Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия как социокультурное явление.






 

Религия– (от латинского – благочестие, набожность, святыня, предмет культа – мироощущение и мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культовые), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, нечто «священного», то есть той или иной разновидности сверхъестественного. Религия - социальное явление, так как религиозные представления никогда не ограничиваются сферой индивидуальных переживаний и каких-либо действий, они всегда имеют выражение в определенных фактах общественного порядка. Религия является отношением человека к воображаемому сверхъестественному миру, но в этом отношении человек не противостоит сверхъестественному миру как изолированный индивид. Религия, являясь идеологизированной, не сводится лишь к одним мыслительным процессам, совершающимся в голове человека. Она охватывает достаточно широкие сферы деятельности, отражая и порождая характерные формы общественных отношений
В современном религиоведении можно выделить четыре основных подхода к объяснению сущности религии: объективно-идеалистический, субъективно-идеалистический, натуралистический, марксистский. Объективно-идеалистический подход - философская основа теологии (система обоснования и защиты, религиозных учений о Боге). Исходной посылкой теологов и объективных идеалистов при раскрытии сущности религии выступает бездоказательное признание ими сверхъестественного источника: Бога, «мирового духа», «абсолюта» и т.д. Сущность религии представители данного подхода выводят из наличия в мире сверхъестественного. Человек как Божье творение, наделён стремлением к слиянию с Богом, человеческая душа постоянно ищет поклонения. Из этого следует и существование религии. Постулирование сверхъестественного источника религии сводит вопрос о сущности религии к вопросу о сущности Бога. Обоснование религии фактически переходит в обоснование Бога, при этом существует две тенденции – рационалистическая и иррационалистическая. Философы-идеалисты выступают за использование разума при обосновании бытия Бога. Существует несколько типов доказательства бытия Бога. Известны пять доказательств бытия Бога, представленные средневековым философом Фомой Аквинским. Иррационалистическое обоснование веры в Бога строится на постулировании слепой веры. Именно в акте веры рождается возможность познания слова Божьего. Сама вера понимается не как субъективное состояние человека, а как нечто исходящее от Бога, дарованное человеку через процесс откровения. Вера представляет собой милостливое обращение Бога к человеку.
Субъективно-идеалистическая концепция религии, не отрицая естественного происхождения последней, основное звено религиозной проблемы перенесла в сферу сознания отдельного индивида. Прослеживается тенденция рассматривать религию как индивидуально-психологический феномен, как определенное состояние человеческого сознания, человеческих переживаний. Итак, религию следует рассматривать как порождение индивидуального сознания, как стихийно возникающие субъективные переживания человека.
Существует несколько вариантов натуралистического подхода. Наи­большей популярностью пользуется точка зрения Э Фромма. Э. Фромм объясняет потребность человека в религии прежде всего расколом между телом и душой ело человека - часть природы, а его ум возвышается над природой Разум является благословением человека, так и его проклятием С одной стороны, человек не может жить, не пытаясь решить проблему раскола между душой и телом, но с другой - подобное решение невозможно. Благодаря этому у человека и рождается потребность в вере и религии. С помощью религии человек пытается достичь гармонии между телом и душой. Марксизм указывает на социальную природу религии. Религия создается людьми. Марксизм ищет истоки религии в общественных отношениях. Религия - это отражения в головах людей господствующих над ними внешних сил. Внешние силы - это прежде всего силы природы, которыми человек не смог практически овладеть и которые соответственно оказывают разрушитель­ное действие на его жизнь. Сами по себе природные факторы религию не могли породить. Она возникла как результат неспособности людей овладеть силами природы, что обуславливалось очень низким уровнем развития материального производства. Можно стоять и на «нейтральных позициях», рассматривая религию лишь как социальное историческое явление, как сис­тему верований и обрядов, которые объединяют признающих их людей в одну общину, называемую церковью. Приблизительно так определял религию французский социолог XIX в. Э. Дюркгейм.Крупнейший русский философ XX в. А. Ф. Лосев опреде­лял религию как «субстанционное самоутверждение личнос­ти в вечности». Это значит, что каждый человек от рождения и по своей природе, утверждая себя в мире, должен соотнес­ти свое крошечное «я» с огромным и бесконечным миром. Мыслящий человек всегда ощущает, что в этом мире суще­ствует нечто постоянное, неизменное, вечное и святое. Ина­че жизнь превращается в бессмыслицу, в абсурд. И пусть не каждый из нас в суете жизни постоянно держит это в уме, но момент, пусть короткий, но очень важный, когда и вы заду­мываетесь о смысле бытия и о своем месте в мире, обяза­тельно придет.
Говоря о сущностных характеристиках религии, мы подчеркивали, что она есть феномен культуры.В этой связи целесообразно остановиться на соотношении этих понятий. При всех различиях вуровнях развития Р. и К. и их соотношениях между собой, они всегда являются существенными факторами личной, общественной и государственной жизни. Стоит отметить, что даже атеизм не представляет в этом ряду исключение, поскольку утверждает и определяет себя через то или иное отношение к религии. Р. и К. соотносятся между собой как часть и целое, однако эти их значения могут меняться под влиянием исторических условий. Например, вплоть до начала эпохи Нового времени Р.безраздельно царила в обществе, образовывая одну из главных функциональных составляющих этого общества, она представляла собой своеобразный управленческий центр всей общественной жизни, являясь хранилищем коллективного социального опыта.Существует два противоположных понимания роли Р. и К. в жизни современного общества. С одной стороны, в них видят источник общественного развития –в последние годы все чаще раздаются голоса, что источником возрождения России должно стать православие, являющееся, по мнению многих, первоисточником российской культуры и государственности. С другой стороны, признается, что само общество, в процессе своего развития обновляет Р. и К.Религия, в свою очередь, также играет в культуре чрезвычайно важную роль. Важнейшая задача религий как социокультурного явления в позитивном поддержании нормального течения жизни.Религиозные представления

-это коллективные представления, выражающие коллективные реальности, обряды

-это способы действия, возникающие в собравшихся вместе группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп. Эти задачи обеспечиваются тем, что религиозная вера имеет два главных источника. Один из них

-это вера во всемогущего Бога, выступающего судьей людей. Второй источник

-вера, вероятно, возникшая на основе нормальных и сверхнормальных переживаний, в нечто существующее в человеке, и остающееся существовать после его смерти. Эта вера возвышает природу человека, посредством нее он становится сыном Бога, его наследником, он

-" дитя бессмертия", способное войти в вечную жизнь. Т.е., наука дает возможность человеку накапливать информацию и факты, религия позволяет обрести моральные ценности и цель в жизни.

 

26. Религия и церковь в современном обществе.

 

На всех этапах развития человеческой цивилизации религия была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на мировоззрение и способ жизни каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом. Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил, предписанных верующим. Религия в современном мире играет почти такую же важную роль, как и тысячелетия назад, так как согласно опросам, проведенным американским институтом Гэллапа, в начале XXI века более 90% людей верили в наличие Бога или высших сил, причем количество верующих людей примерно одинаково и в высокоразвитых государствах, и в странах " третьего мира".

Тот факт, что роль религии в современном мире по-прежнему велика, опровергает популярную в ХХ веке секуляризационную теорию, согласно которой роль религии обратно пропорциональна развитию прогресса. Сторонники этой теории были уверены, что научно-технический прогресс уже к началу двадцать первого века станет причиной того, что веру в высшие силы сохранят только люди, живущие в слабо развитых странах. Во второй половине ХХ века секуляризационная гипотеза отчасти подтверждалась, так как именно в этот период бурно развивались и находили миллионы приверженцев теории атеизма и агностицизма, однако конец ХХ - начало XXI века ознаменовались быстрым приростом количества верующих людей и развитием ряда религий.

Процесс глобализации затронул и религиозную сферу, поэтому в современном мире все больший вес приобретают основные мировые религии, и остается все меньше адептов этнорелигий. Ярким примером этому факту может послужить религиозная ситуация на Африканском континенте - если еще чуть больше 100 лет назад среди населения африканских государств преобладали адепты местных этнорелигий, то сейчас всю Африку можно условно поделить на две зоны - мусульманскую (северная часть материка) и христианскую (южная часть материка). Наиболее распространенными религиями в современном мире являются так называемые мировые религии - буддизм, христианство и ислам; каждое из этих религиозных течений имеет свыше миллиарда адептов. Также широко распространены индуизм, иудаизм, даосизм, сикхизм и другие верования. ХХ век и современное время можно назвать не только временем расцвета мировых религий, но и периодом зарождения и бурного развития многочисленных религиозных течений и псевдорелигиозных сект. Неошаманизм, неоязычество, учение Дона Хуана (Карлос Кастанеда), учение Ошо, саентология, Агни-йога, PL-Кёдан - это только малая часть религиозных течений, возникших менее 100 лет назад и имеющих на данный момент сотни тысяч адептов. Перед современным человеком открывается очень большой выбор религиозных учений, и современное общество граждан в большинстве стран мира уже нельзя назвать одноконфессиональным.

Очевидно, что расцвет мировых религий и появление многочисленных новых религиозных течений напрямую зависит от духовных и психологических потребностей людей. Роль религии в современном мире практически не изменилась по сравнению с той ролью, которую играли религиозные верования в прошлые века, если не учитывать того факта, что в большинстве государств религия и политика разделены, и священнослужители не обладают властью оказывать существенное влияние на политические и гражданский процессы в стране.

Тем не менее, во многих государствах религиозные организации оказывают значительное влияние на политические и социальные процессы. Также не следует забывать, что религия формирует мировоззрение верующих, поэтому даже в светских государствах религиозные организации опосредствованно влияют на жизнь общества, так как они формируют взгляды на жизнь, убеждения, а зачастую - и гражданскую позицию граждан, являющихся членами религиозной общины. Роль религии в современном мире выражается в том, что она выполняет следующие функции: Удовлетворение душевных и мистических потребностей людей. Так как большинству людей присущ интерес к глобальным философским вопросам и связанные с ними переживания, именно религия предоставляет ответы на эти вопросы, а также помогает людям обрести душевное равновесие и гармонию. Регулятивная функция религии. Она заключается в том, что каждая религия имеет свод установленных правил и моральных норм, которых должен придерживаться каждый верующий. Поэтому можно сказать, что религиозные организации создают и обосновывают морально-этические и поведенческие нормы, которым следует вся верующая часть гражданского общества. Воспитательная функция религии. Принадлежность человека к той или иной религиозной организации вынуждает его соблюдать правила и нормы, предписанные для всех верующих, поэтому многие люди после прихода в церковь корректируют свое поведение и даже избавляются от вредных привычек. Утешительная функция религии. В моменты трагедий, сложных жизненных ситуаций и сильных душевных страданий многие люди обращаются к религии, так как хотят получить утешение. В религиозных организациях люди могут не только получить нужную поддержку от верующих, но и обрести надежду на лучшее, поверив в возможность помощи высших сил. Коммуникативная функция религии. Практически во всех религиозных организациях верующие общаются между собой, находят среди единоверцев товарищей и друзей. Религия объединяет людей одной конфессии в группу, дает им определенные моральные, духовные и ценностные ориентиры.

Бурное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам: более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям, " конкурирующим" с традиционным верованием;

- увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

- возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

- быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

- попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне; - появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства. Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков. Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами, является появление пастафарианства, культа " невидимого розового единорога" и других пародийных религий.

Беларусь является светским государством, в котором законодательно закреплено право каждого человека на свободу вероисповедания. Сейчас религия в современной Беларуси переживает этап бур развития, так как в посткоммунистическом обществе спрос на духовные и мистические учения достаточно высок.

Наиболее распространенной религией в современной России является православная традиция христианства - ее исповедуют 41% граждан. На втором месте после православия идет ислам - около 7%, на третьем - адепты различных течений христианства, которые не являются ответвлениями православной традиции (4%), далее - приверженцы тюрко-монгольских шаманских религий, неоязычества, буддизма, старообрядчества и др.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал