Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социологическая теория государства Л. Гумпловича
Его основными трудами по вопросам государства и права являются: «Борьба рас» (1883), «Общее государственное право» (1897), «История государственных теорий» (1905). Основные моменты его политико-правового учения таковы: 1) Главным фактором общественной жизни является борьба за существование между отдельными индивидами и социальными группами 2) Каждая из участвующих в этой борьбе социальных групп стремится подчинить себе другую и установить над ней господство; 3) Главный закон истории состоит в том, что сильнейшие побеждают слабейших, а затем сильные объединяются для победы над третьей, так же сильной стороной 4) Главными причинами, порождающими межгрупповую борьбу, являются расовый, культурный, а также материальный 5) Характер межгрупповых конфликтов и борьбы был различным в разные исторические эпохи: а) На первом этапе конфликты или войны между отдельными родами за овладение тем или иным имуществом завершались уничтожением побежденной группы; б) Позднее захваченных в плен людей стали оставлять в живых и превращать в рабов, подвергая эксплуатации; в) На третьей стадии победители в целях упрочения своего положения создали государства как аппарат организованного насилия и принуждения; 6) В государственном состоянии на смену борьбе между различными расами и ордами приходит борьба между социальными группами, классами, сословиями и политическими партиями (в борьбе за власть и преобладание в обществе); 7) Целью государства является не умиротворение противоборствующих сторон и примирение противоположных интересов, а сохранение и укрепление отношений господства – подчинения, которые сложились в обществе в результате предшествующей борьбы 8) Всем существующим у отдельного человека правам и свободам, а также своему благополучию и благосостоянию он обязан государству, без беспрекословного подчинения которому в обществе установится анархия 9) Право создается государством и выступает лишь как средство поддержания общественного порядка. Что касается общего значения теории Гумпловича, то в силу ее антиисторизма, культа неограниченной и произвольно действующей государственной власти, она не получила значительного признания в ученых кругах. Вместе с тем отдельные ее положения (культ борьбы, положение о неизбежности расовых антагонизмов, возвеличивание репрессивно – полицейского государства) перекликаются с возникшей десятилетиями позже идеологией национал – социализма.
|