Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.






1. Режим чрезвычайного положения заключается в расширении круга обязанностей и пределов компетенции существующих органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, по охране общественного порядка и нормализации обстановки либо в возложении таких обязанностей и предоставлении прав на специально создаваемые для этого органы, а также в усилении ответственности граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей, которые, возлагаются на них с введением чрезвычайного положения.

Чрезвычайное положение - временно вводимый особый правовой режим деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (независимо от формы собственности), допускающий предусмотренные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан для обеспечения их безопасности и охраны конституционного строя государства.

Чрезвычайное положение может вводиться лишь при определенных обстоятельствах при наличии таких ситуаций, которые невозможно устранить без применения специальных мер.

Введение чрезвычайного положения всегда связано с особой ситуацией, т.е. с нарушением нормальных условий жизни и деятельности людей на определенной территории, вызванным, например, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией (массовые заразные заболевания животных, приведшие или могущие привести к большим людским и материальным потерям). Кроме того, чрезвычайная ситуация может возникнуть и вследствие межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, угрожающих жизни граждан, подрыву конституционного строя.

Чрезвычайное положение связано с применением системы правовых мер, предусмотренных федеральным конституционным законом. Такой закон должен неизменно учитывать положение части третьей статьи 55 Конституции, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. В Конституции имеется ряд положений относительно порядка введения чрезвычайного положения. Согласно статье 88, Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Прерогатива решения вопроса о введении чрезвычайного положения принадлежит Президенту Российской Федерации, а утверждение его Указа по этому вопросу входит в компетенцию Совета Федерации (пункт «в» части первой статьи 102). Обстоятельства, при наличии которых Президент вправе ввести чрезвычайное положение, должны быть предусмотрены федеральным конституционным законом.

Чрезвычайное положение распространяется на действия различных органов власти, хозяйственных структур (предприятий), граждан, образующих население территории, иа которой вводится чрезвычайное положение.

Население местности, на которой введено (вводится) чрезвычайное положение, независимо от национальных и иных признаков - это лица, которые:

а) постоянно проживают (проживали) в данной местности до введения чрезвычайного положения;

б) прибыли для временного проживания, но по условиям чрезвычайного положения не смогли покинуть данную местность либо территорию;

в) прибыли как беженцы, вынужденные переселенцы или по иным причинам, приводящим к невозможности проживания в той местности, откуда они прибыли.

В настоящее время на территории России действует Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» и Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении». Эти акты явились основанием для принятия Президентом указов о введении чрезвычайного положения на отдельных территориях. Например, Указом от 29 мая 1993 г. было введено чрезвычайное положение на территориях Моздокского, Пригородного районов и прилегающих к нему местностях Северной Осетии и Малгобекского и Назрановского районов Ингушской Республики. Президент утвердил также Положение о Временной администрации на территории указанных районов. 4 октября 1993 г. Президентом был издан Указ «О дополнительных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в городе Москве».

В соответствии с Законом «О безопасности» на Совет Безопасности Российской Федерации возлагается подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации ликвидации таких последствий. К ведению Совета Безопасности отнесена подготовка предложений Президенту о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения. Законом определен также перечень сил и средств обеспечения безопасности, в том числе таких сил, как органы внутренних дел, Вооруженные Силы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, внутренние войска. Каждая из этих структур обязана действовать строго в рамках своей компетенции, обеспечивая гарантии конституционных прав и свобод граждан.

В Законе «О чрезвычайном положении» содержатся нормы, определяющие условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения. При введении чрезвычайного положения указываются мотивы принятия такого решения, срок и территориальные границы его действия.

Решение о введении чрезвычайного положения вступает в действие с момента его принятия и незамедлительно обнародуется.

В соответствии с Законом «О чрезвычайном положении» срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории России, не может превышать 30 дней, а в отдельных местностях - 60 дней.

Если не устранены обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, оно может быть продлено. Вместе с тем оно может быть отменено ранее указанного срока.

В условиях введения чрезвычайного положения могут применяться установленные законом меры, а именно:

образование особого органа (временной администрации) для управления на соответствующей территории и координации деятельности органов исполнительной власти, органов военного управления, органов безопасности, гражданской обороны по преодолению чрезвычайной ситуации;

принятие дополнительных мер по обеспечению общественного порядка и безопасности населения, в том числе установление комендантского часа;

проведение всех необходимых мероприятий по защите населения в условиях чрезвычайной ситуации: оповещение его о возникновении чрезвычайной ситуации и постоянное информирование об обстановке;

наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды (при стихийных бедствиях и т. п.), укрытие населения в защитных сооружениях, его эвакуация в безопасные районы, меры по медицинской, радиационной, химической защите населения, противопожарные мероприятия, проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и районах бедствий, снабжение населения продовольствием, питьевой водой, медикаментами и т.д.;

запрещение митингов, массовых шествий и демонстраций, деятельности общественных организаций, имеющих целью организацию массовых беспорядков, запрещение забастовок;

осуществление мер по изъятию у граждан, предприятий, организаций огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов и т. п.;

создание комендатур для контроля за соблюдением режима чрезвычайного положения;

установление особого режима въезда и выезда, а также передвижения*по данной территории, включая досмотр транспортных средств;

установление специального порядка проверки документов, а при необходимости, когда имеются данные о наличии у гражданина оружия, - осуществление личного досмотра;

временное изъятие у граждан и организаций транспортных средств и иных видов техники для борьбы с последствиями чрезвычайных ситуаций;

использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

установление карантина и проведение других обязательных санитарно-противоэпидемических мероприятий;

применение предусмотренных законом мер административного принуждения, в том числе административных санкций (повышенный размер штрафов, административный арест), осуществление личного задержания граждан;

предоставление права органам временной администрации (комендатурам) задерживать на определенное время граждан, нарушающих требования режима, в том числе комендантский час (если он введен), а также выдворять лиц, нарушающих общественный порядок и не являющихся жителями данного района (территории), к месту их постоянного жительства;

установление особого режима вещания по радио и телевидению, работы других средств массовой информации.

Приказы администрации района, на территории которого введено чрезвычайное положение, обязательны к исполнению всеми физическими и юридическими лицами.

Чтобы выявить нарушения режима чрезвычайного положения, работники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД Российской Федерации могут использовать все свои обычные полномочия, предусмотренные законодательными актами. Милиция в соответствии со статьей 11 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» вправе проверять У граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; вызывать граждан по делам и материалам, находящимся в ее производстве; входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений; осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскные меры и т.д.

Закон Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» предоставляет соответствующие права внутренним войскам МВД России (статья 23).

3. Конституция Российской Федерации установила гарантии прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. Она четко определила также перечень тех прав и свобод, которые не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения, а именно: право на жизнь (статья 20), право на обеспечение достоинства личности (статья 21), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (часть первая статьи 23), свобода совести, свобода вероисповедания (статья 28), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть первая статьи 34), право на жилище (часть первая статьи 40). Кроме того, не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24). Особое значение имеет положение Конституции о том, что в условиях чрезвычайного положения каждому гарантируется весь комплекс прав человека и гражданина, предусмотренных в статьях 46-54.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал