Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи вокального образования детей. Место детского вокального исполнительства в современной системе начального профессионального образования.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Лекция №1 Несколько доводов о пользе обучения сольному академическому пению в рамках начального профессионального образования. Современные тенденции начального образования. «Все мы родом из детства» Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Детство – это время, когда у человека формируются основные морально-нравственные, поведенческие, социально значимые стереотипы. Мы часто слышим от взрослых людей: «Меня с детства так приучили», «Я так с детства привык» и т.д. «Только то, в человеке надёжно и прочно, что вошло в него в раннем детстве»[1]. Поэтому на каждого взрослого возлагается огромная ответственность за воспитание детей, умение заложить в их души зерна добра, нравственности, справедливости, стремления к красоте и т.п. Сегодня у ребёнка есть много возможностей для познания мира. Но как в хаосе информации не заблудиться, не стать «жертвой» псевдоинтересов? Одним из видов «противоядия» от пошлости и разгула «информационного блуда» является занятие искусством. Все виды классического искусства полезны в детском возрасте и принесут большую пользу всем желающим овладеть ими. Но сегодня я говорю о занятиях обучающихся в классе академического вокала. Голос человека – это его «я». Голос раскрывает «нутро» человека со всеми его положительными и отрицательными качествами, его характер, темперамент, грамотность, культуру, здоровое или больное состояние. Характерные интонации, присущие голосу каждого человека идентифицируют его, не позволяют перепутать его с другими людьми. Ни один музыкальный инструмент не может соперничать с голосом, великим даром природы. Пение оказывает мощнейшее воздействие на слушателей и на самого поющего. Мать, укачивающая младенца, интонацией своей колыбельной успокаивает его, передаёт ему чувства любви, заботы, доброты. К сожалению, темп сегодняшней жизни, условия научно- технического прогресса несколько отдаляют людей друг от друга. Ребёнка укладывают спать или вовсе без музыки и пения, или под звуки чужих голосов современных электронных устройств. Между родителями и детьми встаёт непреодолимый, наполненный условностями ритм бушующего прогресса. Сегодняшних детей трудно удивить. Интеллект вытесняет чувства. А без чувств пения не бывает. Детям трудно, не привыкнув слушать классическую музыку, пение народных песен, самим чисто и музыкально спеть любимую мелодию. Поэтому, чем раньше родители приведут своего ребёнка на занятия академическим пением, тем лучше. У маленького ребёнка больше веры и доверия. Он естественен, открыт и любознателен. Он хочет учиться. Задача учителя - удовлетворить интерес ребёнка, открыть перед ним интересный и увлекательный мир вокальной музыки, удивить его и влюбить в искусство. Пение - это не только музыка, это ещё и слово. Слово, которое раскрывается посредством музыки. Вокально - техническая подготовка юного вокалиста происходит параллельно с музыкальным образованием, включающим музыкальную грамоту, теорию музыки, историю развития искусств и музыкальной культуры, овладение музыкальным инструментом, и искусством пения в ансамбле. А так же, преподаватель отрабатывает с обучающимися приёмы певческой артикуляции, фразировки, воплощения сценического образа, грамотной передачи художественного слова, в соответствии с творческим замыслом исполняемых произведений. И чем богаче духовный мир ребёнка, чем тоньше чувствует он окружающий мир, тем больших результатов достигает преподаватель в занятиях с ним. Основной задачей которого, является научить вокалиста голосом выражать определённые музыкально-драматические состояния. Искусство вокала заставляет работать и ум, и душу обучающегося. Разбирая вокальное произведение, необходимо знать историческую эпоху, в которую было написано данное произведение. Надо знать жанр, стиль произведения, строение и музыкальную форму, какое место в творчестве композитора оно занимает, чем было вызвано создание этого произведения. А душа откликается на поэтическое содержание, нюансы интонаций, смысл слов, пауз, запятых. Конечно, в занятиях необходимо соблюдать основной принцип развития постепенности - от простого к сложному. Нельзя перегружать сознание ребёнка невыполнимыми задачами. Процесс погружения в профессиональное пение должен приносить обучающемуся радость. Иногда радость преодоления собственных пороков: лени, недопонимания, упрямства и т.п. Духовно- нравственное воспитание личности ребёнка происходит постоянно, на каждом этапе работы. Разучивая с юным певцом упражнения или вокализы, преподаватель учит его быть терпеливым, внимательным, сосредоточенным, упорным. Исполнение вокальных произведений требует целеустремлённости, стремления к совершенствованию, смелости, решительности, широкого кругозора. Занятия в одном классе развивают у учеников чувство партнёрства, солидарности, взаимоуважения, вежливости. За время работы с детьми в детской школе искусств, я наблюдала, как стремительно развиваются обучающиеся, когда преподаватель верит в их способности, вкладывает в каждого частицу себя. Научить ребёнка серьёзно относиться к работе над произведением, выполнять домашние задания, интересоваться выбранным видом искусства вне школы – задача педагога, всё это развивает в учениках морально - нравственные аспекты личности, профессионализм. Чаще всего, придя в класс академического вокала, ребёнок не всегда ясно представляет себе цель занятий. Преподавателю приходится медленно и постепенно расширять его кругозор, ставить ясные цели, намечать планы. Очень важным аспектом в занятиях с детьми является вовлечение родителей в творческий мир развития детей. Только тесное взаимодействие преподавателя с родителями обучающихся приносит положительные результаты в занятиях. Поддержка близких людей, их заинтересованность в результатах занятий помогают детям быстрее адаптироваться в процессе обучения, наполняет занятия особым смыслом и глубиной. Если развитие юных исполнителей ведётся правильно, то духовный рост ребёнка прослеживается в осмыслении, сопереживании и «передачи» вокального репертуара. Ценно именно то, насколько обучающийся тонко и грамотно может раскрыть образ произведения, что его привлекает, какими средствами воплощения он доносит до зрителей смысл исполняемого произведения. И если в начале своего творческого развития его интересуют простые, часто популярные вокальные произведения, то в скором времени ребёнку становиться интересна другая, «сложная» музыка, способная пробудить мысли и чувства. Совсем необязательно, чтобы все обучающиеся класса академического вокала становились профессиональными артистами, важно, чтобы они знали и понимали, как сложен труд артиста, как велико значение искусства и были грамотными, духовно восприимчивыми людьми. Несколько доводов о необходимости занятий сольным академическим пением в системе начального предпрофессионального музыкального образования В связи с ФГТ в системе начального музыкального образования, обучение детей по направлению академического сольного пения в ДШИ РФ, не получило статуса начального предпрофессионального образования и было выведено в разряд программ общеразвивающего направления с минимальным количеством образовательных часов. В данной работе представлены доказательства в необходимости развития детского академического вокала рамках программ начального предпрофессионального образования. С конца 90-х годов в ДШИ РФ сформировалась потребность обучения детей в классе сольного пения. За этот период в школы были привлечены преподаватели академического вокала, разработаны образовательные программы, методические материалы. Интерес к данному виду искусства обнаружил новые возможности для раскрытия творческого потенциала детей. Июля 2013 года приказом Министерства культуры Российской Федерации №998, в соответствии с пунктом 4 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598), был утверждён перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств [1]. С 1сентября 2013г. ДШИ приступили к набору обучающихся с учётом новых ФГТ в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы нацелены на то, чтобы выявить одаренных детей в раннем возрасте, создать условия для их художественного образования и эстетического воспитания, для приобретения знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности. Эти программы призваны подготовить обучающихся к получению профессионального образования в данной сфере. На обучение принимают по результатам индивидуального отбора. Он позволяет выявить тех, у кого есть необходимые творческие способности и физические данные. В связи с этим установлен перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. В него включены следующие программы. Это фортепиано; струнные, духовые и ударные, народные инструменты, инструменты народного оркестра; хоровое пение; музыкальный фольклор. Также в перечень вошли живопись; декоративно-прикладное искусство, хореографическое творчество; дизайн; искусство балета, театра, цирка; архитектура [2]. Не оказалось в этом перечне такого вида искусства, как академический вокал. На вопрос - почему? Прозвучали несколько субъективных объяснений. Во-первых: органы голосообразования детей школьного возраста находятся в стадии формирования и велика вероятность, в силу голосовых нагрузок, причинить непоправимый вред растущему организму. Во- вторых: недостаточное количество профессиональных кадров по работе с детскими голосами. В- третьих: сольное пение не является традиционным видом искусства в рамках системы обучения детей в ДШИ и ДМШ. Действительно ли вредно и необязательно обучающимся ДШИ и ДМШ заниматься сольным пением? Опираясь на собственный вокальный опыт и многолетний опыт работы с обучающимися в классе академического вокала в ДШИ, приведу несколько доводов в доказательство обратного.
|