Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Комментируемая статья содержит полномочия Президента, связанные главным образом с деятельностью парламента. Согласно пункту «а», Президент назначает выборы Государственной Думы в связи с истечением срока ее полномочий, предусмотренного Конституцией, или в связи с ее роспуском. Порядок выборов устанавливается федеральным законом о выборах. Выборы в действующую Государственную Думу проведены 12 декабря 1993 г. на основе Положения о выборах депутатов Государственной Думы, введенного в действие Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. Дату выборов назначил Президент. В соответствии с пунктом «б» Президент распускает Государственную Думу, но только в точно установленных Конституцией случаях. Роспуск возможен если: Государственная Дума большинством общего состава депутатов трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства Российской Федерации (каждая кандидатура должна быть рассмотрена Думой в течение недели); Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству (однократное выражение недоверия роспуск Думы повлечь не может). Президент назначает референдум (общегосударственное голосование избирателей), порядок проведения которого устанавливается федеральным конституционным законом (пункт «в»). В Российской Федерации было проведено несколько референдумов. Последний из них 12 декабря 1993 г. был назначен Президентом по вопросу о принятии Конституции Российской Федерации. В соответствии с законом о референдуме, действовавшим тогда, Конституция была принята более чем половиной голосов избирателей при участии в голосовании более половины лиц, внесенных в списки избирателей. В субъектах Федерации, в административно-территориальных единицах могут проводиться местные референдумы. Их назначают соответствующие органы государственной власти и должностные лица на местах. В субъектах Федерации и административно-территориальных единицах в последние годы было проведено множество местных референдумов. Таким путем были приняты конституции республик в составе Российской Федерации, изменились названия городов, менялись структура управления, границы административно-территориального деления и т.д. Согласно пункту «г», Президент вносит законопроекты в Государственную Думу. В соответствии с практикой многих стран законодательная инициатива Президента имеет особый характер: в отличие от других субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, президентские законопроекты рассматриваются вне очереди. В ряде зарубежных стран (например, в США) Президент не имеет права вносить законопроекты непосредственно и делает это через депутатов нижней палаты или сенаторов. В течение 14 дней Президент подписывает и обнародует (промульгирует) федеральные законы, т.е. законы, действующие на всей территории России (пункт «д»). Без подписи Президента закон не вступает в силу. Президент обязан подписать закон и в случае нежелания сделать это, когда президентское вето преодолено квалифицированным большинством (две трети) от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае, подписывая закон, Президент удостоверяет его подлинность. Он обязан опубликовать такой закон в течение семи дней. Президент Российской Федерации неоднократно применял право вето по отношению к законам, принятым прежним Верховным Советом Российской Федерации. Право вето по отношению к законам Федерального Собрания, избранного 12 декабря 1993 г., он не использовал. 8 мая 1994г., не желая обострять отношений с парламентом, он подписал Закон о статусе депутатов Федерального Собрания, хотя и признал в специальном обращении к депутатам, что, по его мнению, данный закон содержит противоречия с Конституцией. С другой стороны, Государственная Дума Федерального Собрания в своем постановлении от 10 июня 1994 г. отметила, что некоторые акты Президента, относящиеся к вопросам местного самоуправления, не соответствуют Конституции Российской Федерации и ограничивают права населения на местное самоуправление. Ежегодные послания об основных направлениях внешней и внутренней политики государства (пункт «е»), с которыми Президент обращается к Федеральному Собранию, рассматриваются на совместном заседании палат парламента (обычно палаты заседают раздельно). В начале 1994 года Президент Российской Федерации обратился к Федеральному Собранию с Посланием «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)». Ежегодные послания Президента в зарубежных странах обычно служат целям ориентации законодательной деятельности парламента.
|