Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процедуры по определению готовности экипажа судна к аварийным ситуациям
Во исполнение предписаний Конвенции ПДНВ-78 с поправками Судоходная Компания перед заключением контракта проверяет подготовку всех моряков по вопросам безопасности, включающим обязательные ниже перечисленные минимальные требования. 1. По ознакомительной, начальной подготовке и инструктажу. Все члены экипажа до назначения на судно для выполнения служебных обязанностей или работ должны пройти одобренный курс ознакомительной подготовки в отношении способов личного выживания или получить достаточную информацию и инструктаж с тем, чтобы они: 1) могли общаться с другими людьми по основным вопросам безопасности и понимать информацию по безопасности, представленную в виде символов, знаков и сигналов аварийно-предупредительной сигнализации; 2) знали действия в случае: - падения человека за борт; - обнаружения пожара или дыма, или подачи сигнала о пожаре или оставлении судна; 3) могли определить места сбора и посадки в спасательные средства и пути эвакуации; 4) знали местонахождение и умели использовать спасательный жилет; 5) умели поднимать тревогу и имели основные знания об использовании огнетушителей; 6) могли предпринять немедленные действия при несчастном случае или других обстоятельствах, требующих медицинского вмешательства, т.е. подготовлены к оказанию доврачебной помощи; 7) могли открывать и закрывать водонепроницаемые, противопожарные двери. 2. По спасательным шлюпкам и плотам, дежурным шлюпкам и скоростным шлюпкам: 1) каждый кандидат на получение диплома специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными, должен быть не моложе 18 лет, иметь одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев, либо пройти одобренный курс подготовки и иметь стаж работы на судне не менее 6 месяцев, отвечать требованиям к компетентности для дипломирования специалистов по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам; 2) каждый кандидат на получение диплома специалиста по скоростным дежурным шлюпкам должен иметь диплом специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными, пройти одобренный курс подготовки и отвечать требованиям к компетентности для дипломирования специалистов по скоростным шлюпкам. 3. В отношении оказания первой медицинской помощи: 1) моряки, назначенные оказывать первую медицинскую помощь на судне, должны отвечать требованиям к компетентности по оказанию первой медицинской помощи. Уровень знаний должен быть достаточным, позволяющим соответствующему моряку предпринять неотложные эффективные действия при несчастном случае или болезни, типичных для судовых условий; 2) Если подготовка в отношении оказания первой медицинской помощи не включена в требования по квалификации для выдачи диплома, выдается специальный диплом или документальное доказательство, в котором указывается, что владелец прошел курс подготовки по первой медицинской помощи. 4. По подготовке к борьбе с пожаром по расширенной программе. 1) Моряки, назначенные управлять борьбой с пожаром, должны успешно закончить курсы по технике борьбы с пожаром по расширенной программе, в особенности по организации, тактике и управлению в соответствии с Положениями Кодекса ПДНВ-78 с поправками, отвечать требованиям к компетентности. Уровень знания и понимания вопросов, одобренной программы, должен быть достаточным для эффективного руководства борьбой с пожарами на судах. 2) В тех случаях, когда подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе не включена в квалификационные требования для выдачи диплома, выдается специальный диплом или документальное доказательство, в котором указывается, что его владелец прошел курс подготовки к борьбе с пожаром по расширенной программе. В целях выполнения требований СОЛАС-74/88 Компанией разработан целый комплекс мероприятий по предупреждению аварий, обеспечению живучести судна, действиям персонала в потенциально-аварийных ситуациях на судне. На судне в наиболее видных и доступных районах расположения кают вывешен оперативно-тактический план пожаротушения (FIREPLAN), который включает в себя схемы общего расположения судна и палуб с указанием на них: - водонепроницаемых отсеков, а также отсеков, выгороженных огнестойкими и огнезадерживающими конструкциями; - расположений отверстий для доступа в раличные отсеки, на палубы и во все помещения; - средств и постов управления закрытиями этих отверстий; - путей эвакуации людей из помещений; - систем пожаротушения с обозначением пусковых устройств и местонахождения охраняемых помещений; - расположений пожарных рожков, огнетушителей, пожарных постов и другого пожарного снабжения и оборудования; - мест выключения искусственной вентиляции и перекрытия вентиляционных отверстий; - пожарной сигнализации и сигнализации обнаружения мест очага пожара; - схемы водоотливной, осушительной и балластной систем. Надписи наносятся на английском или французском языках и языке государства флага судна. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, находятся инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара. Судно обеспечивается полным комплектом исправного аварийного и противопожарного снабжения и спасательных средств в соответствии с нормами, установленными Правилами классификации и постройки морских судов. Ответственность за укомплектованность судна аварийным и противопожарным снабжением, спасательными средствами несет капитан судна. Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства всегда готовы к немедленному использованию их для борьбы за живучесть судна, для спасания экипажа и оказания помощи другому терпящему бедствие судну. Аварийное и противопожарное снабжение и спасательные средства разрешается использовать только по прямому назначению - при борьбе за живучесть судна, а также на занятиях и тренировочных учениях. Основными предупредительными мероприятиями в условиях нормальной эксплуатации судна, обеспечивающими непотопляемость и аварийную остойчивость при получении судном пробоины, являются: - постоянное поддержание надлежащей остойчивости поврежденного судна путем соблюдения установленного «Информацией об остойчивости судна» порядка расходования судовых запасов, загрузки трюмов и своевременного приема жидкого балласта; - систематический контроль за исправным состоянием корпуса, водонепроницаемых палуб, платформ и переборок; - систематический контроль за состоянием и готовностью к действию водонепроницаемых закрытий отверстий в корпусе, палубах и переборках; - систематический контроль за состоянием и готовностью к действию водоотливной и осушительной систем, стационарных и переносных осушительных средств; - систематическая отработка экипажем практических навыков по борьбе за живучесть судна при получении пробоины. Капитан несет ответственность за правильное и своевременное выполнение в течение рейса предупредительных мероприятий, обеспечивающих непотопляемость и остойчивость при получении судном пробоины. Все системы пожаротушения всегда готовы к немедленному пуску. В расписании по тревогам указаны конкретные лица, ответственные за пуск каждой из систем пожаротушения, за задраивание запорных устройств трубопроводов и судовой вентиляции. Систематически, но не реже одного раза в три дня, необходимо проверять системы пожарной сигнализации, которыми оборудовано судно, с обязательной записью об этом в судовом журнале. Практика показывает, что наиболее частые пожары на судах возникают вследствие: небрежного отношения с открытым огнем в местах, где это запрещено; курения в неположенных местах; несоблюдения правил электрогазосварки на судне; неисправности двигателей внутреннего сгорания; химической несовместимости грузов, их самовозгорания; использования в работе и в быту летучих горючих жидкостей без соблюдения противопожарных правил; бесконтрольного использования в каютах электронагревательных приборов (утюги, чайники, кипятильники). Основными виновниками пожара являются люди. Поэтому основной задачей капитана судна является проведение повседневной профилактической работы по поддержанию среди плавсостава трудовой дисциплины и проведение разъяснительных мероприятий по профилактике пожаров. В целях организации эффективной борьбы с огнем при возникновении возгорания и принятия первичных мер при возникновении пожара на судне должны быть: 1. Указания вахтенному помощнику капитана по принятию срочных мер при возникновении пожара в море на ходу: - при получении информации о пожаре немедленно дать сигнал тревоги с извещением о пожаре по радиотрансляционной сети с указанием места очага пожара; - любым срочным способом известить капитана; - немедленно выключить вентиляцию и воздушное кондиционирование жилых и служебных помещений; - дать машине самый малый ход; - направить вахтенного матроса для выяснения места очага пожара и его распространения; - с прибытием на мостик капитана выполнять его указания. 2. Указания вахтенному помощнику капитана по принятию первичных мер при возникновении пожара при стоянке судна в порту; - немедленно дать сигнал пожарной тревоги, выключить вентиляцию и кондиционирование воздуха в жилых и служебных помещениях; - немедленно организовать находящийся на судне экипаж на локализацию и тушение пожара; - известить пожарную охрану порта; - известить дежурного диспетчера судовладельца, а через него капитана судна, при отсутствии последнего на борту; - остановить грузовые работы и удалить всех посторонних лиц с судна; - проверить все жилые помещения, особенно закрытые на ключ, эвакуировать всех из кают; - при возникновении пожара в каюте, не открывать дверь в нее, предупредив этим проникновение огня в коридор и смежные помещения, а разбив иллюминатор, ввести шланг через него и сбивать пламя водой; - перекрыть все двери коридоров, закрыть иллюминаторы во избежание сквозняков и доступа свежего воздуха; - в задымленные помещения направить пожарную разведку только в АСВ-2 и не менее 2 человек со страховочным поясом; - с прибытием портовой пожарной части консультировать и оказывать им содействие до прибытия капитана; - с прибытием капитана выполнять его указания. 3. Указания вахтенному механику по принятию срочных мер при возникновении пожара МКО: - немедленно сообщить о пожаре с точным указанием района и интенсивности вахтенному помощнику капитана и старшему механику; - выключить вентиляцию МКО и запустить пожарный насос, принять меры к герметизации МКО; - приготовить к немедленному использованию все средства пожаротушения, паровой котел и средства защиты л/с; - в районе пожара закрыть быстрозапорные клапана топливных и масляных цистерн; - в случае возникновения пожара в районе главного или вспомогательного двигателей перейти на двигатель, находящийся вне пожара; - остановить топливные и масляные сепараторы, проверить закрытие измерительных труб топливных и масляных цистерн; - одновременно принимать все меры для локализации и ликвидации пожара; - осуществлять контроль за правильным применением средств пожаротушения при возгорании электрооборудования; - запустить осушительный насос из льял машинного отделения, следить за уровнем воды в льяльных колодцах машинного отделения и креном судна; - при пожаре в отсеке главного двигателя остановить двигатель, перекрыть топливо и масло, после чего приступить к ликвидации пожара всеми имеемыми средствами; - с прибытием в МКО старшего механика выполнять его указания; - проконтролировать оставление МКО личным составом вахты в случае необходимости этого. При локализации и ликвидации пожара необходимо добиться прекращения доступа горючего вещества в очаг пожара, изоляции очага пожара от доступа воздуха и охлаждения горючего вещества до температуры ниже точки воспламенения газов, выделяемых данным веществом при нагревании. Применяются два способа тушения пожара - поверхностный и объемный. Оба они основаны на изоляции очага пожара от доступа воздуха. При поверхностном способе тушения используется вода, химическая и воздушно-химическая пена, при объемном - углекислый газ, пар и легкоиспаряющиеся негорючие жидкости. Каждый пожар требует выбора наиболее эффективных огнегасительных средств для его тушения. При этом обязательно должно учитываться место возникновения пожара, предмет горения, заполненность соседних помещений, наличие на судне и реальные возможности использования тех или иных огнегасительных средств. Возможные аварийные ситуации, в которые может попасть судно, подлежат анализу, а действия по их устранению должны быть отработаны в ходе учений. Обеспечение живучести представляет собой деятельность судового экипажа определяемую (предписанную) расписаниями по судовым тревогам. Возможные аварийные ситуации, в которые может попасть судно, подлежат анализу, а действия по их устранению должны быть отработаны в ходе учений. Обеспечение живучести представляет собой деятельность судового экипажа определяемую (предписанную) расписаниями по судовым тревогам. Организация обеспечения живучести судна должна проводиться в соответствии с: • Судовым планом действий в аварийных ситуациях; • Судовым планом чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью; • Руководством по оставлению судна. Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. Подготовка судового экипажа к борьбе за живучесть судна и действиям по всем видам тревог осуществляется старшим помощником капитана. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана. Руководство подготовкой судовой технической службы к борьбе за живучесть судна осуществляет старший механик, на которого также возлагается руководство действиями машинной команды и аварийной партии по борьбе за живучесть машинных помещений. Подготовка к борьбе за живучесть судна предусматривает: - составление и своевременную корректировку судовых расписаний по тревогам; - регулярное проведение учебы и тренировок судового экипажа по действиям в аварийных ситуациях; - поддержание аварийных и спасательных средств и имущества в постоянной готовности путем регулярных осмотров, проверок, технического обслуживания и ремонта; - обеспечение судна информационными материалами по борьбе за живучесть (схемами, планами, инструкциями и т.д.)
|