Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 7, 29 апреля 2016 года






Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938) - немецкий философ, создатель современной феноменологии. По Канту, номен - вещь в себе, феноменон - явление. Но Гуссерль идёт совсем другим путём, его основные работы - " Логические исследования", " Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии", " Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" - это логические исследования, он работал ассистентом у Вейерштрасса. Он отталкивается от учения Бэкона об идолах, но если Бэкон рассчитывает полностью разобраться с идолами, то Гуссерль считает, что главный идол, мешающий человеку выйти на природу, - это его сознание. Поэтому в труде " Философия как строгая наука" речь идёт о попытке найти в сознании некие элементы, которые он считает абсолютно строгими, априорными, трансцендентальными. Эту процедуру он называет " Экохе" - попытка вынести за скобки сознания весь остальной мир и полностью погрузиться в это сознание, для чего он предлагает средневековый метод - интенция, направленность сознания на самого себя. С её помощью можно усмотреть исходные сущности - ноэмы, а сам процесс экспликации этих сущностей он назвал ноэзисы. В результате он приходят к идеям Декарта о том, что все логико-математические истины существуют в нашем сознании, но надо очистить наше сознание от эмпирии и эксплицировать истины. Их неисчислимо много, мы пока знаем малую часть. В ту эпоху вполне серьёзно обсуждаются теория множеств Кантора, булева алгебра, неевклидова геометрия. Эти примеры свидетельствуют о том, что развитие логики и математики есть процесс бесконечный, и проблема в том, что ему мешают различные наслоения. А если учёный научится методу экохе, то гораздо более широкий класс логико-математических истин должен быть познан. Потом Гуссерль переживает кризис и говорит, что сам процесс познания этих логико-математических истин нереален. Так что он говорит о понятии " Жизненный мир", и его труды послужили как основа экзистенциализма. Гуссерль - точка отсчёта этого течения. Учёный всегда погружен в массу социальных, природных, психологических обстоятельств, и он не может из них вырваться, и наверняка они вдохновляют его на получение новых идей. Обсудим его труд " Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология". Казалось бы, появляются генетика, общая теория относительности, а он пишет о кризисе, но он пишет с аксиологических позиций. Для него кризис означает, что наука уходит от коренных проблем человека. Это началось с Галилея, когда стали использовать разделение на объект и субъект, стали изучать объекты, а сам субъект остался в стороне. И выход из этой ситуации состоит в том, чтобы преодолеть это разделение и учитывать субъекта.

В конце 19 века сформировалось мощное направление, связанное с наукой и с Кантом - неокантианство. Это тоже Германия, и Канта начали интерпретировать в двух направлениях - марбургская школа и баденская школа. Они кантианцы и признают наличие априорных трансцендентальных структур, пространства, времени и т.д.. Марбургская школа - Герман Коген (1842 - 1918), Пауль Наторп (1854 - 1924) и Эрнст Кассирер (1874 - 1945) - начинают рассматривать априорные структуры как основания самой науки. Тогда уже блок физико-математических наук был важным, лидирующим, и в их основаниях были эти структуры. Баденская школа - Вильгельм Виндельбанд (1848 - 1915) и Генрих Риккерт (1863 - 1936). Они акцентируют внимание на отличии метода естественных наук от метода гуманитарных наук. Модель, которая предлагается для естествознания, принципиально не подходит для блока наук с гуманитарными дисциплинами. Марбургская школа говорит, что априорные структуры нельзя установить раз и навсегда, а они открываются постепенно при построении фундаментальных теорий. Только при построении можно судить об этом фундаменте теорий. С этой точки зрения наука должна развиваться через эмпирические и другие методы, но с некоторого уровня развития обнаруживаются эти априорные основания науки. Баденская школа говорит, что естествознание всегда занимается объектами, которые существуют сами по себе независимо от человека, а гуманитарные науки не могут этого сделать принципиально, поскольку всегда исследуют объекты, непосредственно связанные с человеком. Например, есть утверждение о том, что Цезарь перешёл Рубикон в таком-то году. Само по себе это утверждение науки, но в зависимости от исследователя это можно рассматривать и как деградацию Рима, и как его расцвет (Рим стал оплотом всей греко-римской цивилизации). Этот взгляд на исходную позицию исследователя есть исходная установка, отличающая гуманитарную точку зрения от научной. Поэтому можно определить два принципиальных метода. Естествознание использует номотетический (генерализирующий) метод - это попытка создания всё новых понятий, теорий, описывающих всё большую часть реальности. А гуманитарные науки используют идиографический (идиализирующий) метод - это составление ценностных связей, ценностных установок. Выделение того, что в истории называют фактом, во многом определяется ценностными установками исследователя, который конструирует эту историю, исходя из установок этого горизонта исследования. Эти же идеи потом появятся в герменевтике 20 века.

А теперь вернёмся к линии, заданной Гуссерлем, основателем экзистенциализма. Её продолжили Мартин Хайдеггер (1889 - 1976), Альбер Камю (1913 - 1960), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) и Карл Ясперс (1883 - 1969). Хайдеггер и Ясперс - это представители религиозного экзистенциализма, а Камю и Сартр - это представители атеистического экзистенциализма. Хайдеггер - ученик Гуссерля, защитивший диссертацию под его руководством. В работе " Бытие и время" он формулирует свои основные идеи. Первая - любое наше понимание всегда осуществляется через язык (бывает обыденный повседневный язык, бывает язык науки на фундаменте повседневного). Насколько развит язык - настолько развито наше понимание мира. " Язык - дом бытия человека". Ещё наука считает, вычисляет, но не мыслит, то есть не может понять смысл этого бытия, а вот осмысление мира - дело метафизики, метафизика есть ядро философии, эта сердцевина всегда постоянна и всегда связана с проблемой самого субъекта, а у самого субъекта - с проблемой свободы. Свобода - ключевое понятие всех экзистенциалистов. Ранее свобода в естественнонаучном плане понималась как познанная необходимость, как в образе стоиков, где есть колесница, которая движется, и к ней на поводке привязана собака, имеющая определённую степень свободы в рамках длины поводка и скорости колесницы. А если она остановится, колесница её потащит, и собака поймёт, что придётся двигаться, чтобы не быть удавленной ошейником. Этот образ нарисовал Луций Анней Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), всегда есть необходимость, она ведёт всё и вся, а непокорных тащит за уши (это больнее). И у Гегеля тоже есть хитрость мирового разума - человек в неком смысле марионетка, человек вроде свободен, но поскольку поставленные цели никогда не достигаются, достигается цель мирового разума. По экзистенциалистам, человек начинается со свободы, человек есть прерыв в непрерывности материального бытия, как дырка в бублике. Без дырки (свобода) не будет человека (бублика), а будет лишь смятое тесто без дырки (материальное тело). Экзистенциализм - философия существования, или философия смерти. Весь проект существования длится до конца, смерти, до перехода из бытия в ничто, но само понятие свободы для науки никаким образом ничего не значит, его может понять только философ-мыслитель, экзистенциалист. Это экзистенциальная истина по Хайдеггеру, та, к которой наука в принципе не может подобраться. И есть понятие " Ничто": наука имеет дело с " Нечто". Но в любом языке есть отрицание. А вот что означает частица " Не" сама по себе? По Хайдеггеру, существует что-то по ту сторону бытия, и это есть небытие, заданное Кьеркегором, это наш первобытный страх перед смертью. Ещё Кьеркегор дал классификацию этих страхов, но главный страх - это страх перед проблемой своего существования. Экзистенциалисты поставили проблему свободы самого человека и проблему " Ничто", то есть поиска смысла существования в условиях ограниченности жизненного цикла.

Карл Ясперс (1883 - 1969) - автор работ " Философская вера" и " Смысл и назначение истории". Ясперс показывает, что есть ситуации, где человек так или иначе делает выбор. В обыденных ситуациях человек старается приспособиться к ним и играет заранее уготовленную роль (студент, человек в транспорте) (это тоже выбор, но минимальный). Здесь надо приспособиться к данным требованиям, играть роль и проходить свой маршрут. Но бывают пограничные ситуации, между жизнью и смертью, когда не выбирать нельзя. Здесь человек ощущает свою экзистенциальную свободу, что он изначально свободен, и от этого его выбора зависит всё, даже его жизнь. Он выдвигает тезис, ясно показывающий суть экзистенциализма: " Французы никогда не были так свободны, как во времена оккупации Франции фашистами". Он выделил три возможных направления деятельности французов в эту эпоху. Первое - это коллаборационализм (сотрудничество с фашистами, коалиционное с ними правительство и т.д.) - но после поражений фашистов под Сталинградом стало ясно, что они могут проиграть и тогда тебя скоро могут расстрелять. То есть здесь нет никакой гарантии, что человек выживет. Второе - стать маки, партизаном, и примкнуть к Шарлю де Голлю (1890 - 1970), однако партизаны долго не живут. Зато потом эти люди получили уважение, и де Голль стал президентом Франции. Третье - не проявлять активного сотрудничества с немцами, и в то же время не препятствовать им. Но в то же время партизаны с немцами воюют, а немцы отвечают. Если немецкого офицера убивают, то оцепляют весь район, и каждого десятого расстреливают, и в немцы СССР такое практиковали. Каждый выбор экзистенциален, нигде нет гарантии, что ты не получишь смерть, но выбирать приходится, и ты выбираешь. И понятно, что наука здесь абсолютно ни при чём.

У Альбера Камю (1913 - 1960) есть известный роман " Чума". Описан некий город, в который приходит эта чума, вводят карантин, город оцепляют, закрывают, и спрашивается, как должен себя вести житель этого города? Снова есть три варианта. Первый - закрыться в доме с запасами продуктов. Но это не панацея, так как чумная бактерия может прийти в дом всё равно, сквозь ставни. Второй вариант - это пир во время чумы, пуститься во все тяжкие, но здесь можно умереть от злоупотреблений, даже не заразившись, а можно и от чумы. А третье - это бороться с чумой. Все три варианта каждый человек решает сам для себя, и ни один из них не гарантирует вам жизнь. А дальше чума внезапно ушла. Кто чувствует себя человеком? Те, кто провозгласили, что они будут бороться. Камю получил нобелевскую премию по литературе. Да, жизнь абсурдна, и главный вопрос философии - не отношение материи и сознания, и не отношение к науке, а вопрос Паскаля: если жизнь абсурдна, имеет ли смысл её проживать? В отличие от Паскаля Камю говорит, что да, имеет смысл проживать жизнь. При этом абсурд надо преодолевать абсурдом. Бунт - единственное оружие против абсурда. Это единственное, в результате чего ты понимаешь, что ты человек, хотя он (бунт) ничего не гарантирует.

Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) задумывается о гуманитарном методе, который поставили баденские философы, и в то же время о способе синтеза диалектического метода диалектики Гегеля и Маркса с психоанализом. Сам он тоже сторонник этих революционных методов, вместе со студентами Франции в 1968 году он выходил на баррикады, когда власть во Франции зашаталась. Он считал, что диалектика слишком абстракный и формальный метод, надо её дополнить психоанализом. Это прогрессивный метод, он направлен на изучение макросистем социума, тех систем, о которых говорит Маркс, там рассматриваются глобальные показатели, определяющие состояние общества. А ещё этот метод регрессивный, потому, что он обращается непосредственно к внутреннему миру самого человека. Главное - это стремление понять внутреннюю жизнь человека, движущие силы и мотивы поведения. Эти мотивы в целом имеют довольно негативное отношение к развитию науки.

А теперь переходим к прямо противоположным направлениям, к позитивизму. Часть этих теорий мы должны тоже знать из общего курса, поэтому первые две волны позитивизма мы рассмотрим бегло, а дальше будем останавливаться более предметно. Общая идея позитивизма состоит в том, что философия должна сосредоточиться на науке, помогать ей и не мешать. Наука теперь сама себе философия. Есть обвинение в адрес позитивизма - раньше наука была служанкой теологии, а теперь вот это служанка науки. Но обсудим подробнее. Выделяют три общепринятые стадии развития позитивизма - классический позитивизм середины 19 века, вторая стадия, включающая американский прагматизм, эмпириокритицизм и конвенционализм, и третья стадия - неопозитивизм, включающий логический атомизм, лингвистическую философию и логический эмпиризм. И ещё в 30-е годы 20 века появляется постпозитивизм, он станет на принципиально иную позицию понимания отношения философии и науки, хотя основные идеи сохранятся.

Начнём с классического позитивизма, который основал Огюст Конт (1798 - 1857), он также рассматривается как основоположник новой гуманитарной дисциплины - социологии. Сейчас она бурно развивается, есть институты социологии, есть социологические опросы. В науке можно использовать разные методы. Его основные работы - это " Курс позитивной философии" в 6 томах и " Система позитивной политики". Позитивная философия с его точки зрения является стадией окончательного анализа и вывода естествознания. А человеческий дух и философия проходят три стадии развития, и в этом заключается закон трёх стадий, который является изоморфным и для человечества в целом, и для развития каждого индивида. Первая стадия - это теологическая, от древнего мира до 1300 года. Суть всех трёх стадий состоит в попытке объяснения причинно-следственной связи в вещах и явлениях и в попытке отыскания сущностей вещей. Теологическая стадия делает это путём высказываний предположений о существовании мистического мира или сущностей, используя мистический фактор. Так же делает и ребёнок, черпая из сказок представления о мистических стадиях. Вторая, метафизическая стадия - это 1300 - 1800 годы, когда основная ткань объяснений связана с выдвижением метафизических понятий: субстанция, форма, идея, монада, абсолютный дух и так далее. Такого рода понятий полно, соответствующие объяснения доминируют. И как и в первой стадии, здесь тоже нет никакой экспериментальной проверки, тоже абстрактные понятия, играющие объяснительную роль. Завершается это концом эпохи Реформации и Просвещения. Появляется разветвлённое естествознание. И за счёт естествознания появляется третья, позитивная стадия, и наука стремится уже не к опознанию сущностных метафизических причин, а к формально-логическому описанию обратных связей и явлений. Теперь задача философии - классификация, систематизация и обобщение выводов конкретных наук (естествознания). Исходя из этого, он предлагает принципиально новую классификацию наук на основе философского принципа " от абстрактного к конкретному" - математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Принцип " от абстрактного к конкретному" должен вести к общему прогрессу общества. Наука неотъемлемым образом связана именно с прогрессом человека во всех сферах.

Второе направление классического позитивизма - это Джон Стюарт Милль (1806 - 1873), автор работ " Система логики" и " Принципы политической экономии". Он ставит задачу обоснования научной индукции. Бэкон первый сказал, что индукция - это основной научный метод. Милль развивает эти его идеи с учётом уже других методов, существующих в науке. Бэкону противостояли Декарт (гипотетико-дедуктивный метод), Паскаль (аналитико-синтетический метод). Милль показывает, что любое аксиоматическое утверждение связано с эмпирическим опытом. " Прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками" - откуда мы это знаем? Чтобы это померять, нужны циркуль и линейка. А это уже эмпирия. Так что логика просто упорядочивает наше опытное знание. Априорные истины не существуют в принципе. Милль предлагает процедуры - это принципы согласия, или сходства, сопутствующие изменения (корреляции). Он разрабатывает эту систему с учётом всех методов.

Третий известный представитель классического позитивизма - это Герберт Спенсер (1820 - 1903), который положил начало идее глобального эволюционизма. Саму идею эволюции разработал задолго до него Дарвин, а Спенсер как философ рассматривал эволюцию жизни как частный случай космической эволюции. В условиях, когда доминировало представление о стационарности Вселенной и была общепринятой небулярная теория Канта и Лапласа, Спенсер рассматривает космическую эволюцию как некий процесс дифференциации материи вообще. С точки зрения такой динамики происходит структурная организация, упорядоченность, то есть космическая эволюция - это модель эволюции всех других систем, и жизни, и общества. Прогресс и порядок есть во всём, и в космосе, и в живой природе. Основной и знаменитый труд Спенсера, который произвёл впечатление на его современников, - " Системы синтетической философии" в 10 томах. Там он показывает эту теорию эволюции в различных аспектах. Он создаёт свою классификацию наук, это блок абстрактных наук - логика и математика, абстрактно-конкретных наук - механика, физика и химия, и ещё... -... биология и социология. Задача философии - обобщение принципов и законов частных наук и создание обобщающей классификации, дающей научное мировоззрение.

Коротко рассмотрим инновации в науке в период середины 19 - начала 20 веков, поскольку на них уже строится эмпириокритицизм, уже не в лице философов, а в лице философствующих учёных, Эрнста Маха (1838 - 1916) и психолога Рихарда Авенариуса (1843 - 1896). Физические исследовательские программы - это формулировка закона сохранения энергии сразу многими авторами (Майер, Джоуль, Клаузиус, Томсон, он же лорд Кельвин). Выдвигается гипотеза тепловой смерти Вселенной и понятие энтропии, развиваемое Больцманом. Появляется цикл Сади Карно, уже теоретическая вещь, опирающаяся на теорию теплорода, подытоживающая представление о тепловых машинах и ограничениях на их КПД. Появляется и укрепляется новая теория света, это идеи Френеля, Арабо, которые объясняют явления дифракции и поляризации света. Эрстед случайно устанавливает связь электричества и магнетизма. Затем открывают свои законы Фарадей, Ампер, Кирхгоф. Возникает новое понимание отношения электрических, магнитных и оптических явлений - долгое время оставалось непонятным, можно ли их вписать в механистическую картину мира. Долгое время это пытался сделать Максвелл, а Больцман пришёл к выводу, что все эти механические модели - это только строительные леса, которые помогли построить теории, а дальше их можно отбросить, и остаётся принципиально новая по сравнению с механицизмом реальность - уравнения Максвелла, которые от механики уже не зависят. Механика: принцип дальнодействия (передача импульса на неограниченные расстояния, от Демокрита, Гассенди) меняется на принцип близкодействия (импульс передаётся от точки к точке, скорость передачи взаимодействия ограничена, идеи Аристотеля и Декарта). На основе анализа уравнений Максвелла были предсказаны электромагнитные волны, которые случайно открыл Генрих Герц, доказав тем самым эмпирически идеи электромагнетизма. Потом это пошло и в практическое поле, когда было изобретено радио. Возникла новая физическая реальность в виде непрерывных электромагнитных полей (принципиально новое понятие), и долгое время существовала идея, что для переноса электромагнитного поля нужна особая среда, которая называлась эфиром. Это понятие шло от Аристотеля, к нему вернулась физика. В конце 19 века Томсон открыл электрон, и тогда разрабатывается электронная теория Лоренца. В математике - булева алгебра, новое слово, Гаусс доказывает основную теорему алгебры и оформляет теорию чисел, Кантор создаёт теорию множеств, которая встречает очень резкое сопротивление со стороны Кронекера и других видных математиков. Неевклидова геометрия появилась на основе доказательства пятого постулата, который ставит под вопрос трёхмерность; в каком измерении мы живём? То, что Канту казалось незыблемым и априорным, ставится под сомнение. Новое в биологии - это исследовательские программы Кювье, автора теории катастроф, а также Ламарка, которому принадлежит первая попытка создать систематическую теорию эволюции. " Философская зоология" - эта работа имела очень большой успех. Ламарк первый пытается объяснить прогресс в развитии живого мира. Внешняя среда, её изменения, если они носят устойчивый характер, может изменить внутреннее строение живого организма, и появится новый организм. У жирафа длинная шея, потому что из поколения в поколение эти животные тянулись к наиболее лакомым кусочкам наверху деревьев, и в конце концов это привело к изменению морфологии. Дарвин отталкивается от этой теории Ламарка и в работе " Происхождение видов посредством естественного отбора, или выживание благоприятственных рас в борьбе за жизнь" вводит ряд понятий и делает переворот в понимании природы человека, выводя его происхождение из высших приматов, из животного мира. Это была революция в биологии, критика Дарвина была со всех сторон. Дарвин оправдывался: " Господь Бог создал законы эволюции, я их только лишь открыл." В конце 19 века Бёрк Мендель открывает законы наследственности, закладывая законы генетики, в то время его открытия были забыты, и поэтому генетику пришлось переоткрывать совсем другим людям в начале 20 столетия. Луи Пастер доказывает невозможность происхождения жизни из неорганики на современном этапе эволюции. Больше этот вопрос не поднимается, так как он запаял нужную систему и провёл эксперимент. В химии появляются важные исследовательские программы - органическая химия, синтезируется мочевина, важный фактор для промышленности, нефть теперь рассматривается не только как топливо, но и как важное органическое соединение, немецкий химик Либих делает открытие. Менделеев открывает периодическую таблицу. С 1875 по 1886 годы таблица Менделеева получает эмпирическое подтверждение. На основе этих открытий интенсивно начинает развиваться техника (телеграф, телефон, радио), работают учёные, но не в обычном тогда смысле слова, а учёные технического направления, применяющие известные научные достижения в области техники. Происходит новая информационная революция, появляются новые средства передвижения и обмена информацией. Электричество Лодыгин, Яблочков, Эдисон применяют для освещения. Киноаппарат появляется на основе науки. Появляется довольно важное кольцо: 1) Научная теория, 2) Технические изобретения на её основе, 3) Изобретения дальше толкают развитие науки. Пример: в 1865 году Максвелл разрабатывает электромагнитную теорию света, предполагая существование электромагнитных волн. В 1883 году Герц доказывает существование этих волн. На основе этого Попов и Маркони создают радио, беспроводной телеграф. И здесь есть очень важные вещи - Попов первый послал сигнал с берега на один из кораблей, " Генрих Герц" - первая его депеша. Но практически это ничего ещё не значило, так как в пределах видимости можно было обмениваться световыми сигналами. А вот Маркони установил радиосвязь между Францией и Англией. Потом Маркони приехал в Петербург и разговаривал с Поповым по поводу того, нельзя ли установить связь между Европой и Америкой. Попов отклонил это предложение из чисто научных соображений: Земля круглая, волны длинноволновые и уйдут в космос. А Маркони рискнул, так как он был простым промышленником и хотел получить выгоду; он построил мощный передатчик на основе идей Попова и установил эту связь. А потом, чтобы объяснить успех Маркони научно, Оливер Хэвисайд открыл ионосферу, которая ответственна за то, что радиоволны могут отражаться от неё, а не уходить в открытый космос. В 1909 году Маркони получил Нобелевскую Премию за это открытие, а Попову дали медаль. Техническим изобретением глобального характера радио стало в результате действий науки. Цепочка, на которую нам надо обратить внимание, такая: наука, потом изобретатели, которые знают науку, шаг в неизвестность, успех, и затем наука его объясняет. В 20 веке так уже не получится, сначала всегда наука, а потом техника. В России продолжаются капитальные труды Карамзина по истории, Грановский, Крузенштерн и Лисянский открывают Южный Полюс, создаётся Русское Географическое Общество. В Пулково открывается астрономическая обсерватория (1839), Ленц, Шиллинг (телеграф), Зинин (бензол), хирург Павлов (идеи антисептиков, наркоза, операции в полевых условиях, большинство людей ранее умирало от заражения, а не от ран). В Российской Империи появляются первые железные дороги, пароходы.

На этом фоне появляется вторая волна позитивизма - американский прагматизм, эмпириокритицизм и конвенционализм, эти течения есть суть второй волны. Американский прагматизм - это первый серьёзный вклад американской научной мысли в развитие общемировой мысли. Он позже перешёл в инструментализм. Сейчас американцы стали лидирующими, особенно в результате войн, и самые крупные философские центры науки находятся именно в Америке. С Америкой связаны не только силиконовые и кремниевые долины, но и дальнейшее осмысление науки, так как они чётко понимают прагматику такого рода осмыслений, так как они понимают важность этого процесса. Без философских осмыслений наука слепа, как говорил Кант.

Чарльз Сандерс Пирс (1839 - 1914) - по образованию логик, математик, основатель прагматизма. Он основал и симиотику - абстрактную науку о знаках. Его основные работы: " Как сделать наши идеи ясными" и " Закрепление веры". Принцип Пирса: о реальности и жизнеспособности любого научного понятия надо судить по возможности его практического применения. Истина - это прежде всего понятие прагматическое, и надо смотреть на те практические выводы, которые вытекают из данного теоретического положения. Он пытается понять естествознание в логическом и историческом плане. Познание по Пирсу основано на 1) принципе слепой веры учёного тому, чему его учат, 2) на принципе авторитета (нормативном, а также здесь и сейчас), 3) Принцип априоризма (в любой науке мы можем найти некие априорные конструкции), и 4) Научный принцип - возможность проверки, постановки опыта, возможность вычислений и так далее. Здесь есть принцип дедукции, принцип индукции и принцип абдукции. Абдукция - это такой способ рассуждений, который ориентирован на поиск правдоподобных объяснительных гипотез. Принцип абдукции - это чисто такой способ проб и ошибок, которым может руководствоваться учёный. Справедливость гипотезы проверяется чисто прагматическими соображениями.

Уильям Джемс (1842 - 1910), представитель прагматизма, автор работы " Основания Психологии". Он по-новому ставит вопрос об истине. Истинное надо определять в биологическом смысле как некую полезность для выживания и существования живого организма. Любая научная теория определяется истинными или ложными суждениями, из которых можно сделать выводы, важные для выживания. То есть он переводит истину из разряда гносеологии в прагматический разряд выживания. Джемс установил связь между эмоционально-волевой и мыслительной человеческой деятельностью. Телесная деятельность - это проявление (частный случай) эмоциональной деятельности. Идея сосуществования этих двух деятельностей окажет большое влияние на открытие Роберта Спейри, который откроет асимметрию полушарий мозга в середине 20 века. А в метафизическом плане его идеями вдохновится Нильс Бор, который родился в культурно-образованной среде, где обсуждали идеи Джемса. Принцип дополнительности в квантовой теории коррелирует со взаимодополнимостью мыслительной и эмоциональной деятельностей, про которую сказал Джемс.

И последний представитель прагматизма - Джон Дьюи (1859 - 1952), он доводит прагматизм до логического завершения и создаёт инструментализм. Он написал " Опыт природы" и " Метафизическое восприятие материализма". Понятие объективной истины не имеет смысла, истина - это общепринятые верования, носящие функционально-инструментальный характер. Истина - это то, что удобно здесь и сейчас и даёт наиболее значимый практический эффект. Бриться можно и топором, и бритвой, но бритвой удобнее. Говорить о том, что истинно, топор или бритва, нет смысла. А вот если надо перепилить дерево, то можно пытаться и бритву использовать, но будет неудобно, поэтому нужен топор. Это он назвал эмпирическим натурализмом. В опыт входят сны, безумие, трансцендентальные схемы, эмпирические науки и магия. Опыт превращается в некую историю, обращённую в будущее. Жизненный опыт может включать все эти составляющие, а учёный - такой же человек, и поэтому для него жизненный опыт тоже есть. Опытный человек или эксперт в науке - это практически одинаковые смысловые контексты для разных сфер деятельности. Дьюи оказал большое влияние на развитие мировой биологии. Он первый разработал теорию прогрессивного образовательного процесса, которая состоит в идее непрерывного обучения и переобучения человека всю жизнь. Сейчас эта идея актуальна, нет возрастных ограничений в университетах, и эта концепция Дьюи активно воплощается.

В Европе сходные идеи развивал Анри Пуанкаре (1854 - 1912), математик, философ и физик. У него есть " Наука и метод", " Ценность науки", " Наука и гипотеза". Поставлена проблема соотношения эмпирического и теоретического. Первичны эмпирические факты. Все теоретические конструкции приходящи. Эмпирические факты подобны книгам в библиотеке, которые существуют независимо от того, как их расставят на полках. Теория - каталог уже готовых книг (это дело техники, а труды остаются неизменными). Без каталога трудно разобраться в фактах, в этом смысле они конечно тоже нужны, но сами каталоги в науке - результат конвенции учёных, теория носит конвенциональный характер. Отсюда следует, что нельзя ставить вопрос об истинности любых теоретических теорий. Что такое истина? Все геометрии равноценны, а говорить о геометрии физического пространства можно только в определённом отношении с учётом органов чувств живых существ. Случайное появление органов чувств определяет размерность пространства для людей (3D), для муравьев (2D). А само по себе пространство не обязано быть трёхмерным. А физики вообще многомерное пространство рассматривают. Одним из первых Пуанкаре критикует абсолютные конструкции в физике Ньютона и до Эйнштейна высказывает мысль о неоднозначности временных интервалов в зависимости от наблюдателя. Эйнштейн, правда, потом признал эту неоднозначность реальностью (для Эйнштейна пространственно-временной интервал носит объективный характер, в этом отличие их взглядов), но сама мысль про временные интервалы была упомянута до него. Математику Пуанкаре считал универсальным языком науки, но не считал возможным добраться через неё до реальной физики. Эйнштейн считал иначе. Также Пуанкаре заострил внимание на том, что научная теория проверяется не только логико-математическими испытаниями, но и эстетическим критерием, принципом красоты. Оценить красоту математической модели может только сам математик, но всё равно это очень важный критерий, на одном и том же эмпирическом материале можно построить разные теории, надо уметь из них выбрать самую простую и красивую конструкцию, объясняющую мир. Эту идею потом будет развивать Поль Дирак. Для создания теории нужно Бессознательное, очень близко к Фрейду. Его озарило в Альпах, как надо создавать теорию. Наука - сначала метод проб и ошибок, затем инкубационный период (теория варится в котле бессознательного), и если сварится, инсайт, и ещё - самоконтроль в конце.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал