Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели личности в различных психологических школах.






Личность — конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик ж, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих, вне общества не существует(лекция).

Существует множество теорий, концепций и подходов к пониманию личности и сущности человеческой психики, каждая из которых раскрывает какой-то один аспект, но никак не всю истину об изучаемом явлении. (Интрнет-источник)

Психоаналитическая теория З. Фрейда (1856–1939) представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, при котором считается, что поведение контролируют неосознаваемые психологические конфликты.

С целью описания степени доступности психических процессов осознаванию Фрейд выделял три уровня сознания: сознание, предсознательное и бессознательное. Личность человека включает в себя три структурных компонента:

ü Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия.

ü Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности.

ü Супер-Эго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону.

Индивидуальная психология А. Адлера (1870–1937) описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного.

Основные принципы его теории следующие:

ü индивидуум как самосогласующаяся целостность;

ü человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству;

ü индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство.

Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье (первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок). Последним конструктом является социальный интерес – внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.

Аналитическая психология К. Юнга (1875–1961). Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры

ü В Эго представлено все, что человек осознает.

ü Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами.

ü Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Наиболее значительными архетипами в теории Юнга являются:

а) персона (роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих);

б) тень (подавленная, темная, животная сторона личности человека);

в) анима (феминные качества мужчины);

г) анимус (маскулинные качества женщины);

д) самость (центр структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри нее интегрируются в процессе индивидуации).

Юнг ввел понятие двух типов жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе.

Для описания процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости, происходящего на протяжении всей жизни, он использовал термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самореализации.

Гуманистическая психология. Феноменологическая теория личности К. Роджерса (1902–1987). В феноменологическом направлении центральное место занимает положение о том, что поведение человека можно объяснить только в терминах его субъективных переживаний. Феноменологический подход также подразумевает, что люди способны строить свою судьбу и что они по своей сути являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.

В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства – тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала.

Роджерс утверждал, что единственной реальностью с точки зрения восприятия человека является субъективная реальность – личный мир его переживаний. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит «Я-концепции», наиболее важному персонологическому конструкту Роджерса. В его системе элементами, определяющими развитие «Я-концепции», являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Люди большей частью ведут себя в соответствии с их «Я-концепцией». В качестве образца психического здоровья описываются люди, которые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя («полноценно функционирующие»).

Гуманистическая теория личности Э. Фромма (1900–1980). Уделял особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: 1) потребность в установлении связей; 2) потребность в преодолении; 3) потребность в корнях; 4) потребность в идентичности; 5) потребность в системе взглядов и преданности.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы характера – рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный. Продуктивные типы, согласно теории Фромма, представляют собой цель развития человечества; в их основе лежат разум, любовь и труд.

Бихевиоризм. Личность, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула " стимул - реакция" (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность - все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Согласно бихевиоризму, поведением человека можно и нужно управлять, используя ряд психологических законов:

1) закон эффекта (положительное подкрепление правильных реакций способствует закреплению этих реакций в поведении, свойствах личности);

2) закон субъективной ценности подкрепления (необходимо учитывать, что является наиболее ценным, привлекательным, значимым для конкретного человека);

3) закон оперантного обуславливания (если человек знает или предполагает, что после его действий могут быть негативные для него последствия, то он склонен от этих действий заранее отказаться);

4) закон субъективной вероятности последствий (если человеку кажется, что вероятность наступления негативных последствий его действий мала, он может пойти на риск);

5) закон подражания (человек способен, не задумываясь, подражать поведению других людей, привлекательных или авторитетных для него);

6) закон влияния типа личности (легче управлять поведением экстерналов - тип личности, склонный приписывать ответственность за происходящие с ними события на внешние обстоятельства и других людей. Интерналы - тип личности, склонный брать на себя ответственность за все хорошее и плохие события своей жизни).

Изменяя внешние факторы (ситуации, подкрепления, вероятности наступления событий, образцы для подражания), по мнению бихевиористов, можно управлять поведением и формированием личности (независимо от мыслей, чувств самого человека).

Теории личности отечественных психологов. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович.

Теория, предложенная психологом Лидией Ильиничной Божович (1908–1981) определила личность как человека, достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется способностью воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». На этом уровне развития человек способен сознательно действовать на окружающую действительность, изменять ее и самого себя.

Показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Эта теория, которую можно оценить как структурно-динамическую, охватывает всю жизнь человека и описывает личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека.

По образному выражению А.Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды. Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.

Структура личности по Платонову:

 

§ Направленность — это отношения и моральные черты личности, которые определяют ее психологический облик. Это:

- системообразующеекачество личности;

- генеральная динамическая тенденция личности;

- иерархия ее потребностей и мотивов;

В направленность входят:

· Влечение — (наиболее примитивная форма) смутная потребность в чем-то;

· Желание — осознанная потребность, влечение к чему-то. Пассивно, но при включении в структуру волевого компонента становится стремлением;

· Интерес — познавательная форма направленности на предметы. Пассивно, но при включении в структуру волевого компонента становится склонностью;

· Мировоззрение — система усвоенных человеком представлений и понятий о мире, его закономерностях, природе, обществе;

· Убеждение — (высшая форма) мировоззрение связано со стремлением к достижением идеалов.

 

§ Знания, навыки, умения и привычки — приобретенные в личном опыте путем обучения (влияние биологически обусловленых свойств личности). Индивидуальная культура — подструктура опыта, через которую:

· Объективизируется личность в индивидуальном развитии;

· Развитие личности;

· Аккумулирует исторический опыт человечества.

 

§ Индивидуальные особенности — типологические свойства личности. Половые, возрастные свойства и ее патология, так называемые органические изменения. Зависят от физиологических особенностей мозга в большей сепени, чем от соц влияний. Биологически обусловленная подструктура.

§ Свойства темперамента — особый самостоятельный “психодинамический” уровень в структуре интегральной индивидуальности, который существенно отличается от личности. Генетически наследственная структура, которая влияет на развитие черт личности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал