Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 83






Президент Российской Федерации:

А) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

Б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

В) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

Г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

Е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

Ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

З) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

И) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

К) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

Л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

М) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Комментируемая статья открывает блок статей (статьи 83-89) Конституции, в которых содержатся нормы о полномочиях Президента Российской Федерации. Ст.83 закрепляет полномочия Президента, связанные главным образом с назначением некоторых высших должностных лиц (например, Председателя Правительства Российской Федерации), формированием путем назначения некоторых органов при Президенте (Совета Безопасности), с представлением кандидатур Государственной Думе или Совету Федерации для назначения их на высокие должности (судей Конституционного Суда, Генерального прокурора и др.).

Согласно пункту «а», Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации. До акта назначения он должен получить согласие Государственной Думы. Государственная Дума выражает согласие на назначение определенного лица Председателем Правительства путем голосования. Кандидатуру на должность Председателя Правительства России Государственной Думе предлагает Президент Российской Федерации. Предложенная кандидатура должна получить большинство голосов от общего числа депутатов Думы. После этого Президент назначает Председателя Правительства. Государственная Дума может трижды отклонить кандидатуру. Подробно порядок получения согласия Думы и назначения Президентом Председателя Правительства определяется в главе 6 Конституции, посвященной Правительству (см.комментарий к статье 111).

Структура Правительства Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»: оно состоит из руководителей 67 министерств, государственных комитетов и иных ведомств (против 120, действовавших до издания данного Указа).

Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя Правительства (пункт «б»). Такая практика существовала в Российской Федерации, есть она и в зарубежных странах (например, во Франции). На этих заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы государственной жизни (в некоторых странах подобные заседания называются официальными заседаниями Правительства, Советом Министров, в отличие от Совета кабинета, проходящего под председательством премьер-министра).

Следует отметить, что право Президента председательствовать на заседаниях Правительства характерно для президентских республик, в которых глава государства возглавляет одновременно исполнительную власть, а также для полупрезидентских республик. Поэтому полномочие, предусмотренное пунктом «б» комментируемой статьи, - одна из черт, позволяющих характеризовать Российскую Федерацию как полупрезидентскую республику.

Решение об отставке Правительства Российской Федерации, согласно пункту «в», может быть принято Президентом в трех случаях: по собственному усмотрению, в случае подачи Правительством заявления об отставке, в случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой (см.комментарий к статье Г17). Данный пункт статьи 83 посвящен отставке Правительства в целом. Однако Президент вправе увольнять отдельных членов Правительства, чему посвящен пункт «д». Это право вытекает из того, что он назначает их самостоятельно, согласия Государственной Думы в этом случае не требуется. Что же касается права уволить в отставку весь состав Правительства (включая Председателя) в том случае, когда ему не выражено недоверие Государственной Думой и когда само Правительство не подает в отставку, то это полномочие Президента требует для своего осуществления определенных условий, поскольку Председатель Правительства назначается с согласия Государственной Думы. Тем не менее, это право Президента закреплено за ним Конституцией.

В связи с тем, что при подаче Правительством заявления об отставке решение передается на усмотрение Президента, он может не согласиться с заявлением Правительства и поручить ему продолжать выполнение своих обязанностей без указания срока или в течение определенного срока до сформирования нового Правительства.

В соответствии с пунктом «г» комментируемой статьи Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, он же ставит вопрос перед Государственной Думой об освобождении Председателя Центрального банка от должности. В отличие от порядка назначения и смещения Председателя Правительства в данном случае Президент лишь представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка или ставит вопрос о его смещении, само назначение или смещение осуществляется Государственной Думой (см.комментарий к пункту «в» статьи 103).

Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров без участия какого-либо иного органа, но делает это лишь по предложению Председателя Правительства (пункт «д»). После принятия Конституции обновление состава Правительства было произведено Президентом, например, в январе 1994 года после длительных консультаций с Председателем Правительства России. Некоторых министров Президент Российской Федерации освободил от должности в соответствии с их заявлениями об отставке в связи с их несогласием с политикой Правительства по отдельным вопросам. Имели место факты увольнения Президентом руководителей отдельных ведомств за грубое нарушение трудовой дисциплины. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить Генерального прокурора от должности (пункт «е»). Что же касается судей названных выше судов, то порядок их смещения Конституция России не предусматривает. В соответствии со ст.121 Конституции порядок прекращения полномочий судьи должен быть установлен федеральным законом.

Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. «О замещении вакантных должностей федеральных судей» установил, что предварительный отбор кандидатов на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется Всероссийским съездом судей и Министерством юстиции Российской Федерации. Они формируют самостоятельные списки кандидатур, в списки включаются по две кандидатуры на каждую вакантную должность. Съезд судей был проведен в марте 1994 года, списки от имени Съезда и Министерства юстиции были представлены Президенту. В 1994 году Федеральное Собрание приняло Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», подписанный Президентом 21 июля 1994 г. (см.комментарий к статье 125). При комплектовании штата Верховного Суда Российской Федерации (115 человек) Президент по частям представляет списки кандидатур Совету Федерации. Например, в июле 1994 года он представил список из 47 кандидатур. Список кандидатов на вакантные должности судей Верховного Суда представляется Президенту Российской Федерации Председателем Верховного Суда. Судьи областных, краевых, Московского и Санкт-Петербургского судов, районных (городских) народных судов, военных судов, срок полномочий которых истек после 21 сентября 1993 г., временно исполняют полномочия и обязанности судей до принятия соответствующего федерального закона. Впоследствии своими указами Президент Российской Федерации назначил председателей и членов судов многих краев и областей.

Президент на основании пункта «ж» статьи 83 назначает членов Совета Безопасности. Это - совещательный орган при Президенте, в котором он председательствует. Его членами является ряд высших должностных лиц (министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, директор Службы внешней разведки, директор Федеральной службы контрразведки и др.).

При Совете Безопасности действует научный совет, положение о котором утверждено Указом Президента Российской Федерации от 31 января 1994 г.

Пункт «з» предоставляет Президенту право утверждать военную доктрину Российской Федерации. Аналогичной статьи нет в конституциях других стран. Новая военная доктрина была утверждена Президентом в 1993 году на заседании Совета Безопасности.

Президент в соответствии с пунктом «и» формирует Администрацию - собственный рабочий аппарат во главе с Руководителем Администрации. Администрация не является органом государственной власти и не имеет вследствие этого каких-либо императивных полномочий. Она призвана обеспечивать исполнение Президентом его конституционных функций. Администрация включает в себя экспертно-аналитические, контрольные и вспомогательные подразделения. Следует подчеркнуть, что ряд непосредственно подчиненных Президенту специальных служб (Федеральная служба контрразведки, Служба внешней разведки, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте России, Государственная техническая комиссия) не входят в Администрацию Президента и не подчиняются ее Руководителю. При Президенте Российской Федерации создано также множество других организаций (Судебная палата по информационным спорам, Общественная палата для связи с общественными организациями, Совет по делам казачества и др.), которые также не входят в состав Администрации Президента. Большинство из них действует на общественных началах.

Существующие в зарубежных странах аналогичные учреждения (администрация, канцелярия президента и т. п.) имеют более узкий состав. Как правило, они не занимаются вопросами непосредственного, оперативного управления, что иногда делают некоторые управления и отделы Администрации Президента Российской Федерации. Администрация Президента как специальный орган в зарубежных конституциях не упоминается. Согласно пункту «к», Президент назначает и освобождает своих полномочных представителей (их следует отличать от дипломатических представителей Российской Федерации, которые назначаются и отзываются Президентом в соответствии с пунктом «м» данной статьи). В настоящее время наряду с полномочными представителями Президента в субъектах Российской Федерации назначены полномочный представитель Президента России в Федеральном Собрании и полномочный представитель Президента России в Межпарламентской ассамблее СНГ. Видимо, на основании комментируемого пункта производится также назначение представителей Президента, например представителя Президента по конкретному законопроекту, внесенному главой государства в парламент.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. назначенные ранее (в 1991 -1993 годах) представители Президента в республиках, а также других субъектах Федерации считаются полномочными представителями Президента. На практике своими указами Президент Российской Федерации назначал и отзывал многих своих полномочных представителей.

Согласно пункту «л», Президент назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.), что делается обычно по представлению Министра обороны.

Экспертную оценку вносимых на рассмотрение Президента кандидатов осуществляет Комиссия по высшим воинским должностям, высшим воинским и высшим специальным званиям Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации. Положение об этой Комиссии утверждено Указом Президента Российской Федерации от 20 июня 1994 г.

После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания (обычно это комиссии по иностранным делам) Президент назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (пункт «м»). В связи с тем, что в Государственной Думе создано три комитета, к ведению которых относятся внешнеполитические вопросы, Президент по своему выбору может обратиться к любому из них.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал