Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уроки экономической реформы в России.
Хотя стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, темпами экономического роста, является наиболее сложной и важной задачей государства, но она не единственная. К числу других задач относятся: 1.обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы; 2.защита конкуренции; антимонопольное законодательство; 3.перераспределение доходов среди населения; 4.обеспечение переливов ресурсов в стратегически важные отрасли, защита окружающей среды. В Соединенных Штатах, например, существует свыше 80 тыс. государственных структур разного уровня: федеральные органы власти, власти штатов и местные органы власти. Их объединенные бюджеты в сумме составляют 35 % от ВНП. Они непосредственно обеспечивают занятость 16 % рабочей силы. Все они занимаются исполнением перечисленных выше задач. В " Экономике" С.Фишера, Р. Дорнбуша, Р.Д. Шмалензи указывается: " В Соединенных Штатах большая часть ресурсов распределяется при помощи рынков, на которых отдельные лица и частные фирмы осуществляют торговые сделки с другими лицами или фирмами. Однако в экономике США, как и в других странах со смешанной экономикой, большую роль играют государственные органы, власти и управления. Они устанавливают правовые нормы, покупают на рынке товары и услуги (от скрепок для бумаг до авианосцев), производят некоторые виды услуг, например, обеспечивают обороноспособность и осуществляют широкомасштабные трансфертные платежи, как например, выплаты пособий по социальному обеспечению. " Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма, нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночных систем модифицируется самыми разными способами государственным сектором". — пишут К.Макконнелл и С.Брю в учебнике " Экономикс". Таким образом, все реально функционирующие рыночные системы в настоящее время — это смешанные системы, где правительство и рынок совместно обеспечивают ответ на вопросы: что производить, сколько и для кого? В России, в период проведения реформ, превалировала мысль о полной свободе субъектов рыночной экономики от государства: полном отказе от госзаказов, государственной поддержки сельского хозяйства, от финансирования высших учебных заведений и т.п. Подобное направление со временем вызвало резкую критику со стороны многих ученых, практиков и политических деятелей. Приводим, например, мнение директора Института международных экономических и политических исследований Российской Академии наук Олега Богомолова. " Поразительно, с какой легкостью наше государство избавляется путем приватизации от наиболее доходной части государственной собственности. И тем подрывает экономическую основу своего существования. Это расходится с опытом рыночных экономик Запада. Находясь после войны в состоянии кризиса и разрухи, государства Западной Европы не позволяли себе так далеко зайти в дерегуляции экономической жизни, как это сделали мы. Наоборот, они усиливали государственный контроль и вмешательство в финансово-кредитной, валютной и других сферах. И даже в области ценообразования, промышленной политики. Несмотря на все либеральные теории, и сегодня в ведущих западных державах без регулирующего влияния государства рыночная экономика и гражданское общество существовать не могут". (" Независимая газета"). Признание регулирующей роли государства характерно для ведущих альтернативных программ: например, программы, составленной под руководством доктора экономических наук Сергея Глазьева. Уроки экономической реформы в России. Какую экономическую модель следовало бы выбрать для России? Вы ознакомились с наиболее яркими экономическими концепциями государственного регулирования в условиях смешанной экономики. Это не означает, что остается выбрать одну из них и в точности исполнить все рекомендации. В подтверждение сказанному приводим отрывок из книги Г.Явлинского " Уроки экономической реформы". Для России не годятся готовые рецепты из " Экономической поваренной книги". " Я в высшей степени высоко оцениваю теоретический багаж многих западных советников и специалистов и МВФ, и Всемирного банка. Но в советах российским реформам были допущены такие ошибки, которые даже самый чистый из всех теоретиков никогда не мог допустить, если бы он хоть чуть-чуть задумался о российских реальностях. Я хочу привести только несколько примеров. В 1992 году российское правительство провозгласило либерализацию цен в качестве своего основного приоритета. Утверждалось в том числе западными советниками и средствами массовой информации, что это был кратчайший путь к правильным рыночным равновесным ценам, но все знают и знали тогда, что на 99 % структура рынка в российской промышленности была такой, при которой свободные цены не ведут к оптимальному результату, и нужен жесткий контроль за ценами государственных монополий. Одновременно правительство провозгласило и МВФ одобрило Программу финансовой стабилизации, которая означала стабилизацию содержания рубля и остановку инфляции. Но в то же самое время, тоже с благословения большинства западных экспертов, Советский Союз был ликвидирован, и 12 министерств финансов и 12 центральных банков появились для работы с одной и той же рублевой валютой, не имея ни малейших договоренностей друг с другом. Более того, стараясь конфронтировать между собой. Экономическая теория недвусмысленно в этом случае говорит, что вы не можете стабилизировать валюту, когда вы не контролируете ее предложение. Наконец, надежда правительства и госсоветников состояла в том, что свободные цены приведут к структурной перестройке, когда расширяющийся спрос потребителей в одних отраслях будет вести к их росту, а сокращение потребительского спроса у других приведет к их падению. Но в то же время политика сдерживания индивидуальных доходов была провозглашена, по всей видимости, для того, чтобы не допустить спирали между зарплатой и ценами. Так вот, экономическая теория недвусмысленно утверждает, что в условиях достаточной жесткости цен и заработной платы (а никто не будет отрицать наличие негибкостей цен и заработной платы в переходной экономике) сокращение эффективного спроса ведет к падающей спирали в производстве и доходах. Это именно то, что и произошло. Я не чистый теоретик, хотя, надеюсь, я понимаю некоторые теоретические проблемы рыночной экономики. Но если я когда-либо буду в главе российского правительства, то я буду следовать моей экономической и политической интуиции в первую очередь и никогда не позволю, чтобы мною руководила теоретическая концепция, превращенная в неподлежащую обсуждению догму". Мысль о пагубности бездумного подражания навязанным извне рецептам экономического развития широко распространилась уже к 1995 г., сменив восторженное отношение к программе международного валютного фонда. Это видно из приведенного ниже фрагмента из доклада на собрании, посвященном 230-летию Вольного экономического общества. " Нужно создать новую систему экономических отношений, правила экономической игры, при которых свободные граждане, действуя в рамках законов в своих личных интересах, способствовали бы экономическому росту и устойчивому развитию российского государства и человечества в целом. Несмотря на значительное количество работ, посвященных этой теме, найденные абстрактные рецепты не годятся для решения конкретных российских проблем. Бесполезно и опасно силой установить у себя такие правила игры, как у американцев или японцев. Правила экономической игры для нашей страны должны учитывать именно российские особенности и географии, и климата, и истории, и философии, и религии, и генофонда, и многие другие, специфически российские факторы. Только так мы можем добиться процветания в условиях экономической свободы. Именно для России, именно для россиян", — говорил в своей речи Мэр Москвы Ю.М.Лужков. Среди программ, разработанных с учетом российской специфики, можно выделить программу, составленную под руководством доктора экономических наук Сергея Глазьева. " Наша программа связана с текущим состоянием экономики, которое мы характеризуем как великую депрессию. И здесь мы предлагаем набор конкретных мер по реанимации экономики. Это меры по оживлению производства, по расширению загрузки производственных мощностей. Это восстановление сбережений граждан — важнейший фактор расширения спроса населения. Это использование государственных закупок для пополнения оборотных средств у предприятий в связи с гиперинфляцией. То есть мы предлагаем задействовать государственный спрос для стимулирования производства в ключевых отраслях, определяющих экономический рост. Для того, чтобы сохранить наши конкурентные преимущества, связанные с мощной сырьевой базой, мы считаем необходимым проведение активной ценовой политики. Это означает, что должен быть установлен контроль над ценообразованием в отраслях естественных монополий. Ведь главным фактором инфляции сейчас стал резко опережающий рост цен на энергоносители, прежде всего на природный газ. Если все цены в этом полугодии в среднем выросли в 2 раза, то на газ — в 6, 5 раз, а газ сетевой — в 10 раз. Понятно, в чьих это интересах. А в интересах всего общества — как раз установить контроль над естественными монополиями, над системой ценообразования с тем, чтобы промышленность могла оставаться конкурентоспособной. В части реанимационных мер очень важный для нас вопрос - наведение порядка в управлении госсобственностью и госфинансами, потому что наши стратегические цели и задачи требуют материального обеспечения, концентрации средств. Причем, концентрации средств не только в государстве, но и в финансово-промышленных группах и в тех частях экономики, которые ориентированы на рост, а не на спекулятивную краткосрочную конъюнктуру. Скажу, что если отменить все незаконно предоставленные льготы, если обеспечить изъятие природной ренты не в частные карманы, а в государственный — природная рента, как ни крути, в любой рыночной экономике, это общенародная рента; если обеспечить нормальное коммерческое использование госимущества, доходы бюджета могут быть практически удвоены. И наши расчеты показывают, что это позволит не только решать социальные проблемы, но и провести налоговую реформу, которая крайне необходима для нормализации всей предпринимательской жизни, поскольку сегодня процветает тот, кто не платит налогов" (Сергей Глазьев). Корректировка экономической программы РФ после июня 1996 г. " Уроки экономической реформы" всесторонне учтены в ходе корректировки экономической политики РФ, связанной, прежде всего, с президентскими выборами в 1996 г. Были приняты и реализуются ряд Указов Президента и Постановлений Правительства, направленных на усиление регулирующей роли государства, защиту национального производителя, активизацию социальной политики. На усиление регулирующей роли государства направлен Указ Президента РФ " О государственной стратегии экономической безопасности РФ", где предлагается разработать меры по реализации государственной стратегии экономической безопасности государства. В основу должны лечь качественные критерии, обеспечивающие приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, целостность государства. В числе их способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, недопущение критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России; приемлемый уровень жизни населения; поддержание научного потенциала страны. Предпринимаются меры по усилению регулирующей роли государства в развитии экономики. Намечена политика структурной перестройки экономики. Основные формы ее реализации перечислены в Указе Президента РФ " Об основных направлениях региональной политики в РФ": — это участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной системы их реализации, — размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд, — поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий, — содействие малому и среднему бизнесу. Ряд указов направлен на оказание поддержки предприятиям ряда отраслей. Так, Указ Президента " О поддержке предприятий оборонного комплекса" предусматривает госзаказы предприятиям ВПК и своевременную полную оплату этих заказов, отсрочку по уплате долгов в федеральный бюджет. Постановлением Правительства РФ " О неотложных мерах по созданию экономических условий для мобилизации в 1996-1997 гг. работы текстильной и легкой промышленности РФ" предусматривается выделение этим отраслям ссуд для покупки сырья, а также введение защитных мер во внешней торговле в отношении импортных товаров. Готовится переход к новой налоговой системе, разработан проект нового налогового кодекса, призванного облегчить налоговое бремя с предприятий. Большее внимание должно уделяться социальным вопросам. Вышел Указ Президента РФ " О подготовке программы социальных реформ", в котором Правительству предлагается подготовить соответствующие мероприятия. К числу правительственных документов, посвященных социальным проблемам, относится Указ Президента " О мерах по повышению социального статуса работников образования и здравоохранения", а также проект нового закона о пенсионной системе. Литература к теме. 1. Учебник по основам экономической теории. В.Д.Камаев и коллектив авторов. Гл. 17, 18. 2. Экономика. Учебник, под редакцией А.С.Булатова. Гл. 15, 23.
|