Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные аспекты здоровья.






Человек проходит свой жизненный путь в конкретной социально-исторической и индивидуальной ситуации, оказывающей влияние на формирование внутренней картины здоровья, отношения к здоровью, а также на изменение состояния здоровья.

В психологии принято выделять 6 основных периодов психического развития в онтогенезе:

· младенческий (до 1года);

· раннее детство (2-3 года);

· дошкольный (4-5 лет);

· младший школьный (6-10 лет);

· подростковый (11-14 лет);

· старший школьный или ранний юношеский возраст (15-17 лет).

В младенческий период физическое неблагополучие ребенка проявляется в его многочисленных аффективных реакциях: плач, крик, двигательное беспокойство и другие. В этом возрасте показателем здоровья ребенка может служить общий положительный фон его настроения. В исследованиях зарубежных и отечественных психологов подчеркивается важная роль ранних эмоциональных контактов в развитии личности ребенка. Джон Боулби (англ. психолог), наблюдая младенцев в сиротских домах, обратил внимание на то, что в более старшем возрасте у них наблюдались различные эмоциональные проблемы, деструктивное поведение, неадекватная самооценка. Он связал это с отсутствием у них ранних эмоц. контактов с матерью.

Уже сразу после рождения младенцы сосредоточиваются на человеческом голосе и лице, на третьей недели начинают улыбаться. Начиная с трехмесячного возраста соцреакции младенца становятся более избирательными.

В период раннего детства (ко 2 году) интенсивно развиваются психомоторные функции ребенка. Он по-разному проявляет свои эмоции в присутствии посторонних и матери. Особое значение для здоровья ребенка в этот возрастной период имеют особенности отношений к нему.

С. Броди (америк. психолог) выделил 4 типа материнского отношения:

1) Легко и органично приспосабливаются к потребностям младенца. Поведение - поддерживающее разрешающее. Не навязывают свои требования и терпеливо относятся к его потребностям.

2) Сознательно приспосабливаются к потребностям ребенка, склонны к доминированию.

3) Не проявляют большого интереса к ребенку. Жесткий контроль за поведением малыша.

4) Плохо понимают потребности ребенка и из-за этого требуют от малыша большего. (наиболее неблагоприятный).

Примерно в полтора года дети начинают осознавать себя, свои внешние каче­ства, свое внутреннее состояние. О формировании самосознания ребенка на вто­ром году его жизни свидетельствует тот факт, что малыши уже узнают себя в зеркале. В этот возрастной период активно формируются гигиенические навыки у детей. Осознание необходимо­сти личной гигиены формируется у ребенка постепенно и в значительной степе­ ни способствует развитию содержательной стороны образа «Я», развитию его лич­ностной и социальной идентичности. На третьем году жизни ребенок начинает подражать уже не столько определен­ным действиям, сколько определенным людям. С двухлетнего возраста ребенок уже способен отождествлять себя с другими людьми по половому признаку.

У детей дошкольного возраста существенное значение в процессе освоения собственного «Я» играет развитие речи и мышления. Речь существенно расширя­ет познавательные горизонты ребенка, с помощью ее он может заново пережить прошлое, предвосхитить будущее и сообщить о каких-либо событиях другим лю­дям. В дошкольном возрасте дети отличаются повышенной чувствитель­ностью к мнениям и оценкам окружающих; они эгоцентричны, что проявляется в желании быть в центре внимания; испытывают высокую потребность в эмоцио­нальных контактах. В связи с этим очень важно в формировании В К З у дошколь­ника отношение родителей к его здоровью. Адекватная оценка родителями здо­ровья ребенка в значительной степени отражается на особенностях его поведения и самочувствии. Т. о., реальное отражение своего здоровья в дошкольном возрасте в значительной степени обусловлено оценкой и отношением родителей к здоровью ребенка.

У детей младшего школьного возраста, так же как и у дошкольников, преоб­ладает непосредственно-чувственное отношение к своему здоровью. Чем старше ребенок, тем чаще на первый план выступают эмоциональные оценки здоровья: «быть в хорошем состоянии», «быть веселым», «красивым», «иметь много друзей» и пр. С формированием логического мышления повышается осознание ребенком своих физических и психических возможностей. В этот пе­риод у ребенка появляется повышенный интерес к своему телу. Осознанная забота ребенка о своем здоровье может проявляться уже в выработке им определенной стратегии поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.

Кардинальные изменения в развитии Я-концепции наступают в подростковом возрасте. В исследованиях различных авторов, посвященных психологии подро­стка, подчеркивается, что этот возрастной период является переломным, крити­ческим. Критический характер подросткового возраста проявляется в противоречивом, неустойчивом поведении, обострении отдельных черт характера.

Среди особенностей подросткового возраста, имеющих первостепенное значе­ние для развития Я-концепции, необходимо выделить следующие.

•Особое место в формировании Я-концепции подростка занимает активное половое развитие. Психофизические изменения, связанные с половым со­зреванием, разрушают уже сформировавшийся образ «Я» и требуют пост­ роения нового телесного «Я».

•Происходит когнитивная перестройка, которая проявляется в качествен­ных изменениях в развитии мышления. У подростка отмечается склонность к предварительному мысленному решению, а также новое отношение к интеллектуальным задачам. Подросток начинает анализ задачи с попыток выяснить все возможные отношения, создает различные предположения об их связях, затем проверяет свои гипотезы.

•В формировании качественно иных отношений в системе «я и общество» проявляется новый уровень овладения социальным опытом. Эти отноше­ния направлены на усвоение норм человеческих взаимоотношений.

•Способность подростков моделировать свою деятельность и предвосхищать ее результаты отражается на их поведении, которое становится более упо­рядоченным, целенаправленным и волевым.

Самооценка имеет разные функции. С одной стороны, самооценка — это ког­нитивный (познавательный) процесс. Подросток заинтересован в объективном знании себя и своих качеств. С другой стороны, самооценка часто служит сред­ством психологической защиты личности. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает подростка преувеличивать свои достоинства или преуменьшать свои недостатки. Чтобы сохранить положительное отношение, личность вынуж­дена прибегать к различным защитным механизмам.

Подростки с адекватной Я-концепцией проявляют адекватное отношение к своему здоровью не только на когнитивном и эмоциональном уровне, но и на по­веденческом. Они посещают спортивные секции, у них наблюдается познаватель­ная активность, направленная на оценку здоровья вообще и своего в частности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал