Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития культуры в индустриальном и постиндустриальном обществе.






Индустриальная культура обладает специфическими характеристиками в сфере экономики, политики, социальной и духовной жизни, которые практически по всем параметрам противостоят традиционной культуре. Становление модернизированной (индустриальной) культуры началось в XVI в. в Западной Европе и достигло своего апогея в середине XX в., являясь характеристикой современного состояния европейской культуры и фундаментом мировой цивилизации.

Индустриальное общество создаст массовое производство, в котором машинное производство заменяет ручной труд. Вещи перестают быть уникальным изделием мастера, а производятся сериями и должны отвечать определенным стандартам. Машинное производство требует использования новых источников энергии, заменяющих употребляющуюся в традиционных обществах мускульную энергию человека и животных, а также энергию ветра и воды. Начинается использование парового двигателя, ставшего гигантским скачком в энергетике и проложившего дорогу появившимся позднее двигателям внутреннего сгорания, электроэнергии и далее — вплоть до энергии атома, которая используется с середины XX в.

Основанная на капиталистическом способе производства и использовании сложной техники модернизированная культура вынуждена порвать с традициями, поскольку она не может нормально существовать и развиваться без постоянного обновления. Можно сказать, что важнейшая особенность модернизированной культуры — отказ от традиций и ориентация на новации.

Принципиально меняется человеческое мышление: уменьшается роль антропоморфных образов, человек перестает считать себя частью природы, начиная противопоставлять себя окружающему миру. Как мышление, так и язык приобретают все более абстрактный характер, усложняя мир сознания человека, тем самым отодвигая от него реальный мир. Этому способствует развивающаяся наука, рассматривающая природу, общество и человека как объекты для своего изучения. Не случайно в мировоззрении Нового времени господствовала картина мира-механизма, законы которого можно изучать и использовать на благо человека и общества. В индустриальном обществе и культуре широко распространена вера в прогресс, особенно научный.

Новые общественные условия определяют формирование специфических культурных ценностей. Это ориентация на достижение успеха, соперничество капиталов, статусов и т.д., что в итоге порождает еще одну характерную черту — ориентацию на индивидуализм, включающую признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства.

Главным итогом развития модернизированной культуры становится формирование демократического общества, гарантирующего гражданские, политические и имущественные права человека, что закреплено в соответствующих политических и юридических документах.

Индустриальному обществу присущи и глубокие противоречия. Серьезнейшей проблемой становится отчуждение человека от средств и продуктов производства, что лишает труд былой привлекательности. Своего апогея этот процесс достигает в конвейерном производстве, где рабочий вынужден выполнять одну и туже операцию весь рабочий день. Из сферы производства отношения отчуждения распространяются на социальные нормы и межличностные отношения, ярко выражаются в господстве бюрократического государственного аппарата над гражданами. Чувство беспомощности и зависимости, возникающее при этом у человека, становится причиной аномии и отклоняющегося поведения. Эти и многие другие проблемы индустриального общества и культуры стали предметом анализа и критики философов и культурологов.

Постиндустриальная культура — итог дальнейшей эволюции индустриального общества. В ряде наиболее развитых стран этот переход начался в последней трети XX в., поэтому отдельные черты нового типа культуры уже существуют.

Понятие о постиндустриальном обществе стало распространяться в США в конце 1950-х гг. в связи с появившимися новыми тенденциями. Сначала новый тип культуры рассматривали как следующий шаг в развитии капитализма, связанный с научно-технической революцией, благодаря которой растет производительность труда, сокращается рабочее время, становится выше благосостояние человека. Но в конце 1960-х-начале 1970-х гг. крупнейшие западные мыслители Д. Белл, Р. Арон, 3. Бжезинский, Э. Тоффлер стали рассматривать постиндустриальное общество как качественно новую ступень в развитии человечества, отмеченную преобразованиями не только в технической сфере, но и во всех остальных сферах культуры. При этом наряду с улучшением жизни человека появляются глобальные проблемы, решить которые невозможно без изменения норм морали и базовых ценностей мировой цивилизации.

Во второй половине XX в. эти изменения произошли, что позволяет выделить основные черты постиндустриальной культуры. Во-первых, происходит смена приоритетов, потребности материального производства начинают уходить, освобождая место человеку и его потребностям. Во-вторых, появляется новый вид собственности — интеллектуальная, расходы перераспределяются в пользу науки, образования, социального обеспечения и здравоохранения. В-третьих, увеличивается средний класс, доля которого в развитых странах превышает 50 % населении; в связи с этим размываются прежние классовые структуры, а более значимыми становятся образовательные, профессиональные, этнические, конфессиональные и иные идентичности. В-четвертых, новая культура основывается на принципах плюрализма, который проявляется во всех сферах — политике, религиозной жизни, искусстве, моде. В связи с этим уходит в прошлое крупное серийное производство, вместо него распространяется производство мелкими сериями, причем количество продукции становится не так важно, как ее качество. Плюрализм также проявляется в падении роли прежних культурных столиц и центров и возрастании роли провинции.

Постиндустриальное общество является «экранным» обществом. основывается на новейших компьютерных технологиях, средствах массовой информации и коммуникации. Благодаря этому становится доступным огромный объем информации, активно формируется мировая культура, развиваются процессы глобализации. Но в то же время возрастает возможность манипуляции общественным сознанием государственными бюрократическими структурами, а также организациями и людьми, обладающими доступом к информационным потокам. Кроме того, «экран» все больше заменяет книгу, формируя новый тип человека.

Постиндустриальная культура продолжает динамично изменяться, но этот тип культуры охватывает лишь несколько развитых стран, а остальные страны остаются за бортом этих изменений.

 

16. Прогресс – как ценность и характеристика индустриального и постиндустриального обществ Видение прогресса в различных типах общества.

Прогресс - тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей. О прогрессе можно говорить применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. Понятие прогресс соотносительно понятию регресс - такому направлению развития, для которого характерны явления деградации, снижение уровня организации, сужение поля возможностей. Применительно к истории человечества прогресс традиционалистски трактовался как социальный прогресс. Представления об определенной направленности социальных изменений идут из древности.

Античные авторы приходят к выводу о наличии только умственного прогресса; в нравственном отношении человечество регрессирует, в социально-политическом - имеет место постоянный циклический круговорот. Христианство формулирует идею нравственного прогресса, опирающегося на свободный выбор личности. При этом достижение совершенства выносится за пределы истории, когда в результате катастрофы наступит Царство Божие. Выдвигалась, правда, и другая концепция (хилиазм), утверждавшая возможность светлого конца истории уже здесь, на земле. В 18 в. формулируется светская версия идеи прогресса. Мыслители приходят к выводу, что о неизбежности бесконечного, исключающего какой-либо регресс, совершенствования общества на основе тождества научного метода, разума, просвещения, которые приведут к идеальному обществу и идеальному человеку. Мыслители 19 в. стремятся дать научное обоснование путей и этапов прогрессивной эволюции, включающей в качестве необходимого элемента и регрессивные изменения. Таким образом было снято отождествление прогресса и эволюции. При этом неизменной оставалась идея о грядущем торжестве разумно устроенного общества. Современная мысль отказывается от идеи совершенного общества, которое якобы преодолеет трагизм и страдания человека, подчеркивает необходимость выявления личностного смысла прогресса, который не может быть сведен только к изменению социальных форм, вера в однозначную спасительность которых безответственна.

Особую сложность представляет проблема критериев общественного прогресса. В истории социологической мысли при всех частных нюансах можно выявить два пути решения проблемы в зависимости от того, какое начало считается исходным - общество или личность. В первом случае критерием прогресса признается становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. В качестве ключевого, а иногда и единственного условия этого рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса. При втором подходе критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья и благоденствия, в социальном самочувствии и цельности личности, степени ее индивидуализации. Исторический опыт показывает, что вторая позиция более реалистична и одновременно универсальна и гуманистична, ибо, признавая несомненную проблематичность человеческого существования, она обосновывает идею, что мир личности шире и глубже любой общественности, он бесконечен, а потому не " обетованная земля", а непреклонная личность - последняя опора социума, чем утверждается подлинное бытие индивида в форме его внутренней созидательной активности.

 

 

17. Кризис общественной системы: причины, виды, специфика.

Для того чтобы разобраться, что такое кризис социальной системы, следует вспомнить, что такое социальная система, и рассмотреть понятия социальной стабильности и социальной нестабильности.

Общественное развитие в ХХ в. приобретает такую степень усложненности, что возникает необходимость говорить об обществе как о системе. Системный подход предполагает рассмотрение общества как системы, состоящей из множества взаимосвязанных элементов. Социальная система включает в себя не только указанное множество элементов, но и множество социальных связей между этими элементами.

В теории структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон) общество рассматривается как система, состоящая из подсистем, каждая из которых выполняет важные для системы функции и, в свою очередь, может рассматриваться как относительно самостоятельная система, состоящая из множества более мелких подсистем. Мельчайшим элементом любой социальной системы или подсистемы является действующий индивид (или система социального действия индивида). Человек, включенный в систему социальных взаимодействий (в различные группы, общности, социальные институты), не просто выполняет отведенные ему роли и функции, но и осмысливает происходящее. Наделенный сознанием и волей, человек в своих действиях руководствуется не только социальными нормами и ценностями, но и своими потребностями, интересами.

Общество как социальная система представляет собой множество устойчивых социальных групп, общностей, социальных институтов, взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливает его существование, функционирование и развитие. Таким образом, социальная система – это совокупность взаимодействующих социальных групп, общий интерес которых состоит в обеспечении собственного сохранения и развития. В понятие «социальная система» включены также государственно-политические отношения, национальные образования (нации, народности, этнические группы), социально-классовые группы и общности, сфера общественного сознания.

Общество рассматривается не только как система, но и как «процесс», т. е. постоянно длящийся поток событий, как своеобразное «социальное поле» постоянных перемен. Признание того, что общество изменяется, ставит вопрос о соотношении социальных изменений и социальной стабильности.

С социологической точки зрения стабильность социальной системы не означает ее неизменность и неподвижность. Если система не изменяется – это признак застоя, что рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге к нестабильности.

Социальная стабильность – это такая устойчивость социальных структур (групп, общностей, социальных институтов), процессов и отношений между ними, которая при всех их изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность. Социальная стабильность складывается из трех уровней:

– внутренней стабильности социальных систем (групп, институтов, организаций, сообществ);

– стабильности их взаимосвязей и их взаимодействий между собой;

– стабильности всего общества, которую обозначают понятием социетальная стабильность.

Социетальная стабильность включает в себя политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т. д. стабильности на уровне всего общества. Стабильное общество – это развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость общество, в котором налажен механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию устоев общества. В таком обществе стабильность достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент в нужном месте. Социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности.

Таким образом, социальная стабильность – это такое состояние общества, при котором никакие изменения не нарушают его целостности и качественной определенности.

В реальной социальной жизни почти не бывает абсолютной стабильности. В любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Под нестабильностью понимаются такие деформации структуры, функций или каких-либо процессов социальных систем, которые деформируют эти системы и угрожают их целостности. Такая нестабильность может быть и на уровне отдельных социальных систем, например, нестабильность экономики, государственной власти или нестабильность на уровне всего общества.

В реальной социальной жизни нестабильность является признаком каких-либо нерешенных проблем, дисфункций, деформаций. Факторы нестабильности, как и факторы стабильности, могут быть внешними по отношению к социальной системе и внутренними. Внешние факторы, в свою очередь, могут быть подразделены на социальные (антропогенные) и природные.

Нестабильность системы – это разрушение или, по крайней мере, нарушение ее целостности, деформация структуры и функций.

Нестабильность углубляется и расширяется, если правящие группы не принимают мер по контролю или если эти меры недостаточны и неадекватны. В таком случае нестабильность не только возрастает, но перерастает в кризисную ситуацию, кризис.

Можно зафиксировать три стадии в процессе нарастания нестабильности.

Первая стадия – это деформация отдельных структур, отдельных функций или процессов внутри социальной системы, а также отдельные нарушения межсистемных связей, например, деформации отдельных социальных институтов.

Вторая стадия – общая нестабильность социальной системы, когда существенно нарушается ее целостность. Это стадия общего кризиса социальной системы. На этой стадии еще возможно восстановление, возрождение системы в прежнем качестве, хотя для этого требуются значительно бо́ льшие усилия, чем на предыдущей стадии. Российские ученые сформулировали предельно критические, пороговые показатели системного кризиса общества, означающие опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в семи важнейших сферах жизнедеятельности конкретного общества: экономические отношения, социальная сфера общества, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиантное поведение, политические отношения, обороноспособность.

Так, социальная сфера содержит четыре показателя:

– соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных граждан. Предельно критическое значение в мировой практике выражается числом 10: 1;

– доля населения, живущего за чертой бедности. Предельно критическое значение в мировой практике – 10 %;

– соотношение минимальной и средней заработной платы. Предельно критическое мировое значение составляет 1: 3;

– уровень безработицы. Предельно критическое мировое значение – 8–10 %.

В серединеи второй половине 1990-х гг. многие реальные показатели в постсоветских обществах выходили за рамки предельно критических, что самым серьезным образом сказывалось на их стабильности.

Третья стадия нестабильности – это катастрофа, т. е. разрушение данной социальной системы, конец ее существования. Возврат к прежнему состоянию уже невозможен, и разрушительные антисистемные социальные изменения приобретают необратимый характер. История знает лишь два выхода из таких социальных катастроф:
1) распад, умирание данной социальной системы (общества), цивилизации и культуры (гибель древнеегипетской, греко-римской, византийской и др. цивилизаций); 2) переход в принципиально новое социальное качество, формирование качественно новой социальной системы. Последнее возможно лишь при определенных объективных и субъективных условиях, политической воле правящих групп, огромных усилиях значительных масс людей.

Таким образом, если социальные изменения углубляются и остаются вне контроля и регулирования социальных субъектов, прежде всего правящей элиты, то возникает опасность перерастания их в социальный кризис, означающий существенные нарушения системной целостности. Социальный кризис – острая форма проявления социального противоречия, связанная с нарушением социальной стабильности. Кризисом также называют период обострения социальных противоречий.

Общая причина кризисов – появление в системной структуре общества нового элемента – социальной группы, интересы которой не могли быть удовлетворены в рамках существующей системы. В социальных системах все противоречия так или иначе связаны с интересами классов, слоев, групп. Интерес в данном случае понимается не как любопытство («что же там за горизонтом?» или «есть ли жизнь на Марсе?»), а как совокупность основополагающих целей, устремлений, как осознанная потребность. Иными словами, осознавая свои потребности, индивиды и социальные группы формулируют в своем сознании конкретные цели и стремятся их достигать, проявляя при этом определенную активность.

Ученые выделяют три группы противоречий в социальных системах:

– противоречия индивидов в рамках единой социальной группы;

– противоречия между интересами социальных групп;

– противоречия между общим интересом данной социальной системы и интересами других социальных систем.

У этих групп противоречий есть общее – это противоречия между потребностями и возможностями, между целью и способом ее достижения. Именно это противоречие является главным (основным) в развитии любой социальной системы. Разрешение данного противоречия приводит систему к некоторому равновесию. Система на некоторое время сохраняет баланс интересов, но рост потребностей носит опережающий характер, и это противоречие возникает вновь.

Противоречия между потребностями и возможностями, между целью и способом ее достижения можно разложить на два фактора: стимулирующий и сдерживающий. Для любого индивида или группы целью является удовлетворение постоянно возрастающих потребностей – это стимулирующий фактор, который побуждает человека к проявлению активности, к действиям. Сдерживающим фактором является необходимость самосохранения (инстинкт самосохранения), которая определяет, что для достижения цели не все средства бывают хороши. Иными словами, способ удовлетворения потребностей индивида, группы, социальной системы не должен нарушать целостность системы, т. е. сохранение индивида, группы, системы является необходимым условием такого удовлетворения.

Возникают ситуации, когда разрешение противоречия становится невозможным в силу того, что оно приобретает антагонистический характер: т. е. у индивида возникают потребности, которые он не в силах удовлетворить имеющимися способами, которые бы сохраняли предложенную ему социальную роль. Индивид оказывается перед выбором: либо отказаться от потребности, либо выйти за рамки социальной роли и нарушить существующие социальные нормы. Возникает кризис на уровне социального поведения индивида.

Когда количество таких индивидов достигает критической отметки, кризис возникает уже внутри социальной группы. При возникновении антагонистических интересов у разных социальных групп кризис охватывает всю систему.

Во второй половине ХХ в. в естественных науках возникло новое научное течение, принципы которого распространились и в гуманитарных науках, – синергетика. Сейчас это новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных системах самой различной природы.

Кризисные моменты в процессе социальных изменений называют моментами бифуркации, т. е. разветвления вариантов дальнейших перемен. Бифуркация отражается в дезорганизации общества, в социальной аномии и обладает свойством непредсказуемости. Из этой точки система может выйти из кризиса обновленной, преобразоваться в качественно иное общество, но может погибнуть, умереть, исчезнуть, как исчезли древние цивилизации инков, майя, ацтеков и др. Исход из точки бифуркации зависит от множества как внутренних, так и внешних по отношению к системе факторов. В точке бифуркации выбор нового состояния не гарантирован: может происходить нарастание как порядка, так и хаоса.

Иными словами, из кризисного состояния (из состояния системной бифуркации) возможны два выхода, которые далеко неравнозначны по своим результатам: полная дезинтеграция системы, распад на более простые состояния или гибель системы; самоорганизация, т. е. перегруппировка элементов прежней системы и возникновение более сложной организации, новой системы или новых систем.

При анализе процессов общественного развития необходимо учитывать регулирующее сознательное человеческое начало, которое воздействует на процессы бифуркации. Это означает, что государство, социальные институты, политические лидеры, осуществляющие управление и контроль за переходным состоянием социальных систем, не должны допустить перехода системы к траектории саморазрушающего развития. В силу того, что основным элементом социальной системы являются люди, наделенные сознанием, волей и принимающие решения, кризисное общество требует повышенной ответственности людей за свои действия, в первую очередь это касается политических лидеров.

Консолидация усилий различных политических сил, объединение их действий, сотрудничество, поиск компромиссов в принятии антикризисных решений – вот те возможные пути, которые позволят выйти из кризиса.

В процессе перехода системы в новое качество большую роль играют инновации (нововведения). Социальные системы имеют способность повышать уровень своей организации, способны к самодостраиванию и самоорганизации. Инновации принято рассматривать как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной среде. Толчком к социальным изменениям могут быть нововведения в экономической, политической сфере, в науке, технике, культуре.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал