Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материалы к изучению. 1. Культура ХIV–XV вв. В результате Батыева нашествия и установившейся зависимости от Орды культура Руси пережила упадок: снизился уровень ремесленного и ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
1. Культура ХIV–XV вв. В результате Батыева нашествия и установившейся зависимости от Орды культура Руси пережила упадок: снизился уровень ремесленного и художественного мастерства, многие виды ремесел были утрачены на целые столетия. Особенно пострадали южные и восточные области Киевской Руси. Однако в Новгороде и Пскове не прервалось развитие письменности, архитектуры и живописи. Постепенно рос культурный потенциал Москвы, которая превращается в центр собирания русских земель. Русская культура в ХIV–XV вв. развивалась под знаком подъема национального самосознания, связанного с идеей консолидации сил для борьбы против золотоордынского ига. Этот процесс шел под определенным воздействием мировой культуры. Из Византии в русские земли поступали произведения литературы и искусства, приезжали византийские художники. С Западной Европой средневековая Русь была связана при посредничестве Новгорода и Пскова, в которых греко-славянские традиции успешно сочетались с западноевропейскими. Влияние Востока проявлялось главным образом в прикладном искусстве. Русская литература. В XIV–XV вв. идея единой русской государственности нашла свое выражение в развитии летописания. Центрами летописания были Новгород и Псков, Тверь и Москва, Ростов и Нижний Новгород. Летописи превратились в средство политического воспитания общества. С возвышением Московского княжества заметно возрастает значение летописания в Москве, где создаются первые общерусские своды. Первый такой свод, известный как Троицкая летопись, был составлен в 1409 г. Художественная литература развивала две особенно важные в то время темы – борьбы русского народа за свержение ордынского ига и за ликвидацию раздробленности, политическое объединение русских земель. Ярким примером литературы такого рода является " Задонщина", воинская повесть, посвященная Куликовской битве и написанная под явным влиянием " Слова о полку Игореве". С середины XV века в древнерусской литературе утверждается бытовая повесть (" Повесть о Петре и Февронии Муромских"). Своеобразным литературным памятником средневековья являются " Хождения". Это, как правило, описания путешествий в святые места (например, хождения смоленского дьякона Игнатия в 1369 г. из Москвы в Царьград). Особняком стоит " Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина. Это описание " деловой" поездки в Индию, в котором он рассказывает о законах и обычаях страны. Появляется жанр житийной литературы. Наиболее известны дружинная повесть об Александре Невском, жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского, написанные одним из лучших житийных писателей Епифанием Премудрым в конце XIV в. – начале XV в. Особое место в древнерусской литературе занимает русский " Хронограф" – сборник нравоучительных и занимательных новелл по всемирной истории. Наряду с письменной литературой широкое развитие получил и традиционный устный фольклор: старины, сказы, былины, легенды и сказки, населенные образами добрых и отважных, преданных родине богатырей (Илья Муромец, Святогор, Микула Селянинович и др.). Архитектура. Русское зодчество XIV–XV вв. характеризуется развитием двух главных архитектурных школ – московской и новгородско-псковской. Представления о новгородской архитектуре этого периода дают два сравнительно небольших посадских храма – церкви Спаса-на-Ильине (1374) и Федора Стратилата (1360–1361). Они отличаются от сурового внешнего облика новгородских церквей предшествующего периода легкостью, нарядным декором и особой торжественностью. Для псковской архитектуры характерна особая пластичность, скульптурность масс, наглядно выраженная в архитектурном ансамбле звонниц. Московская архитектурная школа опиралась на традиции Владимиро-Суздальского зодчества XII в. Наиболее типичны для нее соборы Спаса Андроникова монастыря (1427), Троицкий Троице-Сергиевой лавры (1422). В их облике появляются новые черты – простота наружного декора, выраженная плоским резным орнаментом. Основным строительным материалом в этих храмах служил известняк. Во второй половине XV в. при Иване III широко разворачивается строительство Москвы и прежде всего Кремля. Для этого Иваном III были приглашены итальянские архитекторы во главе с Антоном Фрязиным, Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари. Работы начались в 1485 г., а были закончены только в 1516 г. В 1475–1479 гг. Аристотель Фиораванти построил кафедральный Успенский собор Кремля. В этом сооружении традиции Владимиро-Суздальского и раннемосковского зодчества были переработаны и переосмыслены в духе творческих достижений итальянского Возрождения. В 1505–1508 гг. Алевизом Новым был перестроен кремлевский Архангельский собор. Очень оригинальна богато декорированная отделка собора: пышные детали венецианской ордерной архитектуры, незнакомые на Руси карнизы, коринфские пилястры. Между Успенским и Архангельским соборами в 1505–1508 гг. вырос столп храма-колокольни – знаменитый Иван Великий. Ряд кремлевских сооружений был построен псковскими зодчими: изящная миниатюрная церковь Ризоположения (1484–1485) и Благовещенский собор " на сенях" великокняжеского дворца (1484–1409). В них соединялись черты псковской и московской архитектуры. Уникальным образцом русской гражданской архитектуры ХV в. является Грановитая палата (получила свое название от облицовки главного фасада граненым камнем). Она была сооружена в 1467–1491 гг. Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари. В целом, итальянские мастера сумели создать кремлевский комплекс с учетом национальных традиций русского зодчества. Живопись. В 90-е гг. XIV в. главой Московской архитектурной школы становится Феофан Грек, до этого творивший на Новгородской земле. Через него русские живописцы познакомились с византийским искусством высочайшего уровня. Творчеству Ф. Грека свойственны широкая обобщенная манера письма, насыщенный и яркий колорит красок. Наиболее достоверным творением самого Ф. Грека в Москве считается деисусный чин иконостаса Благовещенского собора начала XV в. Именно в Благовещенском соборе впервые оформляется иконостас – иконы, объединенные в общую композицию и помещенные на перегородке, отделявшей алтарь от основной части храма. Иконостас – чисто русское изобретение; Византия его не знала. В Благовещенском иконостасе иконы вплотную примыкают друг к другу, их не разделяют даже обрамления. Поэтому он смотрится как нечто целое. Вместе с тем каждая икона является самостоятельным законченным произведением. Это сочетание " станковости" с принципом ансамбля – одна из своеобразных русских художественных традиций. Другим гениальным художником этой эпохи был Андрей Рублев (около 1360 г. – около 1430 г.). К его произведениям относятся фрески Успенского собора во Владимире, расписанного в 1408 г. Наиболее совершенная икона А. Рублева " Троица" была написана, вероятно, в первые годы XV в. Характеризуя каждую фигуру иконы, мастер стремится выявить ее индивидуальность – позой, жестом, положением в иконном пространстве. Кобальт в сочетании с золотом и охрой придают особое благородство колориту. Яркий чистый голубец – ляпис-лазурь – составляет основу колористического решения " Троицы". Глубокий гуманизм, сила и человечность образов, высокие идеалы, которым он следовал, выразительность художественных средств поставили А. Рублева в один ряд с лучшими художниками всех стран и народов. " Рублевское" направление сыграло ведущую роль в изобразительном искусстве второй половины XV в. Наиболее выдающимся представителем последнего был Дионисий (30–40-е гг. XV в. – около 1508 г.). Краски Дионисия прозрачностью и нежностью полутонов напоминают акварели, обладают большой светоносностью. Белый цвет в его палитре впервые в истории развития живописи приобретает самостоятельное значение. Для Дионисия характерна удлиненность пропорций персонажей, замедленность и мягкость их движений; художник изображает одухотворенную, " очищенную" человеческую плоть. Его самой замечательной работой по праву считаются фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря у северного Бородавского озера. Изобразительное искусство конца XIV–XV вв. можно назвать русским " проторенессансом". 2. Культура XVI века. Духовную атмосферу этой эпохи во многом определяют те противоречивые тенденции, которые характеризуют правление Ивана Грозного. Искусство XVI в. все теснее связывается с интересами государства. В царствование Ивана Грозного государство переходит к контролю над развитием искусства. Стоглавый Собор 1551 г. регламентирует отношения мастера-живописца и ученика, канонизирует освященные веками и авторитетами иконографические схемы, старые " греческие" письмена и композиции Андрея Рублева. В XVI в. интенсивно идет процесс интеграции московской и местных художественных школ. Большим достижением русской культуры середины XVI в. явилось книгопечатание. В 1563–1564 гг. в Москве на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали " Апостол", а в 1565 г. " Часословец» – первую русскую книгу для обучения грамоте. Литература наиболее четко реагировала на изменения общественно-политических настроений в государстве. В первой половине XVI в. были созданы знаменитые Четьи-Минеи. " Четьями" на Руси назывались книги, предназначенные для чтения, в отличие от " служебных", употреблявшихся при богослужении. " Минеи" – сборники, где все произведения распределены по дням месяцев, в которые их рекомендовалось читать. Четьи-Минеи стали своего рода сводом церковных знаний русского средневекового общества: там были и жития, и поучения " отцов церкви", и византийские законы, и памятники церковного права. Русское летописание приобретает все более официальный характер. В летописях отражаются все важнейшие государственные дела, фиксируются завоевания русского государства, утверждается незыблемость самодержавия, законный характер верховной власти. Типичным летописным сводом этого периода является Никоновская летопись. На ее основе по желанию Ивана IV позднее был создан Лицевой летописный свод, представляющий собой энциклопедию мировой и русской истории. В " Сказаниях о князьях Владимирских" подчеркивалась идея преемственности власти великих князей и византийских императоров. Одно из прогрессивных литературных направлений XVI в. – политическая публицистика. Наиболее яркими представителями ее были Ф. И. Карпов и И. С. Пересветов. Основными в их произведениях являлись идеи о высвобождении мысли из-под церковного влияния, апелляция к разуму, а не к вере, обращение к правде и опыту жизни, признание их первичности по отношению к вере. Подобный процесс в общественной жизни принято называть секуляризацией (от лат. saecularis – мирской, светский) или обмирщением общественной мысли. Примером чисто светского произведения может служить " Домострой", написанный наставником Ивана IV Сильвестром. Домострой – это свод правил поведения зажиточного человека и ведения домашнего хозяйства. Архитектура. XVI век – это период расцвета крепостного зодчества. Строятся крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Пскова, Смоленска, а также Соловецкий, Кирилло-Белозерский и Троице-Сергиев монастыри. Во внешнем облике крепостных стен наибольшее внимание уделяется воротным и угловым башням, игравшим особую роль как в системе обороны, так и в формировании архитектурной панорамы городов. Расширяется и укрепляется Москва. Начинался город с крепости. Под ее стенами формировался посад – Китай-город, в 1533–1538 гг. обнесенный каменным кольцом укреплений. К концу XVI в. для усиления обороны Москвы сооружается третий крепостной пояс – Белый город. Он имел протяженность около 9, 5 километров и насчитывал 27 башен (в настоящее время на его месте проходит Бульварное кольцо). Вскоре возникает и четвертая, последняя линия внешних укреплений – " Скородом", или Земляной город, состоявший из деревянных стен на земляном валу (позже по его периметру прошло Садовое кольцо). XVI век – это период утверждения нового архитектурного стиля: шатрового, возродившего древние традиции деревянного зодчества. Этот стиль хорошо подходил для создания храмов – монументов, воздвигаемых в память какого-либо события или военной победы и прославлявших идею государственности. Ранний и самый лучший образец такого мемориального сооружения – церковь Вознесения в Коломенском (построена в честь рождения сына Василия III, будущего Ивана Грозного). Она представляет собой величественный башнеобразный " восьмерик на четверике", увенчанный мощным шатром. Впервые в каменном восточно-христианском зодчестве вместо крестово-купольного типа храма было построено столпообразное здание, у которого восточная часть не выделена, как это требовалось по византийским правилам VI в. Интересно, что основной декор столпообразных храмов сосредоточивается снаружи, а не внутри. Интерьеры XVI в., как правило, все узкие, тесные, плохо освещенные и мало украшенные. Самым знаменитым памятником шатрового стиля является храм Покрова-на-Рву, больше известный как храм Василия Блаженного (1554–1561). Храм состоит из девяти маленьких церквей, объединенных в единую симметричную композицию. Одновременно со строительством шатровых храмов продолжается возведение традиционного типа пятиглавых церквей, для которых образцом служил Успенский собор Московского Кремля. Живопись. В живописи XVI в. новаторство выразилось в расширении круга тем, растущем интересе к окружающему миру, его живым подробностям. В тематике появляются внецерковные сюжеты из всемирной и особенно русской истории. Икона становится более повествовательной, дробной, сложной, иногда перегруженной деталями. Растет популярность икон со сложной, замысловатой фабулой, сюжетами-притчами, сюжетами-аллегориями. Одним из примеров может служить икона " Церковь воинствующая", или " Благословенное воинство", которая прославляет Казанский поход Ивана Грозного. Повествовательные тенденции в живописи того времени находят свое выражение в распространении житийных икон, а также в книжной миниатюре. В 1560–1570-х гг. иллюстрируется Лицевой летописный свод, состоящий из десяти огромных томов, в которых содержится 16 тыс. миниатюр. С распространением бумаги и книгопечатания книги все больше украшаются гравюрами, часто выполненными по западным образцам. В орнаментике сосуществуют несколько стилей: нововизантийский, балканский, старопечатный. Большое место принадлежит восточному " травному" орнаменту. В конце XVI – начале XVII вв. получило распространение своеобразное направление в иконописи – строгановская школа (некоторые художники работали по заказу Строгановых). Строгановские иконы, обычно небольшие по размерам, отличаются почти ювелирной выписанностью деталей. Изысканная красочная гамма обильно включает золото и серебро. Фигуры святых имеют сильно вытянутые пропорции. Они стоят на носках, в движениях персонажей много манерности. Интересные изменения в XVI в. происходят в русском музыкальном искусстве. К этому периоду относится завершение записи всех видов церковных песнопений «на знамя». Основным признаком древнерусского церковного пения являлось одноголосье. С XVI в. создается образцовый хор государевых певчих дьяков, а также централизованная школа певцов и распевщиков под руководством Саввы Рогова. 3. Культура XVII века. В этот период идет процесс интенсивного формирования общерусской нации: на границе северного и южного великорусского наречий складывается общий язык, постепенно ставший образцом для всей страны. Именно в этот период начинается распространение грамотности через организацию школ и издание учебников. В 1634 г. был выпущен первый печатный букварь Василия Бурцева. В 1679 г. появилась новая печатная азбука, отличавшаяся обильным и разнообразным материалом для чтения. Распространились " Азбуковники", содержащие первые элементы научных сведений. В 1686 г. братьями Лихудами была создана первая высшая школа России – Славяно-греко-латинская академия. В это же время создается первый учебник российской истории " Синопсис" – труд киевского монаха И. Гизеля. Во второй половине XVII в. усилился процесс европеизации русской культуры. Литература. Расширяется круг литературных тем, видоизменяются старые и появляются новые литературные жанры: бытовая повесть (" Повесть о Савве Грудицыне", " История о российском дворянине Фроле Скобееве"); пародийная " смеховая литература" (" Повесть о Шемякином суде", ''Повесть о Ерше Ершовиче"); развлекательная литература и переводные рыцарские романы (" Повесть о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче"). Архитектура. В XVII в. происходит сближение культового и гражданского каменного зодчества, строятся многочисленные небольшие посадские церкви, причем главным образом в провинциальных городах. Типичным памятником этого периода является Успенская (" Дивная") церковь Алексеевского монастыря в Угличе. Очень красочны яркие узоры поливных, изразцов на храмах поволжских городов, в первую очередь Ярославля. Они придают зданиям подчеркнуто нарядный характер. В колорите преобладает сочетание желтого с зеленым и синими тонами. Из светских зданий наиболее примечателен Теремный дворец Московского Кремля (1635–1636). В нем проявились особенности построек этого периода – жизнерадостность и " светскость". Стиль русской архитектуры конца XVII в. условно называется " нарышкинское барокко". Заказчиками характерных зданий этого стиля были бояре Нарышкины, а подчеркнутая декоративность дает основание определить этот стиль как барочный. Самый замечательный памятник этого архитектурного направления – церковь Покрова в Филях (1690–1693). Параллельно с каменным зодчеством продолжала развиваться деревянная архитектура. Дошедшие до нас памятники в большинстве своем относятся к концу ХVI – началу ХVII вв. Среди них исключительной по своеобразной красоте считается церковь Преображения в Кижах. Живопись. Русская иконопись ХVII в. связана с именем Симона Ушакова (1626–1686), творчество которого стояло на грани старого и нового в изобразительном искусстве. В своих иконах С. Ушаков вводит светотень и некоторые элементы прямой перспективы, незнакомой старым мастерам. Монументальная икона в ХVII в. все более заменяется камерной иконой тщательного " мелкого письма", это тип " строгановской" иконы ХVI в., ставшей особенно популярной в ХVII в. Фресковая живопись этого периода переживала последний взлет. Росписи представляют собой своего рода цветистый ковер. Изображения на них измельчены, тщательная выписанность делает их похожими на картины, как бы развешенные на стенах храма. Характерной чертой фресок второй половины XVII в. является " бытовизм" – интерес к человеку в его повседневной жизни. К высшим достижениям искусства этого жанра относятся стенописи поволжских храмов второй половины XVII в. В конце века возросший интерес художников к изображению реального человека, его индивидуальных черт привел к появлению " парсуны". В парсуне (от лат. persona – личность, т. е. портретное изображение реального исторического лица) художники стремились как можно точнее воспроизвести внешнее сходство (примером могут служить портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича; стольника Г. П. Годунова). Но в принципах композиции и идеализации образов чувствовались старые иконописные традиции. " Парсунное письмо" было первым чисто светским жанром в древнерусском искусстве. Прикладное искусство. Основным художественным центром в ХVII в. стали мастерские Московского Кремля – Оружейная, Золотая, Серебряная и другие палаты. Здесь работали не только художники, но и мастера прикладного искусства: оружейники, ювелиры, серебряники, резьбы, глухой и прозрачной финифти, черни, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и др. Для прикладного искусства ХVII в. характерно так называемое узорочье – повышенная декоративность, изобильная затейливая орнаментализация, максимальная " изукрашенность". XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусской культуры. За этот период она накопила значительные духовные ценности. Было создано своеобразное искусство, которое полностью отразило национальную самобытность и духовную основу русского народа. Принципы древней архитектуры, колористические и композиционные достижения станковой и монументальной живописи легли в основу дальнейшего развития русской художественной культуры.
|