Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели личности в различных психологических школах.
Личность — конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик ж, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих, вне общества не существует(лекция). Существует множество теорий, концепций и подходов к пониманию личности и сущности человеческой психики, каждая из которых раскрывает какой-то один аспект, но никак не всю истину об изучаемом явлении. (Интрнет-источник) Психоаналитическая теория З. Фрейда (1856–1939) представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, при котором считается, что поведение контролируют неосознаваемые психологические конфликты. С целью описания степени доступности психических процессов осознаванию Фрейд выделял три уровня сознания: сознание, предсознательное и бессознательное. Личность человека включает в себя три структурных компонента: ü Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. ü Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. ü Супер-Эго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Индивидуальная психология А. Адлера (1870–1937) описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Основные принципы его теории следующие: ü индивидуум как самосогласующаяся целостность; ü человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству; ü индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье (первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок). Последним конструктом является социальный интерес – внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья. Аналитическая психология К. Юнга (1875–1961). Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья. Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры ü В Эго представлено все, что человек осознает. ü Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. ü Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Наиболее значительными архетипами в теории Юнга являются: а) персона (роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих); б) тень (подавленная, темная, животная сторона личности человека); в) анима (феминные качества мужчины); г) анимус (маскулинные качества женщины); д) самость (центр структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри нее интегрируются в процессе индивидуации). Юнг ввел понятие двух типов жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Для описания процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости, происходящего на протяжении всей жизни, он использовал термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самореализации. Гуманистическая психология. Феноменологическая теория личности К. Роджерса (1902–1987). В феноменологическом направлении центральное место занимает положение о том, что поведение человека можно объяснить только в терминах его субъективных переживаний. Феноменологический подход также подразумевает, что люди способны строить свою судьбу и что они по своей сути являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися. В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства – тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала. Роджерс утверждал, что единственной реальностью с точки зрения восприятия человека является субъективная реальность – личный мир его переживаний. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит «Я-концепции», наиболее важному персонологическому конструкту Роджерса. В его системе элементами, определяющими развитие «Я-концепции», являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Люди большей частью ведут себя в соответствии с их «Я-концепцией». В качестве образца психического здоровья описываются люди, которые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя («полноценно функционирующие»). Гуманистическая теория личности Э. Фромма (1900–1980). Уделял особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: 1) потребность в установлении связей; 2) потребность в преодолении; 3) потребность в корнях; 4) потребность в идентичности; 5) потребность в системе взглядов и преданности. Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы характера – рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный. Продуктивные типы, согласно теории Фромма, представляют собой цель развития человечества; в их основе лежат разум, любовь и труд. Бихевиоризм. Личность, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула " стимул - реакция" (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность - все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков. Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Согласно бихевиоризму, поведением человека можно и нужно управлять, используя ряд психологических законов: 1) закон эффекта (положительное подкрепление правильных реакций способствует закреплению этих реакций в поведении, свойствах личности); 2) закон субъективной ценности подкрепления (необходимо учитывать, что является наиболее ценным, привлекательным, значимым для конкретного человека); 3) закон оперантного обуславливания (если человек знает или предполагает, что после его действий могут быть негативные для него последствия, то он склонен от этих действий заранее отказаться); 4) закон субъективной вероятности последствий (если человеку кажется, что вероятность наступления негативных последствий его действий мала, он может пойти на риск); 5) закон подражания (человек способен, не задумываясь, подражать поведению других людей, привлекательных или авторитетных для него); 6) закон влияния типа личности (легче управлять поведением экстерналов - тип личности, склонный приписывать ответственность за происходящие с ними события на внешние обстоятельства и других людей. Интерналы - тип личности, склонный брать на себя ответственность за все хорошее и плохие события своей жизни). Изменяя внешние факторы (ситуации, подкрепления, вероятности наступления событий, образцы для подражания), по мнению бихевиористов, можно управлять поведением и формированием личности (независимо от мыслей, чувств самого человека). Теории личности отечественных психологов. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович. Теория, предложенная психологом Лидией Ильиничной Божович (1908–1981) определила личность как человека, достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется способностью воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». На этом уровне развития человек способен сознательно действовать на окружающую действительность, изменять ее и самого себя. Показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности. Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Эта теория, которую можно оценить как структурно-динамическую, охватывает всю жизнь человека и описывает личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах. основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека. По образному выражению А.Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды. Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Структура личности по Платонову:
§ Направленность — это отношения и моральные черты личности, которые определяют ее психологический облик. Это: - системообразующеекачество личности; - генеральная динамическая тенденция личности; - иерархия ее потребностей и мотивов; В направленность входят: · Влечение — (наиболее примитивная форма) смутная потребность в чем-то; · Желание — осознанная потребность, влечение к чему-то. Пассивно, но при включении в структуру волевого компонента становится стремлением; · Интерес — познавательная форма направленности на предметы. Пассивно, но при включении в структуру волевого компонента становится склонностью; · Мировоззрение — система усвоенных человеком представлений и понятий о мире, его закономерностях, природе, обществе; · Убеждение — (высшая форма) мировоззрение связано со стремлением к достижением идеалов.
§ Знания, навыки, умения и привычки — приобретенные в личном опыте путем обучения (влияние биологически обусловленых свойств личности). Индивидуальная культура — подструктура опыта, через которую: · Объективизируется личность в индивидуальном развитии; · Развитие личности; · Аккумулирует исторический опыт человечества.
§ Индивидуальные особенности — типологические свойства личности. Половые, возрастные свойства и ее патология, так называемые органические изменения. Зависят от физиологических особенностей мозга в большей сепени, чем от соц влияний. Биологически обусловленная подструктура. § Свойства темперамента — особый самостоятельный “психодинамический” уровень в структуре интегральной индивидуальности, который существенно отличается от личности. Генетически наследственная структура, которая влияет на развитие черт личности.
|