегию и организовать предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества и граждан по ее реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.

Механизм реализации социально-экономической политики имеет сложную структуру:

- субъект социально-экономической политики; государство в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социально-экономических отношений;

- политические партии;

- общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

- объект социально-экономической политики - социально-экономические процессы в обществе во всем их содержательном многообразии разнообразных формах проявления;

- системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социально-экономической политики;

- методы реализации социально-экономической политики;

- предметно-политическая деятельность по решению задач социально-экономической политики на различных стадиях.

Данная структура является обобщенной и при решении конкретных задач социально-экономической политики дополняется и другими элементами [16].

При формировании социально-экономической политики неизбежно встает вопрос о приоритетах социально-экономических задачах, которые признаются обществом как на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения (тактические, или краткосрочные приоритеты), так и на этапе долгосрочного развития (стратегические приоритеты). Приоритетность в социально-экономическом развитии общества активно используется практически во всех странах мира. Тактические и стратегические приоритеты определяются в ходе организации и управления экономическими системами всех уровней. Под приоритетными направлениями понимаются такие направления социально-экономической политики, которые в наибольшей степени приближают к достижению поставленных текущих и долгосрочных целей социально-экономического развития.

Все приоритеты в обществе представляют собой ранжированную во времени и пространстве взаимосвязанную совокупность, охватывающую собой все сферы жизнедеятельности. В основе механизма выбора и реализации приоритетов лежит анализ существующих потребностей общества, степени их удовлетворения и прогноз развития. Главным принципом отбора в качестве приоритетов должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей развития региона.

Главной приоритетной целью социально-экономической политики субъекта Федерации должно быть население региона, его благосостояние, здоровье, уровень образования и культуры, интеллектуальный потенциал. Все остальное - лишь средства для достижения этой цели. Нужно всегда помнить очевидную истину, что экономика существует для людей, а не люди для экономики. Об этом сказано и в Конституции Российской Федерации, где ст. 7 содержит положение о том, что «Российская Федерация - социальное государство» и оно имеет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].

Здесь, важную роль призван сыграть такой комплексный показатель, как «качество жизни населения». Этот показатель характеризует уровень обеспечения населения комплексом потребностей в целом и по его категориям. Об этом говорил и Л.И. Абалкин, отмечая, что «главным фактором общественного развития становится не научно-технический прогресс..., а качество человека» [2].

Традиционные показатели уровня развития социально-экономических систем – это валовой внутренний продукт (в субъектах Федерации валовой региональный продукт), объем промышленного производства, объем инвестиций в основной капитал, объем производства сельскохозяйственной продукции и тому подобные не являются точными и, что очень важно, достаточными критериями для оценки благосостояния страны или отдельных ее регионов. Валовой внутренний продукт как экономический показатель не учитывает и не отражает изменений, происходящих в приоритетах социальных ценностей общества в целом, в предпочтениях различных социальных групп и отдельных людей. Но именно эти факторы в настоящее время становятся все более и более важными.

На смену чисто экономическим валовым показателям должен прийти новый, более сложный и полный критерий - «качество жизни населения», компонентами которого является ряд социально-экономических факторов, в состав которых входит большое число различных социально-экономических показателей, в том числе и ранее используемые традиционные экономические и социальные показатели.

Качество жизни отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям. Проще говоря, качество жизни - это насколько хорошо живется людям. Данное интегральное понятие активно используется в международной практике, особенно при сопоставлениях уровней экономического и социального развития стран.

Система интегральных показателей, характеризующих качество жизни населения, в мировой практике встречается в различных формах. Интересна система показателей, предложенная В.В. Трейрером, А.И. Кашириным, Ю.М. Швырковым.

Таблица 1.1 - Система интегральных показателей, характеризующих целевую функцию «качество жизни населения»

№ п/п Аспекты понятия «качества жизни населения» Интегральные понятия, характерные выделенные аспекты
  права человека соблюдение конституционных прав человека.
  благосостояние доходы, деловая активность.
  здоровье болезни, продолжительность жизни, вредные пристрастия (наркомания, алкоголизм, проституция, табакокурение и т.п.), травматизм, достаточное и рациональное питание, занятие физкультурой и спортом, организация лечения и отдыха.
  безопасность безопасность на производстве, безопасность на дорогах, безопасность транспортных средств, безопасность жилищ, преступность, защита от терроризма, защита от стихийных бедствий т.п.
  образование дошкольное образование, общее среднее образование, среднее и высшее, специальное образование, повышение квалификации персонала, общая образовательная программа для населения, разные способности одаренных личностей.
  жилищные условия качество жизни, обеспеченность жильем, благоустройство и инфраструктура территории жилого фонда.
  социальное обеспечение помощь малоимущим и инвалидам, пенсии, пособия.
  обеспеченность товарами и услугами номенклатура предоставляемых товаров и услуг, в том числе местными производителями и по импорту, качество товаров и услуг, цены.
  духовная жизнь и культура пропаганда морально – нравственных ценностей религии, развитие религиозного и духовного самосознания населения, развитие литературы и искусства, театр и прочие зрелищные заведения, книжное дело, народные промыслы и художественная самостоятельность.
  экология Контроль за состоянием и защитой окружающей среды, утилизация отходов, восстановительные природоохранные мероприятия.

 

Используя данную систему интегральных показателей, характеризующих целевую функцию «качество жизни населения», процесс формирования социально-экономической политики может быть представлен в виде совокупности работ, которые следует выполнять в определенной последовательности [3].

В целом этот процесс будет выглядеть следующим образом:

1.Определяется система показателей, характеризующих качество жизни населения муниципального образования.

2.Определяется фактическое значение показателей качества жизни муниципального образования.

3.Определяется уровень качества жизни дифференциальным методам и отклонения фактических значений от показателей, принятых за базу (значения социальных показателей, достигнутых в предшествующем периоде, общегосударственные, международные стандарты).

4.Выявляются причины отрицательных и положительных отклонений фактических значений, показателей качества жизни муниципального образования от показателей, принятых за базу.

5.Определяются резервы (возможности) улучшения показателей качества жизни за счет устранения выявленных негативных причин и использования положительных факторов.

6.Определяются возможности улучшения, качества жизни населения муниципального образования за счет бюджетных средств.

7.Определяются возможности улучшения, качества жизни населения муниципального образования за счет внебюджетных средств.

8.Выявляются возможности улучшения качества жизни населения за счет привлеченных, заемных средств.

9.Устанавливаются целевые значения показателей качества жизни населения с учетом всех реальных возможностей и ограничений.

10.Определяется общий размер финансовых и материальных средств, необходимых для достижения целевых значений, показателей качества жизни населения муниципального образования

11.Формируются условия, благоприятные для достижения целевых значений, показателей качества жизни населения. Производится правовая (законодательная) информационная, техническая, кадровая подготовка практической реализации разработанной социально-экономической политики.

12.На заключительном этапе проверяется готовность к реализации разработанной социально-экономической политики муниципального образования, принимаются решения о ее практической реализации.

Формирование социально-экономической политики затрагивает интересы практически всех граждан и предприятий региона, определяет будущее его развития. Формирование приоритетных направлений и определения перспектив социально-экономического развития и социально-экономической политики должно иметь надежное научное обоснование. Это предполагает вовлечение в этот процесс научного сообщества, авторитетных научно-исследовательских и экспертных институтов, а также населения и общественно-политических организаций. Нельзя забывать и о том, что необходима также четкая правовая регламентация данного процесса [4].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал