Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обвинение в чрезмерной эксплуатации детских голосов в вокальных конкурсах, для обучающихся сольному пению по направлению академический вокал, имеет опосредованное значение.
До 2012года предмет «Сольное (академическое) пение» в ДШИ развивался на уровне с музыкальными инструментальными специальностями. Учебные планы по сольному пению, чаще всего, копировали учебные планы инструментальных отделений, только в графу «специальность» вместо «фортепиано» писали «сольное пение». Обучающиеся посещали сольфеджио, слушание музыки, музыкальную литературу, фортепиано, вокальный ансамбль и, иногда, сценическую подготовку. Выполнение учебного плана не подразумевало частого участия в конкурсах, т.к. перед учениками столи, прежде всего, задачи по выполнению учебной образовательной программы, а также участие в зачётах, академических концертах, контрольных уроках. Годовой план методической и концертно-лекционной деятельности ДШИ способствовал участию обучающихся академического вокала в мастер-классах, открытых уроках, выступлениях в концертах, торжественных мероприятиях. Налаженность образовательной системы не позволяла обучающимся класса сольного пения пренебрегать требованиями программы в угоду конкурсных выступлений. Широкий спектр коммерческих конкурсов, проводимых различными творческими объединениями и ассоциациями, привлекает к участию не только вокалистов, но и обучающихся всех образовательных направлений: (инструменталистов, хореографов, обучающихся театральных отделений, вокалистов). Требования к исполнителям академического вокала, чаще всего, основаны на исполнении 2-х разнохарактерных произведений: одного классического и народной песни, по желанию исполнителя. Поэтому говорить о завышенных требованиях к юным исполнителям не приходится. Городские и областные детские вокальные конкурсы по академическому вокалу, обычно, имеют тематическую направленность, но также остаются в пределах требований исполнения 2-х, 3-х разнохарактерных и разностилевых произведений, с учётом возрастных особенностей певцов. Жюри таких конкурсов, как правило, составляют педагоги средних и высших учебных заведений, солисты оперных театров, филармоний, что поддерживает профессиональный статус этих конкурсов. К сожалению, на сегодняшний день, в стране проводится только один детский Международный вокальный конкурс, (не фестиваль-конкурс, а именно конкурс), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей и подростков, участия в их дальнейшем творческом становлении, обобщении педагогического опыта по работе с юными вокалистами, а также приобщающий детей к традициям профессионального певческого искусства. Это Международный конкурс юных вокалистов имени Е.В. Образцовой. Конкурс уже имеет свою историю. В августе 2014 года (конкурс проводится один раз в 2 года) будет проходить пятый по счету конкурс [7]. Уровень и статус данного конкурса предполагает наличие у детей ярких вокальных данных, сформированных вокальных навыков, владение исполнительскими навыками и сценической культурой поведения. Конкурс проводится в 2 тура и предполагает, в общей сложности, исполнение 4-х (для участников I возрастной группы), а также пяти (для 2 и 3-ей возрастной группы) произведений. Конкурсная программа составлена с учётом возрастных особенностей детей и для 1 возрастной группы включает исполнение 1) народной песни, 2) вокальное произведение композитора по выбору участника, 3) песню из детского кинофильма, мультфильма, спектакля, 4) вокальное произведение зарубежного композитора XIX века. Участники конкурса 2-й и 3-ей возрастных групп исполняют произведения эпохи барокко, романсы русских и зарубежных композиторов. Для 3-ей возрастной группы (15-17 лет) обязательно исполнение арий из опер русских и зарубежных композиторов XVIII – XX веков. Присутствие выдающихся мастеров вокального искусства современности в качестве членов жюри конкурса имени. Е.В. Образцовой, председательство самой Елены Васильевны, профессиональные требования, предъявляемые к уровню подготовки участников конкурса, место проведения (Санкт-Петербургская Государственная Академическая филармония имени Д.Шостаковича) ставят конкурс в ранг с профессиональными вокальными конкурсами для взрослых певцов. Уровень данного конкурса даёт право требовать серьёзного отношения государства к вопросам по воспитанию молодого вокального потенциала России. Специфика подготовки юного вокалиста требует не кружковой работы, а занятий в системе предпрофессионального музыкального образования.
|