![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Масса. Публика. Диффузная группа. Психологические характеристики.
Масса представляет собой совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. Для Г. Лебона практически синонимичны толпа — массы — «народные классы». Характеристики массы по Лебону (такие же, как и хар-ки толпы): 1. Исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессозна-тельной. 2. Заразительность. Чувства и цели заразительны. Одинаковое направление чувств и идей. 3. Восприимчивость к внушению. 4. Односторонность и преувеличение. Индивид в толпе приближается к при-митивным существам. 5. Односторонность и преувеличение приводят массу к крайностям (не ведает ни сомнений, ни колебаний). 6. Выражает авторитарность и нетерпимость. 7. Уважают только силу, доброта их мало трогает. 8. Консервативна, питает священное уважение к традициям, бессознательный ужас к новшествам, способным изменить реальные условия ее существования. 9. Может выказать иногда очень высокую нравственность. 10. Действуя на индивида в массе и вызывая у него чувство славы, религии, патриотизма, легко можно заставить его пожертвовать даже своей жизнью. 11. Исчезновение чувства ответственности. Исследуя после Второй мировой войны пресловутое «чувство вины» немцев за многочисленные преступления в ходе военных действий, философ М. Хайдеггер зашел в тупик. Чтобы выйти из него, ему пришлось придумать новое существительное из безличного оборота: Das Man. Das Man — это все и, одновременно, никто. Кто убивал? — Das Man. Кто виноват? — Das Man. Согласно Г. Лебону, одним лишь фактом своей принадлежности к массе человек «спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации». Будучи единичным, он мог быть образованным индивидом, но в массе он — варвар, «существо, обусловленное первичными позывами». Он обладает «спонтанностью, порывистостью, дикостью, а также и энтузиазмом и героизмом примитивных существ».
Характеристики массы по Московичи: 1) массы представляют собой социальное явление; 2) индивиды растворяются в массах под влиянием внушения; 3) внушение (гипноз) — основной инструмент вождя массы.
Двойственность толпы по Фрейду: «Для правильного суждения о нравственности масс следует принять во внимание, что при совместном пребывании индивидов массы у них отпадают все индивидуальные тормозящие моменты и просыпаются для свободного удовлетворения первичных позывов все жестокие, грубые, разрушительные инстинкты, дремлющие в отдельной особи...» Однако это — только одна сторона медали. С другой стороны, «массы способны и на большое самоотречение, бескорыстие и преданность идеалу».
Публика – это кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем Понятие «публика» было введено в научный оборот именно Г. Тардом. «Публика» Тарда — не то же, что и аудитория, театральная публика. Это «чисто духовная коллективность», совокупность индивидуумов, разделенных между собой физически и соединенных лишь «умственно»; общее, связь между ними — единство убеждений, общность чувств. Как правило, такая «своего рода ассоциация» образуется первоначально между читателями одной и той же газеты. По мнению Г. Тарда, публика умнее и просвещеннее толпы, действует гораздо плодотворнее, более терпима: «Толпа в гневе требует голов и голов. Деятельность публики, к счастью, менее первобытна и столь же легко обращается к идеалу реформ и утопий, как к идеям остракизма, преследования, грабежа» Тем не менее у нее много общего с толпой: разновидности ее нетерпимы и под видом общественного мнения требуют, чтобы все им уступало, «даже истина»; как и толпа, публика легче объединяется негативными эмоциями и идеями: открыть для нее новый крупный объект ненависти — одно из верных средств попасть в «короли журнализма» . По мнению Щепаньского, публика может быть как собранная, так и несобранная. Собранная публика — это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. (Щепаньский, польский социолог) Характеристики: 1. общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события 2. готовность к реагированию некоторым сходным образом. 3. Общие переживания или устойчивые ориентации. 4. В Основном действует в помещении. Особое значение разных видов толпы и собранной публики проявляется в периоды социальных волнений, развития революционных настроений, войн, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она, в свою очередь, в толпу повстанческую, если ею овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для них направлении. Примеров единства такого рода со стороны элитной «публики» и «низких» массовых толп в истории было очень много. Из последнего времени — в ходе целой серии «бархатных революций» в Восточной Европе на рубеже 80-х-90-х гг. XX века. Несобранная публика. По мнению Я. Щепаньского, несобранной публикой являются, например, читатели одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов. (Россия 90-ые годы – публика НТВ) Характеристики: 1. сходные взгляды 2. массовые настроения, возникающие на основе веры в завышенные обещания. 3. внешне не проявляются феномены, характерные для толпы или собранной публики. 4. Заражение со стороны телевидения, радио и т.п.
Диффузная группа (лат. – рассеянная) – плохо организованная группа людей (учащихся в классе, педагогов школы), в которой отсутствует единая цель, нет лидера, нет единой целенаправленной деятельности, не сложились традиции и общественное устройство. 1. действует только по распоряжениям «сверху» надсистемного руководителя. 2. часто только складывающиеся коллективы на начальной стадии своего развития, когда связи и отношения их членов еще не установились. 3. не имеют механизма самообразования, Большое количество диффузных групп в школе, училище, колледже приводят к дисгармонии в развитии всего образовательного учреждения.
|