Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА 1. Безнадзорность и беспризорность как социальное явление.
1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности. Безнадзорность с точки зрения социального явления - это отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Безнадзорность детей и подростков - это сложная социально-педагогическая проблема. Она существенно сказывается на социализации подрастающего поколения. Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, перешло в категорию междисциплинарных и полностью вошло в область реальной социально-педагогической практики. В социологии она связана с комплексом проблем в социально-экономической политике государства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействуют на семью, разрушая её и искажая всю систему восприятия, воспитания и развития подростка. Можно рассмотреть это явление в следующих дисциплинах: [1] 1) В юриспруденции - в контексте причин и профилактики безнадзорности и беспризорности. 2) В педагогике - правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи близких взрослых с подростком. 3) В психологии - деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми. 4) В социальной педагогике - социально-педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий. 5) Социально-педагогический подход к определению безнадзорности представляет собой следующее: безнадзорные – это несовершеннолетние, которые проживают в семье, но при этом должный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием отсутствует. Безнадзорный ребенок (подросток), в отличие от беспризорного, как правило, живет с родителями, сохраняет связи с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких ему людей. Более страшным социальным явлением, являются беспризорные.[2] Беспризорным неизбежно сопутствуются тяжёлые социальные последствия такие как: 1) Рост правонарушений. 2) Преступность несовершеннолетних. 3) Детская проституция. 4) Алкоголизм. 5) Наркомания. В связи с резким обострением проблемы детской безнадзорности и беспризорности был создан Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.) Он дает определение понятий «безнадзорный», «беспризорный» с точки зрения государства. Беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство), подчинение неформальным законам[3].
Под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Следовательно, безнадзорность ребенка или подростка есть отсутствие за ним надзора или контроля. В любом случае речь идет о нарушении обязанностей со стороны семьи, опекунов, учителей, социальных работников, социальных педагогов и другие виды нарушений по осуществлению контроля над воспитанником. Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности. В Федеральном законе от 25 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даны следующие определения: Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; [4] Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания[5]. Таким образом, в соответствии с законом, отличие беспризорного от безнадзорного состоит в отсутствии места жительства. В ряде публикаций понятия «беспризорность» и «безнадзорность» смешиваются.[6]
1.2 Социальные предпосылки феномена детской безнадзорности и беспризорности. Выделено множество категорий причин безнадзорности и беспризорности. Социальные предпосылки могут выступать как основание для существенной безнадзорности и беспризорности[7]. Причины безнадзорности: 1) Утрата детьми родителей. 2) Сложные условия труда и быта взрослых членов семьи (длительные командировки, неудовлетворительное состояние здоровья), не позволяющие в должной мере заниматься воспитанием детей. 3) Неблагоприятная обстановка в семье (конфликты, развод, аморальный образ жизни родителей). 4) Отсутствие взаимопонимания со сверстниками, педагогами, неудачи в учебном процессе и др. Безнадзорность также является следствием низкого уровня социально-бытовых условий жизни взрослых, не оставляющих им времени на общение с детьми. Недостатков воспитательной работы в школе и медленного развития системы общественного воспитания в стране таких как нехватка учреждений дополнительного образования детей для организации досуга, занятий спортом. Нередко к безнадзорности приводит педагогическая неграмотность родителей, незнание или непонимание своих обязанностей по отношению к детям, их педагогически неправильная позиция, выражающаяся в удовлетворении преимущественно материальных потребностей детей и недооценке роли воспитания. Так же можно назвать ряд социальных проблем: 1) Отсутствие жилья или невозможность по тем или иным причинам проживать по месту регистрации. Во многих случаях дети и подростки, живущие или проводящие большую часть своей жизни на улице, происходят из неблагополучных семей. Зачастую родители таких несовершеннолетних страдают алкоголизмом, злоупотребляют наркотиками, ведут нездоровый образ жизни. Нередко образ жизни родителей приводит к утрате ими жилплощади и, как следствие, дети становятся бездомными. В других случаях, несмотря на наличие жилья, ребенок или подросток не может там находиться, так как условия, сложившиеся там, невыносимы: отсутствует еда, полная антисанитария жилого помещения, агрессивное поведение взрослых и т. д.). Также в некоторых случаях подросток покидает дом из-за конфликта с родными и не осмеливается возвращаться, постепенно утрачивая связь с семьей. 2) Отсутствие социально приемлемых форм опеки со стороны взрослых. Часто в жизни несовершеннолетнего нет взрослых, реально отвечающих за его жизнь и благополучие. В некоторых случаях беспризорные и безнадзорные устанавливают взаимоотношения с тем или иным взрослым который для них является образцом для подражания. Этот человек может неформально выполнять некоторые функции опекуна: предоставлять кров, кормить, оказывать первую медицинскую помощь, но с той или иной степенью постоянства. Необходимо отметить, что в некоторых случаях этот человек может злоупотреблять доверием несовершеннолетнего, совершая по отношению к нему противоправные действия. 3) Отсутствие средств к существованию и невозможность или неумение их получать легальным способом- еще одна типичная проблема уличных детей. Большинство уличных детей и подростков не имеют постоянного дохода. Многие в результате жизни на улице оказываются вовлечены в преступную деятельность и приучаются добывать средства антиобщественными и криминальными путями: а) Попрошайничеством, воровством, сексом в обмен на деньги или вещи. Большинство уличных несовершеннолетних не располагают опытом наблюдения положительных ролевых моделей, в том числе касающихся трудовой деятельности, а также не имеют даже базовых профессиональных навыков, необходимых для устройства на работу. 4) Отсутствие документов: свидетельства о рождении, паспорта, полиса обязательного медицинского страхования и др. Вследствие этого уличные дети сталкиваются с недоступностью социальных и медицинских услуг в системе государственных учреждений, а также невозможностью защиты своих гражданских прав. 5) Несоответствующий возрасту уровень образованияусугубляет правовую неграмотность и незащищенность уличных детей и подростков. Многие ребята старшего подросткового возраста имеют образование в пределах начальной школы. Такое многолетнее отставание оказывается сложно компенсировать даже в условиях продуманной реабилитационной программы. При этом низкий уровень образования существенно ограничивает возможности для дальнейшего обучения и трудоустройства подростков, что, в свою очередь, снижает их самооценку и мотивацию на оставление уличного образа жизни. К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником относятся 1) полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками; 2) проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; 3) добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.); 4) подчинение «неписаным» законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом. С другой стороны, согласно данным правоохранительных органов, в современной России появилась категория беспризорников, тесно связанных с криминальным миром, которые могут позволить себе снимать достаточно комфортное жилье. Беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Они также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях. Криминалисты отмечают, что у беспризорников жизненные цели могут смещаться в сторону психологического комфорта, получения «сиюминутных удовольствий»[8].
|