Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материалы к изучению. 1. Культура ХIV–XV вв. В результате Батыева нашествия и установившейся зависи­мости от Орды культура Руси пережила упадок: снизился уровень ремесленного и






1. Культура ХIV–XV вв. В результате Батыева нашествия и установившейся зависи­мости от Орды культура Руси пережила упадок: снизился уровень ремесленного и художественного мастерства, многие виды ремесел были утрачены на целые столетия. Особенно пострадали южные и восточные области Киевской Руси. Однако в Новгороде и Пскове не прервалось развитие письменности, архитектуры и живописи. Постепенно рос культурный потенциал Москвы, которая превращает­ся в центр собирания русских земель. Русская культура в ХIV–XV вв. развивалась под знаком подъема национального само­сознания, связанного с идеей консолидации сил для борьбы против золотоордынского ига.

Этот процесс шел под определенным воздействием мировой культуры. Из Византии в русские земли поступали произведения литературы и искусства, приезжали византийские художники. С За­падной Европой средневековая Русь была связана при посредниче­стве Новгорода и Пскова, в которых греко-славянские традиции успешно сочетались с западноевропейскими. Влияние Востока про­являлось главным образом в прикладном искусстве.

Русская литература. В XIV–XV вв. идея единой русской государственности нашла свое выражение в развитии летописания. Центрами летописания бы­ли Новгород и Псков, Тверь и Москва, Ростов и Нижний Новгород. Летописи превратились в средство политического воспи­тания общества. С возвышением Московского княжества заметно возрастает значение летописания в Москве, где создаются первые общерусские своды. Первый такой свод, известный как Троицкая летопись, был составлен в 1409 г.

Художественная литература развивала две особенно важные в то вре­мя темы – борьбы русского народа за свержение ордынского ига и за ликвидацию раздробленности, политическое объединение русских земель. Ярким примером литературы такого рода является " Задонщина", воинская повесть, посвященная Куликовской битве и написанная под явным влиянием " Слова о полку Игореве".

С середины XV века в древнерусской литературе утверждается бытовая повесть (" Повесть о Петре и Февронии Муромских").

Своеобразным литературным памятником средневековья являют­ся " Хождения". Это, как правило, описания путешествий в святые места (например, хождения смоленского дьякона Игнатия в 1369 г. из Москвы в Царьград). Особняком стоит " Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина. Это описание " деловой" по­ездки в Индию, в котором он рассказывает о законах и обычаях страны.

Появляется жанр житийной литературы. Наиболее известны дружинная повесть об Александре Невском, жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского, написанные одним из лучших житийных писателей Епифанием Премудрым в конце XIV в. – начале XV в.

Особое место в древнерусской литературе занимает русский " Хронограф" – сборник нравоучительных и занимательных новелл по всемирной истории.

Наряду с письменной литературой широкое развитие получил и традиционный устный фольклор: старины, сказы, былины, легенды и сказки, населенные об­разами добрых и отважных, преданных родине богатырей (Илья Муромец, Святогор, Микула Селянинович и др.).

Архитектура. Русское зодчество XIV–XV вв. характеризуется развитием двух главных архитектурных школ – московской и новгородско-псковской. Представления о новгородской архитектуре это­го периода дают два сравнительно небольших посадских храма – церкви Спаса-на-Ильине (1374) и Федора Стратилата (1360–1361). Они отличаются от сурового внешнего облика новгородских церквей предшествующего периода легкостью, нарядным декором и особой торжественностью. Для псковской архитектуры характерна особая пластичность, скульптурность масс, наглядно выраженная в архи­тектурном ансамбле звонниц.

Московская архитектурная школа опиралась на традиции Владимиро-Суздальского зодчества XII в. Наиболее типичны для нее соборы Спаса Андроникова монастыря (1427), Троицкий Троице-Сергиевой лавры (1422). В их облике появляются новые черты – простота наружного декора, выраженная плоским резным орнаментом. Основным строительным материалом в этих храмах служил известняк.

Во второй половине XV в. при Иване III широко разворачивает­ся строительство Москвы и прежде всего Кремля. Для этого Иваном III были приглашены итальянские архитекторы во главе с Антоном Фрязиным, Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари. Рабо­ты начались в 1485 г., а были закончены только в 1516 г. В 1475–1479 гг. Аристотель Фиораванти построил кафедральный Успенский собор Кремля. В этом сооружении традиции Владимиро-Суздальского и раннемосковского зодчества были переработаны и переосмыслены в духе творческих достижений итальянского Воз­рождения. В 1505–1508 гг. Алевизом Новым был перестроен кремлев­ский Архангельский собор. Очень оригинальна богато декорирован­ная отделка собора: пышные детали венецианской ордерной архи­тектуры, незнакомые на Руси карнизы, коринфские пилястры. Между Успенским и Архангельским соборами в 1505–1508 гг. вырос столп храма-колокольни – знаменитый Иван Великий.

Ряд кремлевских сооружений был построен псковскими зодчи­ми: изящная миниатюрная церковь Ризоположения (1484–1485) и Благовещенский собор " на сенях" великокняжеского дворца (1484–1409). В них соединялись черты псковской и московской ар­хитектуры. Уникальным образцом русской гражданской архитектуры ХV в. является Грановитая палата (получила свое название от облицовки главного фасада граненым камнем). Она была сооружена в 1467–1491 гг. Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари.

В целом, итальянские мастера сумели создать кремлевский комплекс с учетом национальных традиций русского зодчества.

Живопись. В 90-е гг. XIV в. главой Московской архитектур­ной школы становится Феофан Грек, до этого творивший на Новго­родской земле. Через него русские живописцы познакомились с ви­зантийским искусством высочайшего уровня. Творчеству Ф. Грека свойственны широкая обобщенная манера письма, насыщен­ный и яркий колорит красок. Наиболее достоверным творением самого Ф. Грека в Москве считается деисусный чин иконостаса Благовещенского собора начала XV в. Именно в Благовещенском соборе впервые оформляется иконостас – иконы, объединенные в общую композицию и помещенные на перегородке, отделявшей алтарь от основной части храма. Иконостас – чисто русское изобретение; Византия его не знала. В Благовещенском иконостасе иконы вплотную примыкают друг к другу, их не разделяют даже обрамле­ния. Поэтому он смотрится как нечто целое. Вместе с тем каж­дая икона является самостоятельным законченным произведением. Это сочетание " станковости" с принципом ансамбля – одна из своеобразных русских художественных традиций.

Другим гениальным художником этой эпохи был Андрей Рублев (около 1360 г. – около 1430 г.). К его произведениям относятся фрески Успенского собора во Владимире, расписанного в 1408 г. Наиболее совершенная икона А. Рублева " Троица" была написана, вероятно, в первые годы XV в. Характеризуя каждую фигуру иконы, мастер стремится выявить ее индивидуальность – позой, жестом, положением в иконном пространстве. Кобальт в сочетании с золо­том и охрой придают особое благородство колориту. Яркий чистый голубец – ляпис-лазурь – составляет основу колористического ре­шения " Троицы". Глубокий гуманизм, сила и человечность образов, высокие идеалы, которым он следовал, выразительность художест­венных средств поставили А. Рублева в один ряд с лучшими худож­никами всех стран и народов.

" Рублевское" направление сыграло ведущую роль в изобрази­тельном искусстве второй половины XV в. Наиболее выдающимся представителем последнего был Дионисий (30–40-е гг. XV в. – около 1508 г.). Краски Дионисия прозрачностью и нежностью полутонов напоминают акварели, обладают большой светоносностью. Белый цвет в его палитре впервые в истории развития живописи приобретает самостоятельное значение. Для Дионисия характерна удлиненность пропорций персонажей, замедленность и мягкость их движений; художник изображает одухотворенную, " очищенную" чело­веческую плоть. Его самой замечательной работой по праву счита­ются фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря у северного Бородавского озера.

Изобразительное искусство конца XIV–XV вв. можно назвать русским " проторенессансом".

2. Культура XVI века. Духовную атмосферу этой эпохи во многом определяют те противоречивые тенденции, которые характеризуют правление Ивана Грозного. Искусство XVI в. все теснее связывается с интересами государства. В царствование Ивана Гроз­ного государство переходит к контролю над развитием искусства. Стоглавый Собор 1551 г. регламентирует отношения мастера-живо­писца и ученика, канонизирует освященные веками и авторитетами иконографические схемы, старые " греческие" письмена и композиции Андрея Рублева. В XVI в. интенсивно идет процесс интеграции московской и местных художественных школ.

Большим достижением русской культуры середины XVI в. яви­лось книгопечатание. В 1563–1564 гг. в Москве на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали " Апостол", а в 1565 г. " Часословец» – первую русскую книгу для обучения грамоте.

Литература наиболее четко реагировала на изменения общественно-политических на­строений в государстве. В первой полови­не XVI в. были созданы знаменитые Четьи-Минеи. " Четьями" на Ру­си назывались книги, предназначенные для чтения, в отличие от " служебных", употреблявшихся при богослужении. " Минеи" – сбор­ники, где все произведения распределены по дням месяцев, в ко­торые их рекомендовалось читать. Четьи-Минеи стали своего рода сводом церковных знаний русского средневекового общества: там были и жития, и поучения " отцов церкви", и византийские зако­ны, и памятники церковного права.

Русское летописание приобретает все более официальный ха­рактер. В летописях отражаются все важнейшие государственные дела, фиксируются завоевания русского государства, утверждается незыблемость самодержавия, законный характер верховной власти. Типичным летописным сводом этого периода является Никоновская летопись. На ее основе по желанию Ивана IV позднее был создан Лицевой летописный свод, представляющий собой энциклопедию ми­ровой и русской истории.

В " Сказаниях о князьях Владимирских" подчеркивалась идея преемственности власти великих князей и византийских императо­ров.

Одно из прогрессивных литературных направлений XVI в. – политическая публицистика. Наиболее яркими представителями ее были Ф. И. Карпов и И. С. Пересветов. Основными в их произведениях являлись идеи о высвобождении мысли из-под церковного влияния, апелляция к разуму, а не к вере, обращение к правде и опыту жизни, признание их первичности по отношению к вере.

Подобный процесс в общественной жизни принято называть секуляризацией (от лат. saecularis – мирской, светский) или обмирщением общественной мысли. Примером чисто светского произ­ведения может служить " Домострой", написанный наставником Ивана IV Сильвестром. Домострой – это свод правил поведения зажиточного человека и ведения домашнего хозяйства.

Архитектура. XVI век – это период расцвета крепостного зодчества. Строятся крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Пскова, Смоленска, а также Соловецкий, Кирилло-Белозерский и Троице-Сергиев монастыри. Во внешнем облике крепост­ных стен наибольшее внимание уделяется воротным и угловым баш­ням, игравшим особую роль как в системе обороны, так и в форми­ровании архитектурной панорамы городов.

Расширяется и укрепляется Москва. Начинался город с крепо­сти. Под ее стенами формировался посад – Китай-город, в 1533–1538 гг. обнесенный каменным кольцом укреплений. К концу XVI в. для усиления обороны Москвы сооружается третий крепост­ной пояс – Белый город. Он имел протяженность около 9, 5 километров и насчитывал 27 башен (в настоящее время на его месте проходит Бульварное кольцо). Вскоре возникает и четвертая, последняя ли­ния внешних укреплений – " Скородом", или Земляной город, состо­явший из деревянных стен на земляном валу (позже по его пери­метру прошло Садовое кольцо).

XVI век – это период утверждения нового архитектурного сти­ля: шатрового, возродившего древние традиции деревянного зод­чества. Этот стиль хорошо подходил для создания храмов – мону­ментов, воздвигаемых в память какого-либо события или военной победы и прославлявших идею государственности. Ранний и самый лучший образец такого мемориального соору­жения – церковь Вознесения в Коломенском (построена в честь ро­ждения сына Василия III, будущего Ивана Грозного). Она представ­ляет собой величественный башнеобразный " восьмерик на четвери­ке", увенчанный мощным шатром. Впервые в каменном восточно-христианском зодчестве вместо крестово-купольного типа храма было построено столпообразное здание, у которого восточная часть не выделена, как это требовалось по византийским правилам VI в. Интересно, что основной декор столпообразных храмов сосредоточивается снаружи, а не внутри. Интерьеры XVI в., как правило, все узкие, тесные, плохо освещенные и мало украшенные. Самым знаменитым памятником шатрового стиля является храм Покрова-на-Рву, больше известный как храм Василия Блаженного (1554–1561). Храм состоит из девяти маленьких церквей, объединенных в единую симметричную композицию.

Одновременно со строительством шатровых храмов продолжается возведение традиционного типа пятиглавых церквей, для кото­рых образцом служил Успенский собор Московского Кремля.

Живопись. В живописи XVI в. новаторство выразилось в расширении круга тем, растущем интересе к окружающему миру, его живым подробностям. В тематике появляются внецерковные сю­жеты из всемирной и особенно русской истории. Икона становится более повествовательной, дробной, сложной, иногда перегруженной деталями. Растет популярность икон со сложной, замысловатой фабулой, сюжетами-притчами, сюжетами-аллегориями. Одним из при­меров может служить икона " Церковь воинствующая", или " Благо­словенное воинство", которая прославляет Казанский поход Ивана Грозного.

Повествовательные тенденции в живописи того времени нахо­дят свое выражение в распространении житийных икон, а также в книжной миниатюре. В 1560–1570-х гг. иллюстрируется Лицевой летописный свод, состоящий из десяти огромных томов, в которых со­держится 16 тыс. миниатюр.

С распространением бумаги и книгопечатания книги все боль­ше украшаются гравюрами, часто выполненными по западным образ­цам. В орнаментике сосуществуют несколько стилей: нововизантийский, балканский, старопечатный. Большое место принадлежит восточному " травному" орнаменту.

В конце XVI – начале XVII вв. получило распространение своеобразное направление в иконописи – строгановская школа (некоторые художники работали по заказу Строгановых). Строгановские иконы, обычно небольшие по размерам, отличаются почти ювелирной выписанностью деталей. Изысканная красочная гамма обильно вклю­чает золото и серебро. Фигуры святых имеют сильно вытянутые пропорции. Они стоят на носках, в движениях персонажей много манерности.

Интересные изменения в XVI в. происходят в русском музыкальном искусстве. К этому периоду относится завершение записи всех видов церковных песнопений «на знамя». Основным признаком древнерусского церковного пения являлось одноголосье. С XVI в. создается образцовый хор государевых певчих дьяков, а также централизованная школа певцов и распевщиков под руководством Саввы Рогова.

3. Культура XVII века. В этот период идет процесс интенсив­ного формирования общерусской нации: на границе северного и юж­ного великорусского наречий складывается общий язык, постепенно ставший образцом для всей страны. Именно в этот период начинается распространение грамотнос­ти через организацию школ и издание учебников. В 1634 г. был выпущен первый печатный букварь Василия Бурцева. В 1679 г. по­явилась новая печатная азбука, отличавшаяся обильным и разнооб­разным материалом для чтения. Распространились " Азбуковники", содержащие первые элементы научных сведений. В 1686 г. братьями Лихудами была создана первая высшая школа России – Славяно-греко-латинская академия. В это же время создается первый учебник российской истории " Синопсис" – труд киевского монаха И. Гизеля. Во второй половине XVII в. усилился процесс европеизации русской культуры.

Литература. Расширяется круг литературных тем, видоизменяются старые и появляются новые литературные жанры: бытовая повесть (" Повесть о Савве Грудицыне", " История о российском дворянине Фроле Скобееве"); пародийная " смеховая литература" (" Повесть о Шемякином суде", ''Повесть о Ерше Ершовиче"); развлекательная литература и пере­водные рыцарские романы (" Повесть о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче").

Архитектура. В XVII в. происходит сближение культового и гражданского каменного зодчества, строятся многочисленные не­большие посадские церкви, причем главным образом в провинци­альных городах. Типичным памятником этого периода является Ус­пенская (" Дивная") церковь Алексеевского монастыря в Угличе. Очень красочны яркие узоры поливных, изразцов на храмах поволж­ских городов, в первую очередь Ярославля. Они придают зданиям подчеркнуто нарядный характер. В колорите преобладает сочетание желтого с зеленым и синими тонами. Из светских зданий наиболее примечателен Теремный дворец Московского Кремля (1635–1636). В нем проявились особенности построек этого периода – жизнера­достность и " светскость".

Стиль русской архитектуры конца XVII в. условно называется " нарышкинское барокко". Заказчиками характерных зданий этого стиля были бояре Нарышкины, а подчеркнутая декоративность дает основание определить этот стиль как барочный. Самый замечатель­ный памятник этого архитектурного направления – церковь Покрова в Филях (1690–1693).

Параллельно с каменным зодчеством продолжала развиваться деревянная архитектура. Дошедшие до нас памятники в большинстве своем относятся к концу ХVI – началу ХVII вв. Среди них исклю­чительной по своеобразной красоте считается церковь Преображения в Кижах.

Живопись. Русская иконопись ХVII в. связана с именем Симона Ушакова (1626–1686), творчество которого стояло на грани ста­рого и нового в изобразительном искусстве. В своих иконах С. Уша­ков вводит светотень и некоторые элементы прямой перспективы, незнакомой старым мастерам. Монументальная икона в ХVII в. все более заменяется камерной иконой тщательного " мелкого письма", это тип " строгановской" иконы ХVI в., ставшей особенно популярной в ХVII в.

Фресковая живопись этого периода переживала последний взлет. Росписи представляют собой своего рода цветистый ковер. Изображения на них измельчены, тщательная выписанность делает их похожими на картины, как бы развешенные на стенах храма. Ха­рактерной чертой фресок второй половины XVII в. является " быто­визм" – интерес к человеку в его повседневной жизни. К высшим достижениям искусства этого жанра относятся стенописи поволж­ских храмов второй половины XVII в.

В конце века возросший интерес художников к изображению реального человека, его индивидуальных черт привел к появлению " парсуны". В парсуне (от лат. persona – личность, т. е. пор­третное изображение реального исторического лица) художники стремились как можно точнее воспроизвести внешнее сходство (примером могут служить портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича; стольника Г. П. Годунова). Но в принципах композиции и идеализации образов чувствовались старые иконописные традиции. " Парсунное письмо" было первым чисто светским жанром в древнерусском искусстве.

Прикладное искусство. Основным художественным центром в ХVII в. стали мастерские Московского Кремля – Оружейная, Золо­тая, Серебряная и другие палаты. Здесь работали не только ху­дожники, но и мастера прикладного искусства: оружейники, ювели­ры, серебряники, резьбы, глухой и прозрач­ной финифти, черни, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и др. Для прикладного искусства ХVII в. характерно так называемое узорочье – повышенная декоративность, изобильная затейливая орнаментализация, максимальная " изукрашенность".

XVII столетие завершает более чем семивековую историю древ­нерусской культуры. За этот период она накопила значительные духовные ценности. Было создано своеобразное искусство, которое полностью отразило национальную самобытность и духовную основу русского народа. Принципы древней архитектуры, колористические и композиционные достижения станковой и монументальной живописи легли в основу дальнейшего развития русской художественной культуры.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал