Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
М. В. Ломоносов.
«Ода на день восшествия на всероссийский престол Елисаветы Петровны, 1747 года» 1.2.1. В чем заключаются характерные особенности оды как жанра на примере данного фрагмента? Ода - стихотворение восторженного характера в честь какого-либо знаменательного события или исторического лица. «Ода на день восшествия…1847 года» относится к высокому стилю. В ней используются слова книжной лексики, старославянизмы: отрада, дерзают, злато, услаждаюсь. Старославянизмы помогают почувствовать торжественный слог стихотворения, чувство гордости за свою родину. 1.2.2. Какое достоинство императрицы подчеркивает М.В.Ломоносов? М.В.Ломоносов восхищается красотой Елизаветы Петровны: Душа ее Зефира тише И зрак приятнее Рая. Ломоносов показывает не только красоту, но и щедрость Елизаветы Петровны: «…твои щедроты ободряют Наш дух и к бегу устремляют…» Ломоносов отмечает ее стремление к миру. Она «войне поставила конец». И все же основным достоинством императрицы автор называет стремление видеть счастливым русский народ: Я Россов счастьем услаждаюсь, Я их спокойством не меняюсь, На целый запад и восток". 1.2.3. Какие темы нашли отражение в этой оде М.В.Ломоносова? В оде М.В.Ломоносова нашли отражение различные темы. Прежде всего, это тема Родины. Поэт говорит о славном прошлом России, о заслугах Петра I, который «Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес». Находит отражение в оде и тема науки. Ломоносов пишет: …Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет. В конце оды мы находим Гимн науке и напутствие молодому поколению: О ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрены… 1.2.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в строках: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина… С какой целью Ломоносов использует это средство? В самом начале оды М.В. Ломоносов использует перифраз - троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина… Что может быть более желанным, чем мир? Ломоносов называет мир «земной отрадой», «возлюбленной тишиной», «блаженством». Тема мира имеет непосредственное отношение в образу императрицы, которая «возвратила мир», положила конец войне с Швецией 174-1743 годов.
1.2.5. Сопоставьте оду Ломоносова «На день восшествия…» с одой Г.Р.Державина «Фелица». Найдите общие черты этих произведений. В литературе XVIII века было принято строгое следование требованиям классицизма. Произведениям высокого «штиля», к которому относится ода, свойственно обращение к высоким темам или историческим личностям и использование слов высокого, торжественного слога. Ее гражданский пафос, торжественный язык, полный ораторских восклицаний и обращений, пышные, нередко развернутые в целую строфу метафоры и сравнения, обильно рассыпанные славянизмы и библейские образы, ее, по выражению самого Ломоносова, " высокость и великолепие" послужили образцом почти для всех русских поэтов XVIII в. Оды Ломоносова и Державина посвящены женщинам, сыгравшим значительную роль в истории России: Елизавете Петровне и Екатерине II. " Фелица" Г.Р.Державина - гимн просвещенному монарху, обращенный непосредственно к Екатерине II в то время как ода М.В.Ломоносова обращена не только к Елизавете Петровне, но и к России, к ее прошлому и будущему. Как Ломоносов, так и Державин использует слова торжественного слога, старославянизмы: добродетель, препровождает, блаженство. Однако в оде Державина есть отступление от норм классицизма. Державин вводит в оду просторечные слов: Храня обычаи, обряды, Не донкишотствуешь собой… Так Державин подчеркивал отличие императрицы от ее приближенных, которых в тексте называет «мурзами». Обеим одам свойственно включение комплиментов - лестных отзывов об императрицах. И.Ломоносов, и Державин показывали кротость императриц. Ломоносов пишет: Божественным устам приличен, Монархиня, сей кроткий глас… Державин также заостряет внимание на добродетелях Екатерины II. Как для Ломоносова, так и для Державина важно, чтобы заслугами императрицы процветала наша держава: Да дел твоих в потомстве звуки, Как в небе звезды, возблестят.
Баллада В.А. Жуковского «Светлана» 1.2.1. Докажите принадлежность произведения В.А.Жуковского «Светлана» к жанру баллады. Баллада - это произведение романтического жанра. В ней жизнь героев представлена в противостоянии судьбе, как поединок человека и обстоятельств, которые одерживают верх над ним. Основа балладного сюжета заключена в преодолении человеком преграды между реальным и потусторонним миром. В балладе создается романтическая обстановка: ночь, туман, «тускло светится луна», и героиня одна наедине со своими страхами и переживаниями. В балладе находят отражение романтические образы и картины. В «мёртвом молчанье» ночи были слышны тревожные звуки: жалобный крик «вестника полуночи» сверчка, зловещее карканье ворона. В балладе используется образ «белоснежного голубка», который своими крылами защищает Светлану, как бы отвечая на её горячую молитву. В этом прослеживается романтическая идея баллады - любовь торжествует над смертью.
1.2.2. Какую роль в балладе играет вступление? В балладе " Светлана" Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи народа — в отличие от баллады " Людмила", являвшейся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера " Ленора". В " Светлане" поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В описании гадания поэт использует просторечные слова: «раз в крещенский вечерок…», «башмачок», «ярый воск». Это придает национальный колорот картине гадания. По напевности, простоте эта часть баллады напоминает народные песни, в которых нашла отражение обрядовая поэзия: …Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. 1.2.3. Можно ли назвать образ Светланы в этой балладе романтическим образом? Почему вы так считаете? Светлану в балладе В.А.Жуковского можно назвать романтической героиней. Она молчалива и грустна. Ее окружает романтическая обстановка - ночь, туман, луна. Главное содержание ее жизни - любовь. Это чувство захватило её настолько, что она ни о чем не может думать, как о своем милом: Как могу, подружки, петь? Милый друг далеко; Мне судьбина умереть В грусти одинокой. Одиночество, мысли о смерти, желание узнать «жребий свой» - все это соответствует романтическому характеру. Полная «тайной робости» страха, от которого она «чуть... дышит», Светлана все же решается прибегнуть к гаданию.
1.2.4. Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы передать его отношение к героине? Жуковский особой любовью и нежностью. Представляя героиню, он пишет: Молчалива и грустна Милая Светлана. Эпитеты «молчалива и грустна» передают сочувствие поэта, а эпитет «милая» помогает не только увидеть приятную внешность девушки, но и почувствовать авторскую симпатию. Баллада завершается оптимистическим заключением: О! не знай сих страшных слов Ты, моя Светлана… Обращение «моя Светлана» передает любовь автора к героине.
Для выполнения задания 1.5 дайте развернутый связный ответ (5-8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на данный фрагмент или другие эпизоды произведения.
1.2.5. Прочитайте начало баллады В.А.Жуковского «Людмила» и сопоставьте с балладой «Светлана». Что объединяет баллады «Светлана» и «Людмила»? Баллады «Людмила «и «Светлана» объединяет сходство сюжета: и Людмила, и Светлана чувствуют свое одиночество, они грустят о своих возлюбленных, не могут думать ни о чем ином. Действие в обеих балладах разворачивается на фоне романтического пейзажа: ночью за каждой из них приезжает жених и увозит с собой. Обе героини в начале баллад мысленно обращаются к возлюбленным. Иль не вспомнишь обо мне? Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель? («Светлана») " Где ты, милый? Что с тобою? С чужеземною красою, Знать, в далекой стороне Изменил, неверный, мне; Иль безвременно могила Светлый взор твой угасила". («Людмила») Без ответа остаются вопросы Светланы и Людмилы. Неопределенность судьбы порождают уныние и мысли о смерти. Светлана говорит подружкам: Милый друг далёко; Мне судьбина умереть В грусти одинокой. И Людмила, предполагающая, что ее милый друг погиб на войне, говорит: " Расступись, моя могила; Гроб, откройся; полно жить; Дважды сердцу не любить". И в одном, и в другом произведении автор сочувствует героиням: О! не знай сих страшных слов Ты, моя Светлана…(«Светлана») Где ж, Людмила, твой герой? Где твоя, Людмила, радость? Ах! прости, надежда-сладость! («Людмила») Различаются баллады концовкой: Людмила умирает, разделяя судьбу своего жениха, а к Светлане утром приезжает ее жених.
|