Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды государственной социальной помощи






Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться ее получателями, как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи: [8]

1. денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат. Под социальным пособием понимается – безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:

Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть. В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума. Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой.

В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий.

Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии, не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.

Компенсация – возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Компенсация в отличие от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме.

Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь, для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.

Порядок оказания адресной социальной помощи, органы социальной защиты населения в течение 10 дней: [9]

-проводят обследование материально-бытового положения семьи, заявителя;

-производят необходимые расчеты среднедушевого дохода, при необходимости собирают дополнительные сведения;

-осуществляют ранжирование малоимущих семей, граждан, подавших заявления об оказании социальной помощи по степени их нуждаемости с указанием всех факторов, влияющих на материальное положение заявителей;

-представляют документы в городскую (районную) комиссию для решения вопроса об оказании помощи в денежном выражении, натуральном виде или в виде социальных услуг, либо об отказе в помощи с указанием причин.

Среднедушевой доход семьи исчисляется на основании установленного Порядка расчета совокупного среднедушевого дохода граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2000 N 152 " О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи".

Ранжирование семей, граждан, подавших заявления на помощь, осуществляется по разности между величинами прожиточных минимумов семей, граждан и их общими доходами.

При решении вопроса о помощи учитывается предоставление гражданину, семье льгот, установленных федеральным, областным законодательствами, постановлениями органов местного самоуправления, а также возможности их поддержки по месту работы заявителя или членов его семьи, а также со стороны взрослых детей, близких родственников.

При нерациональном использовании имеющихся возможностей для получения дополнительных доходов в случае наличия в семье: дополнительного жилья (дома, квартиры, дачи), гаража, технически исправного автомобиля (не для инвалида), денежных вкладов в банках (в сумме, превышающей десять размеров минимальной заработной платы), а также при выявлении недостоверных сведений, либо в случае, если заявитель, члены его семьи, имея показания к труду, не проявляют инициативы в увеличении своего дохода, в оказании помощи может быть отказано.

Оказание адресной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим гражданам через управление социальной защиты населения администрации области производится на основании ходатайств органов социальной защиты населения администраций муниципальных образований с представлением акта обследования материально-бытового положения семьи или гражданина, заявления заявителя по установленной форме, справки установленного образца о среднедушевом доходе.

Выделение средств на адресную социальную помощь из областного Фонда социальной поддержки населения осуществляется по представлениям управления социальной защиты населения администрации области на основании документов, поступивших из органов социальной защиты населения по месту жительства заявителя.

В экстренных случаях вопрос об оказании адресной социальной помощи может быть решен по согласованию с органами социальной защиты населения по месту жительства заявителя.

 

Размер, основные формы и виды социальной помощи, адресной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам определяется с учетом разницы между установленной величиной административной границы бедности в муниципальных образованиях и среднедушевым доходом семьи, заявителя.

Величина адресной социальной помощи на одиноко проживающего малоимущего гражданина составляет в пределах 20% от прожиточного минимума. Для малоимущей семьи размер помощи определяется с использованием понижающего коэффициента в зависимости от количественного состава семьи.

В экстремальных ситуациях, повлекших крупные единовременные потери (расходы), размеры оказываемой помощи устанавливаются индивидуально.

Исходя из имеющихся возможностей, органы местного самоуправления могут устанавливать свои размеры социальной помощи.

Основные формы и виды адресной социальной помощи:

1. денежная помощь:

-единовременные пособия,

-пособия для оплаты транспортных расходов,

-помощь в экстремальных ситуациях,

-помощь в оплате жилья, коммунальных услуг, дотация на питание и лечение, льготные ссуды и кредиты;

2.натуральная помощь:

-обеспечение предметами первой необходимости (продукты питания, обувь, одежда, постельные принадлежности),

-предоставление материалов для ремонта жилья, автотранспорта, выделение медикаментов, обеспечение бесплатного питания, предоставление топлива и др.;

-гуманитарная помощь;

3.услуги и льготы:

-содействие в оказании информационной, психологической, медико-социальной, реабилитационной, социально-бытовой, юридической, профориентационной помощи, направление в социально-реабилитационные учреждения, дома-интернаты, устройство в дома для престарелых и инвалидов, палаты сестринского ухода, организация надомного социально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе, прикрепление к магазинам по продаже продуктов питания и предметов первой необходимости по социально низким ценам, предоставление льгот, субсидий по оплате коммунально-бытовых услуг, организация бесплатного ночного проживания бездомных граждан, обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми, организация помощи семьям с " лежачими" больными, создание специальных аптек или отделов в аптеках для малоимущих граждан, помощь в заготовке топлива и др.

Денежная помощь носит в основном единовременный характер. в отдельных случаях может быть принято решение об оказании денежной помощи семье, заявителю в течение определенного периода, исходя из конкретной ситуации.

Возможно предоставление одновременно нескольких видов социальной помощи.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал