![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го года жизниСтр 1 из 3Следующая ⇒
(составлено К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной) Указания к методике выявления уровня нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни: На 2-ом году жизни в развитии ребенка выделено четыре периода: 1. от 1 г. 1 мес. до 1 г. до 3 мес.; 2. от 1 г. 4 мес. до 1 г. 6 мес.; 3. от 1 г. 7 мес. до 1 г. 9 мес.; 4. от 1 г. 10 мес. до 2 лет. Развитие детей 2-го года жизни проверяется по следующим линиям: 1. развитие понимания речи; 2. развитие активной речи; 3. сенсорное развитие; 4. развитие игры и действий с предметами; 5. развитие движений; 6. формирование навыков. Такое выделение является условным, так как, с одной стороны, отмечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных умений, с другой, каждая линия развивается в результате формирования определенных функций. Так, например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата ребенка, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в речи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка. Тем не менее каждая линия развития выражается собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития. Каждая линия развития выражена в определенном показателе. В результате апробирования показателей развития оставлены лишь те из них, которые выполняются 50 – 80 % детей, воспитывающихся в условиях коллектива, т.е. по одному показателю на каждую линию развития (всего 24 показателя). Наиболее информативный показатель – развитие активной речи. Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий). Поэтому развитие активной речи ребенка, с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослых как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а с другой, информирует о каких-то неблагополучных условиях воспитания ребенка. На 3-ом году жизни в развитии ребенка выделено 2 полугодия. В каждом из них намечаются следующие линии: В первом полугодии: 1. активная речь; 2. игра; 3. конструктивная деятельность; 4. сенсорное развитие; 5. развитие движений; 6. развитие навыков. Во втором полугодии: 1. активная речь; 2. игра; 3. изобразительная деятельность; 4. конструктивная деятельность; 5. сенсорное развитие; 6. навыки; 7. движения. Всего 19 показателей. Кроме того, дается оценка к поведению ребенка. При оценке нервно-психического развития детей в карте развития фиксируется уровень развития, т.е. какому уровню (возрасту) оно соответствует по всем линиям. Поведение оценивается также по всем параметрам (параметры поведения прилагаются). В заключении отражается, в чем и насколько задерживается развитие ребенка и каковы отклонения в его поведении.
|