Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос и предложение. Равновесная рыночная цена






ЛЕКЦИЯ 1. ТЕОРИЯ СПРОСА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОЛЕЗНОСТИ. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ

1. Спрос и предложение. Равновесная цена.

2. Эластичность спроса и предложения. Практическое использование показателей эластичности.

3. Спрос и теория предельной полезности.

4. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Антимоно­польная политика.

Литература, тесты, упражнения, контрольные вопросы.

Предприятия — субъекты рыночной экономики — действуют в условиях рынка. Распределение ресурсов, колебания цен происходят по законам, свойственным рынку. Знание теории рынков, конкуренции, установления равновесных рыночных цен является центральным в экономической теории.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РАВНОВЕСНАЯ РЫНОЧНАЯ ЦЕНА

Спрос — это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара.

Цена играет ведущую роль в модели " спрос - предложение". Опыт подсказывает, что как правило, при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличивается, когда цена падает, и уменьшается ког­да цена растет. Связь между ценой и объемом спроса на данный товар на любой товар может быть представлена шкалой спроса и кривой спроса.

Шкала спроса (табл.) отражает связь между объемом спроса на товар и ценой товара. Иначе говоря, шкала спроса не может быть вы­ражена одной цифрой. Шкала спроса показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен. Кривая спроса (рис.) показывает в графическом виде объем спроса на товар при каждом значении цены при неизменности прочих факторов. Под воздействием прочих (неценовых) факторов кривая может смещаться вправо или влево.

Если спрос увеличится, кривая сдвинется вправо. Если спрос уменьшится, кривая сдвинется влево.

Таблица 1

Цена за 1 кг. тыс.руб. Общее количество на которое есть спрос (кг.)
5, 0 4, 0 3, 0 2, 0  

 

Кривая спроса (Функция спроса от цены) С n

 

 

 

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

а) Изменения в полезности вещи (вернее, в оценке этой полезности).

б) Изменение доходов (могут купить больше за ту же цену).

в) Изменение цены на товар-заменитель (при снижении цены на альтернативный товар спрос переключается).

Теперь обратимся к другой стороне — предложению (продавцам).

Предложение — обобщающий термин, характеризующий поведение продавцов товаров. Объем предложения обычно увеличивается с рос­том цены товара. Связь между ценой и объемом предложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой. Она вы­ражена в шкале предложения (табл.2) и в графике кривой предложе­ния (рис).

 

Таблица 2

Цена Общее
за 1 кг. количество
тыс.руб. предложенного
  товара (кг.)
6, 0  
5, 0  
4, 0  
3, 0  
2, 0'  

 

Кривая предложения (Функция предложения от цены)

 

С n

 

 

Шкала предложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой. Это перечень предлагаемых объемов при каждой из множества цен.

Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены. Другие факторы предполагаются неизменными.

Кривая предложения может перемещаться влево и вправо под воздействием определенных факторов. Укажем некоторые из них.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

а) Изменения в себестоимости производства. Если затраты на производство продукции снизятся, это позволит производителю выбросить больше товаров на рынок.

б) Другие источники получения прибылей. Если в другой отрасли можно получить больше прибыли, то производители могут переклю­читься на выпуск этой продукции.

в) Перспективное ожидание. Если производитель прогнозирует рост цен в недалеком будущем, он может уже сегодня увеличить выпуск в надежде на последующее увеличение прибыли. Увеличение предложе­ния означает сдвиг кривой предложения вправо, уменьшение влево.

Следует различать увеличение или уменьшение предложения и увеличение или уменьшение величины предложения. Соответственно различают спрос и величину спроса. Допустим, цена на яблоки упала. Это будет иметь своим последствием увеличение величины спроса. Но если среди населения стала популярна мысль об особых лечебных и пита­тельных свойствах яблок, то это будет означать увеличение спроса. Графически это можно изобразить следующим образом.

На рис. изображена ситуация, когда при той же цене увеличива­ется спрос. На рис. меняется величина спроса (при меньшей цене купят больше) вследствие падения цены. Аналогично обстоит дело с увеличением предложения и величины предложения.

При какой цене происходит купля-продажа? Взаимодействие предложения и спроса приведет к установлению равновесной цены, или рыночной цены. Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с ана­лизом предложения. Уравновешивающая рыночная цена находится в той точке, в которой спрос равен предложению (в нашем примере это будет 3 тыс. руб. за килограмм яблок). На рис. это показано в гра­фической форме. Кривые предложения и спроса наложены на одну и ту же диаграмму и пересекаются лишь в одной точке. Эта точка С р пред­ставляет цену, уравновешивающую спрос и предложение.

 

 

 

Р - цена за единицу продукции

Q - количество продукции, на которую есть спрос и предложение

В точке пересечения С р объем предложения равен объему спроса. При любой более низкой цене Р излишек спроса будет вновь толкать цену вверх, а при цене выше уравновешивающей, предложение будет чрез­мерным, и цена снова будет снижаться к уровню равновесия. Наша схе­ма позволяет проанализировать последствия увеличения спроса и предложения. Любой из факторов, влияющих на изменение спроса и из­менение предложения имеет своим следствием перемещение кривой спроса и кривой предложения вправо или влево. Соответственно будет изменяться точка равновесия и равновесная рыночная цена. Таким об­разом, всякое изменение рыночной ситуации будет приводить в дей­ствие механизм рыночного равновесия и получать выражение в новой равновесной рыночной цене.

Попытаемся представить себе взаимодействия спроса и предложе­ния как процесс взаимного приспособления. Когда какого-нибудь бла­га становится мало, предложение уменьшается по сравнению со спросом, его цена повышается. Возросшая цена побуждает поставщи­ков производить больше. Понизившаяся цена сигнализирует о том, что благо стало менее редким, чем раньше. Это побуждает покупателей за­менять им другие блага и направляет усилия поставщиков на производ­ство других, более ценных благ.

Последствия государственного вмешательства в действие механизма спроса и предложения. В некоторых случаях правительства считают целесообразным установить фиксированные цены на продукты. Допус­тим, государством установлена цена ниже, чем равновесная.

На рис. 3- 6 равновесная цена Р 1 устанавливается в точке равнове­сия спроса и предложения. Допустим, правительством установлена це­на Р 2 ниже, чем равновесная. В этом случае предложение и спрос не будут уравновешивать друг друга. Предложение Q 2 по установленной правительством более низкой цене меньше, чем Q 1, которое имелось бы при равновесной рыночной цене. Спрос в случае более низкой цены — больше. Возникает дефицит продукта в количестве Q 2 Q 3 или на сумму Q 2 Q 3 x P 2.

Линия S - кривая предложения Линия d - кривая спроса

Р - цена за единицу продукции Q - количество продукции, на которую есть спрос и предложение

Появляется необходимость введения карточек, талонов: продукт будет рационирован. Вместо цены появятся новые критерии отбора по­купателей, возрастут не денежные затраты покупателей, требуемые для доступа к дефицитному продукту. Подобное вмешательство обычно производят с целью справедливого распределения доходов в пользу ма­лоимущих слоев населения. Но к этой цели лучше идти другим путем: увеличением производства недостающего населению продукта.

Государство может помочь субсидиями производству недостающих товаров. Другим способом государственного вмешательства является установление налога на продажу. Предположим, установлен налог в один доллар на каждую единицу продукции. Каковы будут последствия? (см. рис.).

 

Рис.

S 1 S 1 - кривая предложения до введения налога

S 2 S 2 - кривая предложения после введения налога

dd - кривая спроса

P 1 - рыночная цена до введения налога

Р 2 - рыночная цена после введения налога

В результате введения налога в одну денежную единицу на каждое продаваемое изделие кривая предложения переместилась на новый уро­вень и, пересекаясь с кривой спроса, образовала новую точку рыночно­го равновесия. Этой точке будет соответствовать новая рыночная цена Р 2 Q 2 больше Q 1, но не на единицу, так как сумма налога распредели­лась между производителем и покупателями. Цена, уплачиваемая по­требителем, в нашем примере вырастет на 2/3, а цена, уплачиваемая производителю, снизится на 1/3.

Следовательно, налог повышает цену, уплачиваемую потребителем, и снижает цену, получаемую производителем. При более высокой цене потребители купят меньшее количество товара. Так это и должно быть. Ведь производители также предлагают меньшее количество продукта за более низкую цену.

Рыночное равновесие и фактор времени. Установление равновесия между спросом и предложением зависит от того, какой период времени рассматривается: краткосрочный или долгосрочный. В краткосрочном периоде в ответ на увеличение спроса могут быть задействованы резер­вы сырья и мощностей, и предложение возрастет. В долгосрочном пе­риоде речь должна идти о модернизации и расширении производства, что явится реакцией на устойчивое увеличение спроса в условиях, когда уже все резервы задействованы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал