![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интерактивный компонент общения. Типы взаимодействия. Эффекты взаимодействия.
Выделяют три аспекта общения: передача информации (коммуникативный аспект общения), взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлиянии людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А. В интерактивной стороне общения рассматривается характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Показатели эффективности взаимодействия: 1) Транзакции носят «дополнительный» характер, то есть совпадают (В-В, Р-Р или Д-Д) 2) Адекватное понимание ситуации 3) Адекватный стиль действия в ситуации Типы взаимодействия: 1) Кооперация — координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый элемент совместной деятельности. Средство соединения непосредственного результата деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности — развившиеся в ходе совместной деятельности отношения. Показатель «тесноты» кооперативного взаимодействия — включенность в него всех участников процесса. 2) Конкуренция — взаимодействия, «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее. Типы конкуренции: а) Продуктивная, честная, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает мотивация единоборства, состязательности. Но не перерастает в конфликт. Степени продуктивной конкуренции: - Соревнование (спортивные соревнования) - Соперничество (чемпионат мира) - Конфронтация (нанесение ущерба другому) может перерасти в конфликт б) Конфликт — психологический антагонизм (то есть представленное противоречие в сознании) и обязательное наличие конфликтных действий.
|