Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статья 59
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. 1. Защита Отечества - это его оборона в случае возможной агрессии против него или его союзников, с которыми страна связана договорами о взаимной военной помощи или обороне. Участвовать в защите Отечества-не только юридическая обязанность, но и глубочайшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве) и военное обучение в военное время. 2. Гражданин России несет военную службу в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. «О воинской обязанности и военной службе». По данному Закону призыву на военную службу подлежит каждый гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва. Гражданин имеет право вместо военной службы по призыву поступить на военную службу по контракту. Призыв на военную службу осуществляется два раза в год-с 1 апреля по 30 июня Президента Российской Федерации. Сроки военной службы устанавливаются: для проходящих военную службу по призыву-18 месяцев, а на кораблях, судах и в береговых частях-24 месяца; для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву - 12 месяцев; для проходящих военную службу по контракту - на срок контракта. Уклонение от призыва на военную службу, а также от призыва по мобилизации считается уголовным преступлением (статьи 80, 81 УК РСФСР). От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет, а также не годные к военной службе по состоянию здоровья. Женщины после приобретения ими военно-учетной специальности ставятся на воинский учет. В возрасте от 20 до 40 лет они могут заключать контракт о прохождении военной службы. Порядок несения военной службы регламентируется Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации - Уставом внутренней службы, Уставом гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарным уставом и др. 3. Для того чтобы граждане России могли воспользоваться конституционным правом на замену военной службы альтернативной гражданской, необходимо принятие федерального закона, который бы устанавливал условия и порядок реализации этого конституционного положения. Работа над проектом такого закона ведется. Полезно знать и учитывать общественный и зарубежный опыт решения этой проблемы. Во многих странах мира официально признано право граждан на отказ от военной службы с условием замены ее альтернативной гражданской службой (Франция, Италия, Германия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Испания, Швеция, Польша, Латвия и др.). В большинстве западных стран, где допускается замена военной службы альтернативной гражданской, основанием такой замены являются «соображения совести» человека. Они в разных странах различны. Это могут быть религиозные, этнические, философские и тому подобные мотивы, мировоззрения, осуждающие всякие войны, и многое другое. Но наиболее часто узаконенным основанием для отказа от военной службы являются религиозные убеждения. В нашей стране до последнего времени от службы в армии отказывались большей частью по религиозным убеждениям. Для России данная проблема далеко не новая. Еще до Октябрьской революции от службы в армии отказывались, например, члены религиозных сект менонитов, духоборов, молокан, адвентистов 7-го дня, нетовцев и некоторых других. Царское правительство в разные времена относилось к таким «отказникам» по-разному. Еще Екатерина II, например, руководствуясь экономическими соображениями, гарантировала менонитам освобождение от военной службы «на вечные времена». В конце 70-х годов прошлого века для них была введена замена военной службы работой в лесничествах, а во время первой мировой войны многие из них отбывали службу в санитарных отрядах. В целом же до революции «отказники» по религиозным мотивам в большинстве случаев осуждались к лишению свободы. Духоборы вначале служили в армии, а в 1895 году отказались от этой службы, за что со стороны правительства подвергались репрессиям. Советская Россия в 1919 году признала право верующих на отказ от военной службы с заменой ее иной общеполезной работой. До этого такое право было узаконено только в Великобритании (1916 год) и в Дании (1917 год). 4 января 1919 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР издал декрет об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям с заменой ее по решению народного суда иной общеполезной работой (преимущественно в заразных госпиталях). После образования СССР был принят Закон об обязательной военной службе от 18 сентября 1925 г., раздел XVIII которого был специально посвящен гражданам, отказывающимся от военной службы по религиозным убеждениям. Этот Закон, как и последующий Закон СССР от 8 августа 1928 г., признавал права граждан на отказ от военной службы по религиозным убеждениям. Судебная практика тех лет (а Гражданский процессуальный кодекс РСФСР специально устанавливал порядок рассмотрения таких дел в судах) накопила богатый и чрезвычайно любопытный материал. Суды, с участием экспертов, используя заключения различных религиозных и светских учреждений и лиц, скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взглядов, которые дают основания освободить его от военной службы. Суды определяли также, какая именно работа назначается взамен военной службы, куда и в какой срок должен явиться освобожденный для выполнения этой работы. Только в 1939 году Верховный Совет СССР счел нецелесообразным включать в новый закон о всеобщей воинской обязанности положение об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям. В настоящее время за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу можно привлекать к уголовной ответственности (статья 80 УК РСФСР). Причем уголовное законодательство содержит еще ряд статей, так или иначе связанных с воинской обязанностью. Например, преступным является уклонение военнообязанного от учебных или поверочных сборов и воинского учета (статья 198 1 УК РСФСР), уклонение от воинской службы путем членовредительства или иным способом (статья 249 УК РСФСР) и т.д. Примерно в 23 странах мира, включая Россию, отказ от службы в армии наказывается лишением свободы. Комиссия ООН по правам человека в резолюции от 6 марта 1989 г. призвала все государства принять законодательные положения о введении различных форм альтернативной службы с учетом имеющегося в этой области международного опыта. В поддержку этого высказывались Европейский парламент, Кабинет Министров Совета Европы, ряд международных и национальных правозащитных организаций и движений. Конституция Российской Федерации - закон прямого действия, и отказ гражданину в реализации его права заменить военную службу альтернативной гражданской может быть обжалован в суд.
|