Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кафедра мировой экономики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФРАНЦИЯ, КАК ИГРОК НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ»
Выполнил студент V курса группы 5404 факультета экономики и финансов Ширвинскас Томас
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ. Введение……………………………………………………..3 I. Франция и ЕС……………………………………...…4 II. Франция и международные организации…………..8. III. Взаимоотношения с Россией………………………...11 Заключение…………………………………………………..17 Список источников……………………………………….....18
Введение. Франция, 9-я экономика мира и 2-я экономика Евросоюза, всегда считалась наравне с Германий «локомотивом» развития Евросоюза. И хотя ее вклад в экономику ЕС не столь существенный, как вклад восточного соседа, однако именно Францию принято считать политическим центром объединенной Европы. Ведь, в отличие от Германии, Франция входит в СовБез ООН, имеет самую боеспособную и современную армию из стран-членов ЕС, обладает мощным флотом, в том числе ударными атомными авианосцами и стратегическими подводными лодками, а также солидными запасами ядерного оружия. Все это дает возможность современной Франции занимать активную и уверенную позицию в международных отношениях, отстаивать свой независимый взгляд и защищать свои экономические и политические интересы по всему миру. В данной работе, хочется верить, я показал роль Франции на международной арене в настоящее время.
I. Франция и ЕС.
Начиная с 1945 г. европейское строительство стоит в центре внешней политики Франции. Франция, являясь инициатором создания ЕС, рассматривала и рассматривает европейскую интеграцию только как средство для удовлетворения собственных интересов. Франция позиционирует себя в Европе как независимое государство, и сама выбирает, когда и как взаимодействовать с другими членами Европейского Союза. Развитие вглубь и вширь интеграционного процесса в Европе, приведшее к образованию Европейского Союза, обладающего мощным интегрированным промышленным и финансовым потенциалом, способным во многом конкурировать с США, полностью отвечало политическим интересам Франции. Для Франции ЕС всегда служил 2 целям: обеспечить мир с Германией после 3 войн в течение века и создать противовес американской мощи. Европейская интеграция, с одной стороны, привнесла во французскую экономику много положительного, а, с другой стороны, в условиях единого европейского рынка четко проявились недостатки «французской модели», которые делают ее менее конкурентоспособной среди ряда других европейских стран. С наступлением различных этапов единого европейского рынка и Экономического и валютного союза (ЭВС) основные задачи французского правительства заключались в том, чтобы дать предприятиям возможность укрепить свою конкурентоспособность в борьбе с более открытой и жесткой конкуренцией и глобализацией рынков, обеспечивая им условия работы на равных с другими европейскими странами. Таким образом, экономическая формула Франции, основанная на высоких налогах и крупных социальных отчислениях, ставит французские предприятия не в самое выгодное положение. В условиях единого экономического пространства, когда конкуренция прямо определяется уровнем национальных фискальных издержек, это становится особенно очевидным. В дебатах, бушующих по поводу будущего Европейского Союза и еврозоны, Германия всегда занимает центральное место. Она имеет самую большую экономику, на которую приходится 28% ВВП еврозоны, а также 25% населения еврозоны. Она имеет профицит текущего счета, который сейчас больше, чем в Китае ‑ на самом деле, крупнейший в мире по абсолютной величине. И, в то время как взвешенное большинство может одержать над ней верх по некоторым вопросам, все признают, что в еврозоне мало что можно сделать без согласия Германии. Но акцент на Германию, хотя и оправданный, не должен приводить к недооценке критически важной роли Франции. На Францию приходится не только примерно 22% ВВП еврозоны, но и 20% ее населения ‑ уступая лишь Германии. Также во Франции самая здоровая демография в еврозоне, в то время как население Германии будет снижаться в течение следующего десятилетия. Критически важная роль Франции отражается не только в ее размере. С точки зрения воздействия на результаты в Европе, Франция играет столь же важную роль, как и Германия, по трем причинам. Во-первых, Франция является неотъемлемым звеном между южной и северной Европой в период растущего экономического и финансового разделения между кредиторами и должниками (трещина, которая начала приобретать культурное измерение). Активная роль Франции может стать связующим звеном, если будут задействованы ее тесные отношения с Германией (дружба, которая является одним из столпов ЕС) и ее близость и культурное родство со Средиземноморьем. Франция является «южной» в дефиците текущего счета, но «северной» в стоимости заимствования (чуть выше Германии), отчасти по причине притока капитала, который бежит с юга, а также скромного, но позитивного экономического роста. Кроме того, нет никаких воспринимаемых рисков «деноминации», влияющих на французские активы, учитывая доверие рынков, что Франция сохранит евро. Таким образом, в то время как Франция сталкивается с огромными экономическими проблемами, ее северные и южные особенности позволяют ей играть активную роль в выживании европейской проекта. Президент Франции Франсуа Олланд уже сделал довольно успешный пересмотр этой роли, встретив канцлера Германии Ангелу Меркель в Берлине в свой первый день пребывания в должности и, месяц спустя, приняв участие в нашумевшей встрече с итальянским и испанским премьер-министрами в Риме. Более того, он взял на себя инициативу в добавлении «пакта роста» к «пакту стабильности», который был согласован под руководством Меркель. Во-вторых, Франция, под руководством нового левоцентристского правительства, должна продемонстрировать, что «европейскую модель» развития рыночной экономики в сочетании с сильной социальной солидарностью можно реформировать и укрепить, а не отказаться от нее ‑ не только в более прагматичном севере Европы, но и в ее более идеологическом юге. Французские социалисты не откажутся от своих традиционных обязательств; они и не должны этого делать. Но теперь они имеют возможность внести свой вклад в восстановление европейской модели. С Олландом социалисты Франции поддерживают достижение этого восстановления через процесс социального диалога, который скорее убеждает, а не навязывает, который фокусируется как на измерении доходов, так и на повышении эффективности государственного управления, и который может перенять некоторые из наиболее успешных направлений «гибкой» политики в Северной Европе, которые сочетают большую гибкость рынка труда с сильной социальной защитой. Реформы также должны предоставить гораздо больший индивидуальный выбор, позволяющий предлагать решения для выхода на пенсию, образования, здравоохранения и проблем образа жизни, которые можно легче приспособить к конкретным обстоятельствам и потребностям граждан. Правительство Олланда и премьер-министра Жан-Марка Айро имеет сильное большинство на всех исполнительных и законодательных уровнях, что дает ему редкую возможность действовать. Если оно сможет восстановить европейскую модель дома, оно сможет спроецировать этот успех гораздо шире, особенно в южной части Европы, тем самым, укрепляя доверие к ЕС и веру в него, особенно среди молодого поколения. Французские левоцентристы должны взять на себя роль формирования видения Европы, в которой солидарность и справедливость укрепляют долгосрочную экономическую мощь. Наконец, наряду с Соединенным Королевством среди европейских стран Франция сохраняет большую глобальную роль, чем Германия. В то время как Совет Безопасности ООН устарел по своей структуре, он по-прежнему играет важную роль легитимации; и Франция, а не Германия, является его членом. Во многих других международных организациях Франция также имеет больший вес. Кроме того, в то время как Франция экспортирует значительно меньше, чем Германия за пределы ЕС, многие крупные французские предприятия являются соперниками Германии в глобальном распространении и технических ноу-хау. И французский язык по-прежнему является глобальным языком. Иными словами, Франция не только является связующим звеном между северной и южной Европой, но и в значительной степени способствует связи Европы с остальным миром. Европа нуждается в новом видении и эффективной политике для реализации этого видения. Социально-зеленое правительство Франции может сыграть критически важную объединяющую роль, по мере того как европейцы противостоят своей самой большой проблеме за последние десятилетия. Его успех будет очень весомым ‑ не в последнюю очередь для политических дебатов, которые будут влиять на результаты выборов в Германии в 2013 году.
II. Франция и международные организации.
В настоящее время Франция является одним из важнейших актёров мировой политики, её бесспорно можно назвать «великой державой» современного мира. В связи с этим она взаимодействует с множеством международных организаций. Во Франции, а именно в Париже, находится штаб-квартира ЮНЕСКО (UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Это Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели, декларируемые организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры. В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Французской Республике значится 38 наименований (на 2012 год), это составляет 4, 0 % от общего числа (962 на 2012 год). 34 объекта включены в список по культурным критериям, причём 17 из них признаны шедеврами человеческого гения. Ещё одна организация, не менее важная чем ЮНЕСКО располагается в Шато де ла Мюетт, там же в Париже, это Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР). Международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики, созданная в 1948 г. В третьем по величине городе Франции после Парижа и Марселя – Лионе базируется штаб-квартира ИНТЕРПОЛА. Международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью. Франция — член многих мировых и региональных международных организаций. Самой важной, на мой взгляд, является Организация Объединённых Наций (ООН), членом которой она является с 1945 г. ООН была учреждена по инициативе пяти держав (США, СССР, Китая, Великобритании и Франции), одержавших верх над нацистской Германией, Японией и их союзниками. Франция является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, т.е. обладает правом вета, т.е. может заблокировать любое решение, принятое Советом. Участником ВТО, которым Россия стала чуть более 2 месяцев назад, Франция является с 1995 г. Хотя французы очень радовались вступлению нашей страны: " Принадлежность России к ВТО будет содействовать новым возможностям обменов и инвестиций в отношениях с европейскими партнерами, - отметил в этой связи официальный представитель МИД Франции. – Это придаст дополнительную динамику переговорам между Россией и Европейским союзом в целях заключениях нового соглашения о сотрудничестве".[1]https://www.itar-tass.com А так же других организаций: · с 1964 г. член Группы десяти; · страна-инициатор в Секретариате Тихоокеанского Сообщества; · член Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка · член Комиссии Индийского Океана; · ассоциированный член Ассоциации Карибских Государств; · Учредитель и ведущий участник Франкофонии с 1986 г.; · в Совете Европы с 1949 года; · член ОБСЕ; · участник Большой восьмёрки.
Более подробно хотелось бы поговорить о МВФ и ВБ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, и французы стоят в первых рядах. Что там говорить если последние две главы МВФ французы? С 2007 по 2011 г. Доминик Стросс-Кан, французский политик, экономист, член Социалистической партии известный в связи со скандалами по обвинению в попытке изнасилования горничной в гостинице. Его приемником стала первая в истории женщина и 11 по счёту глава МВФ - Кристин Лагард, ранее — министр экономики и финансов Франции. Франция была в составе НАТО (с 1949), но при президенте де Голле в 1966 году она вышла из военной части альянса, чтобы иметь возможность проводить свою независимую политику в сфере безопасности. В течение пребывания на посту президента Ж. Ширака фактическое участие Франции в оборонных структурах НАТО усилилось. После того, как в мае 2007 года президентом стал Н. Саркози, Франция 4 апреля 2009 года вернулась в военную структуру Альянса.[2] Полное возвращение Франции в военную структуру обусловлено поддержкой со стороны НАТО европейских оборонных инициатив — Европейской политики безопасности и обороны ЕС (ЕПБО), как части Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ). Согласно опросам, проведённым французским Институтом общественного мнения, в пользу «возвращения» страны в НАТО высказалось 58 % респондентов, 37 % выступили против этой инициативы правительства и только 5 % не определились с ответом. По величине бюджета и численности личного состава Франция сегодня вносит четвертый по величине вклад в Североатлантическаий Альянс (НАТО). Франция платит и предоставляет в распоряжение человеческие ресурсы, но она не принимает участия в работе административного совета. Франция никогда не выходила из НАТО. Выразив стремление вновь войти в объединенное командование. И при нынешнем президенте Франсуа Олланде разговоры на эту тему продолжаются. Последнее что сделано по этому поручение экс-министру иностранных дел Юберу Ведрину провести работу по пересмотру роли республики в работе Объединенного военного командования.
III. Взаимоотношения с Россией. Говорить об изменениях в отношениях между Россией и Францией с избранием на пост президента Франсуа Олланда пока рано (выборы прошли 6 мая 2012 г.), так что будем довольствоваться результатами работы Николя Саркози и его предшественников. Русско-французские отношения имеют многовековую историю. Еще в середине XI века дочь Ярослава Мудрого Анна стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха I. А после его смерти, став регентшей при его сыне - будущем короле Франции Филиппе I, фактически правила Францией. Первое посольство России во Франции появилось в 1717 году после указа Петра I. Это стало отправной точкой для установления дипломатических отношений между нашими странами. Сегодня трудно найти другие две европейские страны, кроме России и Франции, судьба которых настолько была бы связана многовековыми узами дружбы, а образы жизни, искусство и культура, в том числе лингвистические аспекты которых достигли бы такого уровня взаимопроникновения и взаимообогащения, что органически стали частью народных обычаев, традиций и лексиконов друг друга. Однако, несмотря на то, что с тех пор многое изменилось, как в обеих странах, так и в мире в целом, одно в этих эпохальных переменах, по общему мнению официальных лиц, осталось неизменным в отношениях двух европейских держав: это неизменное и искреннее стремление двух народов к дружбе и взаимовыгодному плодотворному сотрудничеству во всех сферах дипломатии.[3] В геополитическом аспекте Кремль и Елисейский дворец демонстрируют невиданное взаимопонимание по острым вопросам международной проблематики — от ситуации в Афганистане, причин и виноватых в наступлении нынешнего мирового кризиса, новой, улучшенной архитектуры международной безопасности и посткризисной экономики до иранской ядерной программы. Как известно, плодотворная внешнеэкономическая деятельность возможна только на почве полного отсутствия острых, непреодолимых политических вопросов между странами, а условия, при которых политические лидеры стран находятся на «ты» друг с другом, как в случае с руководством РФ и Франции, служат только дополнительным позитивным сигналом для бизнес-сообществ стран для полномасштабного развертывания деловых отношений. Ярчайшим примером горящего зеленого цвета для бизнеса является отнесение правительствами обеих стран экономик друг друга к разряду приоритетных и стратегически важных направлений для долгосрочного капиталовложения. В Париже и в Москве уверены, что экономическая часть программ, реализуемых в рамках национального года, будет только способствовать активизации деловых отношений, так как современные дипотношения, лишенные глубоких экономических связей в эру растущей глобализации внешнеэкономической деятельности, обречены на стагнацию и бесплодность. Потому активизацию экономического сотрудничества между сторонами решили расширить и обогатить новыми проектами. Призывая российских и французских инвесторов активнее проводить взаимную капитализацию компаний, Медведев на встрече с представителями деловых кругов РФ и Франции отметил, что Кремль давно относит Францию к числу приоритетных деловых партнеров. Благодаря данному статусу даже в кризисный 2009г. французские компании смогли инвестировать в РФ около $10млрд., это не плохая цифра для кризисного года. А товарооборот между странами с 2000 г. Вырос в 4 раза. Из двусторонних соглашениях стоит упомянуть об: «МЕМОРАНДУМЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 14 февраля 2006 г. № б/н " О ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»[4]. По которому, если проще говоря, мы можем обмениваться опытом с французской стороной, ездить к ним на стажировки и т.д. . А так же: «СОГЛАШЕНИЕ " ОБ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».[5] По которому мы гарантируем французам, а они, в свою очередь нам, что будем стремиться содействовать созданию условий, благоприятствующих изучению русского языка во Французской Республике и французского языка в Российской Федерации. Как описывают в СМИ взаимоотношения наших стран, больше всего я считаю правдивой и достоверной информацией статью, которую я нашёл в газете «Невское Время» от 28 июня 2012 года. В ней обсуждается вопрос о том, как будут сотрудничать Москва и Париж после президентских выборах в обеих странах. «Несмотря на то, что Путин и Олланд старательно делают вид, что отношения их стран ничем не уступают российско-немецким, Франции в этом отношении еще очень далеко до Германии. Достаточно вспомнить, что главным символом франко-российской «дружбы» стала военная сделка: покупка русскими французских вертолетоносцев «Мистраль» год назад! А если привести цифры, то результат заставляет задуматься о том, какой же должна быть основа международных дружеских отношений. Так, торговый оборот с немцами у нас составляет 72 миллиарда евро, а с французами – только 28 миллиардов, и то в основном потому, что в России любят французский люкс. Покупки покупками, а инвестировать на долгосрочной основе русские предпочитают все равно в Германию: 6 миллиардов евро вложений в ФРГ несравнимы со 148 миллионами инвестиций во французскую экономику»[6] - таким образом, всё не так хорошо и благополучно у нас с французами, а у них ещё и президент поменялся! Надо снова знакомиться. Вот как автор пишет о доверии между нашими странами: «Возможно, такие показатели напрямую связаны с кризисом взаимного доверия двух стран. Общественное мнение во Франции ленится смотреть, что скрывается за ширмой распиаренного в местных средствах массовой информации имиджа России как «бесправного авторитарного государства». Те же, кто не ленится и выстраивает прочные торговые отношения с Россией, не торопятся звать на завоеванную территорию потенциальных конкурентов. С другой стороны, в России при Франсуа Саркози привыкли считать Францию «дружественной страной». Но почему-то за официальными дипломатическими расшаркиваниями Саркози перед Медведевым и Путиным русские констатировали вступление Франции в НАТО, поддержку Грузии в кавказском блицкриге 2008 года, инициированные французами бомбежки Ливии и резкую позицию Франции по Сирии». Видимо пока президенты Путин и Олланд не решат эти горячие военные вопросы, российским и французским предпринимателям придется идти друг к другу в слепую, натыкаясь на взаимные торговые и административные барьеры, чтобы развивать экономические отношения. Так же прения между странами возникают из-за разной политики в вопросах гражданских войн на Востоке. Франция поддерживает аппозицию любой страны, которая против правительства, а Россия выступает миротворцем в этих случая. Вот как об этом говорит автор статьи упоминавшийся выше: «Главными задачами первых русско-французских переговоров на высшем уровне стали: развитие сирийского конфликта, проблемы европейской безопасности и презентация нового политического лица Франции во главе с социалистическим правительством Франсуа Олланда. Последняя тема была особенно актуальна, поскольку в прошлое воскресенье местное правительство получило большинство в Национальной ассамблее, нижней палате парламента Франции, и таким образом решения нового социалистического правительства больше не будут «спотыкаться» при рассмотрении в парламенте. Действительно, сегодня русские и французские позиции в отношении Ливии, Ирана и Сирии далеки от общего знаменателя. 2 и 4 июня Олланд вместе со всей Европой погрозил пальцем Путину, мол, нехорошо поддерживать кровавый режим Башара Асада в Сирии. Путин в ответ сыронизировал на тот счет, что за последние пять лет Асада чаще принимали на красной дорожке Елисейского дворца, нежели в Кремле. Россия заинтересована в роли посредника-миротворца в Сирии, единственном оплоте ее влияния в Средиземноморском районе. Франции в свою очередь не терпится повторить «ливийский сценарий», тем более что посредством Ливана Сирия является любимым полем деятельности французской дипломатии. Так что если обе страны всерьез намерены развивать двусторонние отношения, то французскому петуху стоит кукарекать о своей поддержке сирийской оппозиции потише, как это мудро делают Обама и Меркель. В то же время для России крайне важно реально способствовать урегулированию конфликта в Сирии, иначе она выйдет из этой истории с еще более плохим имиджем, нежели тот, который малюют европейские журналисты на сегодняшний день». Будущее русско-французских отношений во многом зависит от стабильности внешнеполитического курса французских социалистов, а также от возможности улучшения демократического имиджа России во Франции. Сегодня социалисты ориентируются на выстраивание долгосрочных отношений с Россией и критикуют ограниченность видения этих отношений правительством Николя Саркози и частую смену его внешнеполитических приоритетов. Эта позиция звучит многообещающе, и в госорганах Франции уже есть ее проводники. Однако, по мнению политологов, реальное потепление в отношениях двух стран будет еще нескоро. В то время как Россия все чаще призывает встречаться и развивать двусторонние экономические связи, Франция больше делает акцент на развитии связей в сфере науки и образования. Оно и понятно: русские хотят развивать свой экспорт, а французские инженеры стремятся укреплять связи в области хай-тека, что сегодня крайне выгодно для Франции. Кстати, один из ярких примеров двустороннего сотрудничества в этой области – новейший российский среднемагистральный самолет «Сухой-Суперджет-100». Улучшение имиджа России как демократической страны сейчас очень важно для установления здоровых отношений с Парижем. За последний год во Франции растут как грибы оппозиционные российскому правительству движения. Милые российскому сердцу политическое подполье, диссидентство и шумный протест против авторитарности власти легко находят во Франции почву под ногами. Протесты против нарушений на выборах, открытые письма в правительство, организуемые группами российских политических активистов, мгновенно подхватываются французскими интеллектуалами и молниеносно распространяются в местных социальных сетях. Такого во Франции не было давно, и, по мнению экспертов, российским властям необходимо внимательнее относиться к подобным звоночкам в расчете на реальное сближение с Парижем.
Заключение. Делая эту работу и более глубоко и внимательнее изучив тенденции развития отношений между Россией и Францией, я пришёл к выводу, что не так всё хорошо как нам показывают по телевидению. Множество непониманий, противоречий в отношении напряженной ситуации в мире – основная проблема не идеальности наших отношений. Президенты меняются как пластинки в автомате, а человеческий фактор имеет далеко не последнее значение во внешнеполитических вопросах. Что нам остаётся? Так это набраться терпения, и верить, что наши дипломаты будут принимать правильные решения. Потому что Франция очень важный и ценный союзник. Конечно, у нас есть Германия с её правильностью и пивом, которые так нам сочувствуют за события в середине XX века, что готовы на всё, чтобы мы забыли об этом. В общем, главное чтобы наши пути с «лягушатниками» далеко не расходились, а для этого надо приложить максимум усилий. Надеюсь, наше правительство во главе с Владимиром Владимировичем Путиным знает, что делать, и кто виноват.
Список источников.
I. https://www.themoscowtimes.com II. https://ru.wikipedia.org III. https://www.ria.ru IV. https://www.nvspb.ru V. https://trcw.ru
[1] https://www.itar-tass.com /c401/501748.html [2] ru.wikipedia.org/wiki/ Франция [3] https://trcw.ru/ Автор: Кристофер Кеннет Рубрика: Спецрепортажи Журнал: Сентябрь 2010, № 8 [4] Федеральный центр образовательного законодательства/https://www.lexed.ru/doc.php? id=3961 [5] https://www.innovbusiness.ru/pravo [6] https://www.nvspb.ru/ Дождливое лето франко-российских отношений/ Елена Развозжаева, собкор «НВ» во Франции
|