Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
1. Часть первая статьи 67 конкретизирует статью 4 и определяет состав государственной территории Российской Федерации, находящейся под ее суверенитетом. Составными частями этой территории являются сухопутные, водные и воздушные пространства. Из части первой статьи 67 вытекает, что сухопутная территория России включает территории субъектов Федерации, названных в статье 5 Конституции, - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. К водным пространствам, находящимся под суверенитетом России, относятся внутренние воды и территориальное море. Внутренние воды, в свою очередь, состоят из морских и неморских вод. К внутренним неморским водам относятся воды рек, озер и иных водоемов в пределах государственной территории. Согласно международному праву, внутренние морские воды состоят из вод морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод», а также всех других водных пространств, расположенных в сторону берега от тех исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море. Внутренние морские воды находятся под полным суверенитетом прибрежного государства, которое определяет как их правовой режим, так и порядок деятельности в них. Детали правового статуса и режима внутренних морских вод России подлежат урегулированию в специальном федеральном законе, что вытекает из части второй комментируемой статьи. Согласно международному праву, территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль (1 морская миля равна 1, 852 км), входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом. Каждое государство в своем законодательстве самостоятельно определяет ширину территориального моря, но с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Действующие международные конвенции, а также общее международное обычное право предусматривают, что суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением определенных норм, прежде всего с соблюдением права мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Детали правового статуса и режима территориального моря, в частности условия мирного прохода иностранных судов, должны быть установлены федеральным законом. Определяя состав территории России, Конституция не упоминает недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией. Традиционно считается, однако, что недра тоже являются принадлежностью данного государства (до технически доступной глубины). В воздушное пространство России, находящееся под ее суверенитетом, входит тропосфера, стратосфера, а также значительная часть вышележащего пространства, расположенные над сухопутной и водной ее территорией. В то время как боковые пределы воздушного пространства России определяются государственными границами, высотный предел территориального верховенства государств над воздушным пространством в современном международном праве точно не установлен. Согласно сложившейся обычно-правовой практике, государства могут претендовать на воздушное пространство по крайней мере до уровня низших перигеев орбит искусственных спутников Земли «около 100 км). 2. Часть вторая статьи 67 подтверждает суверенные права и юрисдикцию России в отношении двух важных категорий морских пространств - континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Устанавливается, что соответствующие суверенные права и юрисдикция будут осуществляться в порядке, определенном, в частности, нормами международного права. В соответствии с современным международным правом континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случае, если шельф выходит за пределы 200 миль, внешняя его граница не может простираться далее 350 морских миль от берега или даже 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м. Общепризнано, что прибрежные государства осуществляют суверенные права над континентальным шельфом для разведки и разработки его природных ресурсов, включая минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы «сидячих» видов (см. статью 76 Конвенции по морскому праву 1982 года). Исключительная экономическая зона - это прилегающий к территориальному морю морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное государство имеет суверенные права, реализуемые в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, в целях управления этими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. В исключительной экономической зоне прибрежное государство осуществляет, кроме того, юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и защиты и сохранения морской среды (см. статью 56 Конвенции по морскому праву 1982 года). В соответствии с международным правом континентальный шельф и исключительная экономическая зона в состав территории государства не входят. Это означает, помимо всего прочего, что прибрежное государство не обладает здесь суверенитетом. В то же время признается, что применительно к данным пространствам государства обладают суверенными правами и юрисдикцией, используемыми для разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах. Детали правового статуса и режима континентального шельфа России и ее исключительной экономической зоны подлежат установлению в федеральном законодательстве с учетом соответствующих норм международного права. 3. Часть третья статьи 67 определяет порядок изменения границ между субъектами Российской Федерации. Провозглашается принцип, согласно которому границы между ее субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия. Представляется, что это «взаимное согласие» достигается как путем заключения специальных соглашений, так и иным способом, в частности, путем принятия параллельных односторонних заявлений, выражающих обоюдное стремление к изменению сложившихся границ.
|