![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизмы функционирования толпы (внушение, заражение, подражание).
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общно-сти целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революцион-ного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуатато-ров.Характеристики толпы (вопрос 33) Для психологии масс вопрос о механизме формирования целостной массы из множества отдельных субъектов является одним из важнейших. Выделяют три основных механизма функционирования толпы: внушение, заражение и подражание. Материал по книге Ольшанского «Психология масс». Заражение Исторически первичным и главным психологическим механизмом, действующим в массе, всегда считалось заражение. Распространение эмоциональных состояний в массе часто объяснялось по аналогии с заражением какими-то болезнями, например гриппом. Понятие заражение считали главным механизмом Сигеле (итальянский социолог и криминолог) и Лебон. Заражение происходит жестами, движениями и другими невербальными формами поведения. В современной социальной психологии под заражением понимается процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. Заражение может обладать различной степенью произвольности. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид особой циркулярной реакции. Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений, произведений искусства и т. д.
Внушение. Внушение осуществляется почти только через посредство речи, т. е. его механизмом является слово. Внушение, таким образом, специфично только для человека. Соответственно, на основе этого Б. Ф. Поршнев (советский историк и социолог) и рассматривал феномен внушения как «словесное заражение». В современной психологии под внушением понимаются «различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения... В основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации... Эффективность внушения значительно усиливается в массе, когда человек не предоставлен самому себе, своему опыту или способности к размышлению. «Считается, что взаимовнушение слушателей (или зрителей) увеличивает силу и эффект внушения. Мало того, что по мере роста числа членов коллектива эффект внушения тоже растет, оказывается, он растет быстрее, чем число членов коллектива, подвергаемых внушению» (Поршнев, 1966). У. Макдауголл и 3. Фрейд на первое место среди механизмов функционирования толпы ставили понятие «внушение» З. Фрейд под внушением рассматривали прежде всего гипнотическое, т. е. во многом насильственное, принуждающее сознание человека к чему-либо внушение.
Подражание. Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. Если один субъект (индивид, масса) заражает, то другой субъект (индивид) заражается и в результате начинает подражать тому, кто его заражал. Таким образом, заражение и подражание соотносятся как активная причина и пассивное. По своей сути подражание в целом всегда является подражанием действию, поступку, мимике и пантомимике, одежде, и лишь в качестве частного подражательного акта выступает речеподражание — будь то подражание совсем непроизвольное (типа эхолалии) или же осуществляемое под контролем сознания. Поршнев – виды подражания: 1. Имитация в экстремальных ситуациях, когда сознание «отключается» либо по причине дефицита времени для осмысления ситуации и для принятия собственного решения, либо же по причине действия автоматизированных физических реакций — «мышечной антиципации». (Например, бегущий впереди солдат упал, все остальные, бегущие за ним, тоже падают). 2. Обыденное подражание часто наблюдается как результат действия повышенной «экономичности» сознания в бытовых, повседневных ситуациях. (Например, способ уборки, приготовления пищи) 3. Особое, как бы «уважительное» подражание достаточно очевидно в ситуациях повышенной значимости того, кому подражают. (Дети подражают родителям). 4. Принижающее себя подражание является следствием ощущения недостаточности собственного опыта или неуверенности в своих силах в тех или иных ситуациях, в ситуации заниженной самооценки. 5. Достаточно расчетливое (хотя и необязательно осознанное) подражание вполне может быть связано с совпадением потребностей, интересов и целей подражающего с аналогичными характеристиками тех, кому он подражает. В массе происходит совпадение: там всегда есть заражающие, и туда, как правило, как раз и тянутся готовые подражать. Не будет такого совпадения — не будет и психологической массы.
|