Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос Семья обычного права






Под «обычным правом» понимаются местные обычаи стран Африки, Мадагаскара и некоторых других регионов, сложившиеся в период от доколониального периода до более развитых форм колониального и послеколониального периодов.

В доколониальный период в указанных регионах действовали местные обычаи, соответствовавшие родоплеменным представлениям о правилах, формах и порядке общественной жизни людей. Эти обычаи существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение без особых изменений.

Обычаи детально регламентировали весь строй жизни общины, поведение ее членов и предусматривали соответствующие санкции за их нарушения. Возникавшие споры в связи с нарушением обычаев, как правило, рассматривались старейшинами общины, племенными вождями.

В колониальный период традиционные обычаи претерпели существенное изменение под влиянием европейского права и законодательных реформ, проводившихся колониальной администрацией. Значение местных обычаев признавалось колониальной администрацией в той части, в которой они не противоречили нормам европейского права. Последние же распространялись на население колоний в той мере, в какой это соответствовало местным условиям и возможностям.

Происходящая в результате трансформация традиций и местных обычаев способствовала их приспособлению к новым условиям и утверждению в конечном итоге системы права метрополий.

После достижения независимости развитие национального права продолжалось на базе уже сформировавшихся в этих странах соответствующих европейских систем права. Вместе с тем рост национального самосознания освободившихся народов способствовал изменению политики замены традиционных обычаев европейскими системами права. Появилась тенденция увязать процесс модернизации государственно-правовых форм со своими национальными ценностями, что повлекло признание обычного права самостоятельным источником национального права в ряде независимых африканских государств а также интеграцию некоторых норм и институтов обычного права с действующими положениями европейского права.

72 вопрос Мусульманское права (правовая система) Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права (гиперссылка 8), нередко обозначаемого термином " фикх", начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.)- 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники " праведные" халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же " молчания" Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом. Особенности норм мусульманского права. Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, " поправить", оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться. Сверх социальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Искусство судьи, право применит часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата.

По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.

73 вопрос Понятие и структура нормы права Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления.

Из этого не следует, однако, что понятия " право" и " норма права" совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть.

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

2) формальную определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);

4) предоставительно-обязывающий характер (норма не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция)

Структура нормы права Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал