Подход
| Гуманистический
| Гуманитарно-антропологический
|
Аксиологический аспект
| «Общечеловеческие» гуманистические ценности, примат прав и свобод человека
| Традиционные духовно-нравственные и культурные каноны, примат ценности и достоинства человека
|
Оценка человеческой природы
| Оптимистическая: человек по своей природе добр и наделен врожденным, естественным стремлением к здоровью и росту
| Реалистическая: в человеке заложены разнообразные потенции — от благородных до безобразных, в мотивах и поступках могут быть проявлены и одни, и другие
|
Человеческое в человеке
| Все, что помогает человеку стать и оставаться самим собой
| Все, что побуждает в человеке стремление и волю быть выше себя
|
Нормативный вектор развития и саморазвития человека
| Самоактуализация – максимально полное воплощение человеком своих способностей и возможностей
| Универсализация – выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вхождение в пространство универсального со-бытия
|
Основа психологического здоровья
| Личностный рост как утверждение самости в наращивании способности полноценного функционирования в условиях индивидуальной жизни
| Духовное возрастание как преодоление самости в развитии способности к децентрации, самоотдаче и любви
|
Максима психологического здоровья
| Стремление к самотождественности: быть самим собой
| Стремление к полноте человеческого бытия: быть выше себя
|
Установки психологической практики
| • Эмпатическое слушание, феноменологическое проникновение и безоценочное отношение: человека нужно принимать таким, каков он есть; • психологическая помощь осуществляется «по ту сторону добра и зла»;
| • Доминанта на другом и участная вненаходимость: сопереживание человеку при критичном отношении к отрицательным проявлениям его нрава; • психологическая помощь затрагивает духовно-душевную сущность человека и в силу этого соотносима
|
| • фасилитация личностного роста человека преимущественно недирективными психотерапевтическими средствами
| с нравственными аспектами жизни, с проявлениями «проблемы добра и зла»; • диалогические формы контакта, ориентированные на актуализацию в человеке его духовного (истинного) «Я»
|
Мировоззренческая ориентация
| Неоязыческая: эволюция человека как человекобожества (самоутверждение и самообожествление)
| Святоотеческая: эволюция человека как Богочеловека (самоодоление и единение с Богом)
|