Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные институты и их роль в общественной жизни.






Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Выделяют четыре основных функции социальных институтов: 1) воспроизводство членов общества; главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство; 2) социализация – передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности – институты семьи, образования, религии и др.; 3) производство и распределение; обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля – органы власти; 4) функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д.

В зависимости от содержания и направленности деятельности можно выделить основные типы социальных институтов:

1. Политические, имеющие своей целью завоевание, удержание, укрепление, ниспровержение власти (государство, политические партии, система права).

2. Экономические, представляющие собой систему объединений и организаций, обеспечивающих экономическую деятельность и отношения людей, связанные с производством, обменом, распределением товаров, владением или не владением собственностью, с финансовыми потоками кредитными операциями и т.п. (предприятия, банки, фирмы, учреждения торговли, сферы услуг, финансовые корпорации и т.п.)

3. Социально-культурные, объединяющие взаимодействия и отношения людей по поводу создания и распространения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры и др.), творческие объединения и союзы (писателей, художников композиторов, театральных деятелей и т.д.)

4. Институт образования, представляющий систему объединений людей и учреждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей.

5. Институт религии – совокупность объединений (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также организаций и учреждений (церковь, монастырь, духовная семинария и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни человека и общества.

6. Институт здравоохранения и социального обеспечения – система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоровья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных инвалидов, многодетных семей и т.п. Сюда входят объединения врачей, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, дома престарелых, детские дома и т.д.

7. Семья как специфическийсоциальный институт выполняет одну из самых важных функций – воспроизводство членов общества, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодействий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи – родителей и детей, братьев и сестер; определяются присущие им социальные статусы и роли.

8. Наука – социальный институт, включающий в себя объединения ученых и научные организации (институты, лаборатории, проектно-конструкторские учреждения, исследовательские центры и др.), осуществляющие генерирование нового научного знания, научные эксперименты, проектно-конструкторские разработка и распространение научной информации во всех сферах общества.

Процесс возникновения, формирования и развития социальных институтов называется институциализацией.

Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциями.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета.

 

8. Социальная стратификация и социальная мобильность. Виды социальной стратификации.

Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация». Само слово стратификация – «пласт» заимствовано у геологов. Обществоведы его стали понимать как деление на общественные слои («пласты»).

Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования.Что это за различия? Очевидно, что люди различаются во многих отношениях, и далеко не все эти различия приводят к неравенству между членами общества. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Для обозначения всей гаммы различий между людьми существует особое понятие, по отношению к которому «социальная стратификация» является частным случаем, видовым понятием по отношению к родовому. Это социальная дифференциация, объемлющая различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами как по объективным характеристикам (экономическим, профессиональным, образовательным, демографическим и т. д.), так и по субъективным (ценностные ориентации, стиль поведения и т. д.).

Термин «дифференциация», применяемый как синоним слова «различие», употребляется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство.Но, кроме того, дифференциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения.

Это дает основание определить социальную стратификацию как дифференциацию людей и их групп на социальные слои (страты) и классы, характеризующиеся неравенством в области доходов, образования, власти, престижа и т.д.

Социальная стратификация обладает рядом признаков:

- в процессе стратификации происходит дифференциация людей на высшие и низшие слои, страты, классы;

- стратификация разделяет людей на привилегированное меньшинство (богатые, знать) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (мало обеспеченные, не имеющие доступа к власти т.д.);

- стратификация приводит к возникновению у низших слоев стремления продвинуться в более обеспеченные, привилегированные слои, что порождает социальные противоречия и конфликты.

Теории стратификации затрагивает и проблему равенства – неравенства. При этом под равенством понимают: 1) равенство личностное; 2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов); 3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т д.); 4) равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком. В реальной практике изучения социальной жизни социологи особое внимание уделяют распределению дохода и благосостоянию, различиям в продолжительности и качестве образования, участию в политической власти, владению собственностью, уровню престижа.

Социальная мобильность – это процесс перемещения отдельных людей или групп по социально-экономическим позициям.

Существует два основных вида социальной мобильности:

1) межпоколенная, которая предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции (сын шахтера становится инженером), либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

2) внутрипоколенная, которая имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции (иначе она называется социальная карьера).

Определяя типы социальной мобильности, П.Сорокин выделил:

1) горизонтальную гмобильность – переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенной на одном и том же социальном уровне. Эта мобильность не приводит к повышению или понижению статуса (переход студента из одного вуза в другой, переход из родительской семьи в собственную, вновь образованную). Во всех индустриально развитых странах женщинам продвинуться сложнее, чем мужчинам. Если они повышают свой социальный статус, то делают это часто благодаря выгодному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, они выбирают такие профессии, где можно найти «подходящего» мужчину. В течение 70 лет советское общество было самое мобильное в мире наряду с американским. Доступное всем слоям бесплатное высшее образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, как в США;

2) вертикальнуюмобильность – перемещение индивида из одного социального пласта (уровня) в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже предыдущего.

В зависимости от направления перемещения существует:

- восходящая мобильность – движение вверх, социальный подъем, приобретение более высокого статуса;

- нисходящая мобильность – движение вниз, социальный спуск.

Вертикальная социальная мобильность характеризует благополучие общества: чем выше вертикальная мобильность, тем лучше и стабильнее общество.

Мобильность может быть индивидуальной – изменение положения индивида в системе стратификации, распространяется в обществе, где высоко ценится достигаемый статус; коллективной – изменение положения группы в системе стратификации, в обществе, где высоко ценится прирожденный статус.

Таким образом, социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение из одного социального положения в другое.

По скорости протекания стратификационные перемещения бывают медленные и быстрые; по плотности изменений они делятся на индивидуальные и групповые.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал