Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
1. Подсудность - это свойство дела, в силу которого оно подлежит рассмотрению в том или ином суде. Закон устанавливает три вида подсудности: 1) предметную (зависит от тяжести совершенного преступления, сложности уголовного дела или характера гражданского дела); 2) территориальную (зависит от места совершения преступления, места окончания предварительного расследования, места жительства ответчика или нахождения спорного имущества); 3) персональную (зависит от ведомственной принадлежности или должностного положения подсудимого). Смысл правила, установленного частью первой статьи 47, состоит в том, что, во-первых, подсудность должна быть строго установлена законом и, во-вторых, суды не вправе произвольно ее изменять. В данном случае подсудность приобретает черты субъективного права гражданина на законного судью, или «своего» судью. Каждый человек должен знать, какой суд или какой судья будет рассматривать его дело, если таковое возникнет. В этом находит одно из проявлений принцип равенства граждан перед законом и судом. Право на законного судью появилось в нашем конституционном законодательстве впервые. Институт «своего», законного судьи особенно эффективен, когда судьи избираются населением или органами самоуправления. Конституция ввела назначаемость федеральных судей Советом Федерации или Президентом, но не упомянула о том, в каком порядке будут наделяться полномочиями остальные судьи. В соответствии с требованиями предметной подсудности основную массу уголовных дел (до 95%) рассматривают районные (городские) суды. Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные, городские суды, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают уголовные дела о тяжких преступлениях, перечисленных в статье 36 УПК РСФСР. Однако в настоящее время нет четких правовых критериев, определяющих подсудность уголовных дел Верховному Суду Российской Федерации. Это дела «особой сложности или особого общественного значения» (ст.38 УПК РСФСР). Толкование таких расплывчатых понятий далеко не однозначно. Вышестоящий суд вправе изъять из нижестоящего любое уголовное или гражданское дело и рассмотреть его в качестве суда первой инстанции (ст.40 УПК РСФСР, ст.ст.114-116 ГПК РСФСР). Это противоречит статье 47 Конституции Российской Федерации Действующий Закон предусматривает передачу уголовного или гражданского дела из суда, которому оно подсудно, в другой такой же суд через председателя вышестоящего суда «в целях наиболее быстрого, полного и объективного рассмотрения дела» и «наилучшего обеспечения воспитательной роли судебного разбирательства» (ст.44 УПК РСФСР, ст.123 ГПК РСФСР). В данном случае страдает институт территориальной подсудности, могут быть ущемлены права республик и других субъектов Федерации. В противоречии со ст.47 Конституции Российской Федерации оказались и п.п.1 и 3 ст.122 ГПК РСФСР, допускающие передачу дела после его принятия к производству в другой суд, если выяснится, что другой суд может быстрее и правильнее рассмотреть это дело, в частности, потому, что по месту его пребывания находится большинство доказательств; если после отвода одного или нескольких судей их замена в данном суде невозможна. За этими формулировками - реальные трудности, испытываемые судами. Но они преодолимы, если истцу предоставить право предъявления иска в суд, где находится большинство доказательств, и если увеличить численность судей с тем, чтобы в каждом народном суде работало несколько судей. Последняя мера необходима и для того, чтобы не допускать временное перемещение судьи из другого района на период болезни или отпуска судьи данного района, что также влечет нарушение права на «своего», законного судью. В гражданском процессе право на «своего», законного судью принадлежит ответчику (по общему правилу исковое заявление подается по месту жительства ответчика). И только в отдельных случаях, когда необходимо надежнее защитить интересы некоторых категорий граждан, иск может быть подан в суд по месту жительства истца (по делам о взыскании алиментов, об установлении отцовства, о возмещении вреда, причиненного увечьем, и др.- статья 118 ГПК РСФСР) либо нахождения спорного имущества, земельного участка и т.п. (статья 119 ГПК РСФСР). В гражданском процессе существует институт подведомственности, с помощью которого распределяется компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, третейских судов и других органов по рассмотрению споров о праве. Статья 47 Конституции имеет в виду и подведомственность, которая должна быть четко определена законом и не видоизменяться по усмотрению отдельных лиц, кроме случаев, когда закон это допускает (статьи 25-28 ГПК РСФСР). Противоречит статье 47 Конституции России правило, согласно которому при невозможности определить место совершения преступления дело рассматривается судом, в районе деятельности которого закончено предварительное следствие или дознание по делу (статья 41 УПК РСФСР). Но предварительное расследование может производиться и по месту обнаружения преступления, а также по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей (статья 132 УПК РСФСР). В этих случаях подсудимый лишается права на «своего», законного судью и предстает перед судом «чужой» республики, области или не своего района. Формулировка «если определить место совершения преступления невозможно» (статья 41 УПК РСФСР) к тому же противоречит пункту 1 части первой статьи 68 УПК РСФСР, требующему, чтобы по каждому уголовному делу было установлено место совершения преступления. Существует коллизия между территориальной и персональной подсудностью в случаях совершения общеуголовного преступления военнослужащим или гражданским лицом в соучастии с военнослужащим. Коллизия решается в пользу персональной подсудности, ибо такого рода дела рассматриваются военными судами (ст.9 Положения о военных трибуналах 1958 года). Это решение не вполне согласуется со ст.47 Конституции, которая не содержит предписания, какой подсудности принадлежит в данном случае приоритет. Законодатель не произволен в определении подсудности. Устанавливая ее, он должен опираться на правило о «своем», законном судье. Этим судьей при совершении общеуголовного преступления военнослужащим или гражданским лицом в соучастии с военнослужащим является территориальный судья. Такой же судья должен рассматривать дело о преступлении, совершенном военнослужащим до призыва на военную службу (в настоящее время это подсудность военных судов). Территориальный судья с еще большим основанием должен был бы рассматривать дела об общеуголовных преступлениях, совершенных лицами, приравненными к военнослужащим, - военными строителями, офицерами и сержантами конвойной службы МВД и др. 2. В части второй ст.47 Конституции закреплено право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Субъекты Федерации не вправе что-либо изменять в этом законе. Суд с участием присяжных заседателей уже введен Законом Российской Федерации от 16 июля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях». Под судом с участием присяжных заседателей следует понимать такое судебное установление, в котором 12 присяжных заседателей - народное представительство в суде - отдельно от судьи решают вопрос о виновности подсудимого, а судья-председательствующий руководит ходом судебного заседания и на основании вердикта присяжных либо оправдывает подсудимого, либо выносит обвинительный приговор, квалифицируя деяние по соответствующей статье Уголовного кодекса и назначая уголовное наказание. Согласно разделу десятому «Производство в суде присяжных», введенному в УПК Законом от 16 июля 1993 г., в зале суда присутствуют два запасных присяжных, готовых заменить кого-либо из комплектных присяжных заседателей в случае его болезни, смерти или других непредвиденных обстоятельств. Присяжные заседатели отбираются по жребию из числа избирателей в возрасте от 25 до 70 лет. Они вызываются для отправления правосудия один раз в году сроком на 10 дней. Стороны вправе немотивированно отвести по два присяжных заседателя. Суды присяжных рассматривают все уголовные дела, отнесенные законом к подсудности Верховных судов республик, судов краев, областей, автономной области, автономных округов, и функционируют только при этих судах пока лишь в 9 субъектах Федерации. Таким образом, суды присяжных рассматривают дела о наиболее опасных преступлениях (убийство, бандитизм, измена Родине и др.). Обвиняемый обладает правом выбора между судом присяжных и коллегией из трех профессиональных судей. Это очень важная гарантия, если учесть, что присяжные могут быть ригористично настроены против преступлений на почве национальной розни, социального неравенства, половых преступлений и др. Признание или отрицание вины не имеет значения для определения подсудности дела суду присяжных (в англо-американском процессе признание или частичное признание делает ненужным суд присяжных, и приговор выносит единолично судья). При отказе прокурора от обвинения в ходе судебного разбирательства присяжные должны вынести оправдательный вердикт.
|