Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статья 93
Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. 1. Комментируемая статья предусматривает порядок досрочного отрешения Президента Российской Федерации от должности, что осуществляется парламентом- Федеральным Собранием. Впервые такой порядок был установлен Конституцией США под названием импичмента, а затем предусмотрен основными законами многих других стран. Конституция России предусматривает более сложный, по сравнению с некоторыми зарубежными странами, порядок отрешения Президента от должности. 2. Окончательное решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности принимает одна из палат парламента - Совет Федерации, но после особой процедуры, в которой обязательно участвуют другая палата - Государственная Дума, Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации. В отличие от добровольной отставки Президента по собственному желанию (это возможно и имело место на практике в некоторых странах), отрешение его от должности - принудительный акт. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности только на основании обвинения в государственной измене или в совершении другого тяжкого преступления. Такое обвинение выдвигается и формулируется Государственной Думой, но оно должно быть подтверждено заключением Верховного Суда о том, что в действиях Президента Российской Федерации имеются признаки состава преступления. Кроме того, должно быть представлено заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Участие трех органов в процедуре отстранения Президента России от должности делает эту процедуру гораздо более сложной, чем во многих зарубежных государствах. В США, например, обвинение, формулирует нижняя палата (Палата представителей) без участия других органов. Порядок внесения предложения об отрешении Президента России от должности тоже усложнен. Такое предложение может быть сделано от имени не менее чем одной трети депутатов Государственной Думы (при этом требуется соответствующее число подписей под документом о предложении), а решение о выдвижении обвинения принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (на практике в зарубежных странах используется тайное голосование; оно было применено и Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году). Принятию решения должно предшествовать заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой, которое оглашается на ее заседании. Конституция не определяет состава комиссии, но можно заключить, что она должна состоять только из депутатов Думы. Заключение комиссии должно быть положено в основу решения Думы о выдвижении обвинения или об отклонении его. 3. Если Государственная Дума не приняла необходимым большинством голосов решение о выдвижении обвинения против Президента, процесс импичмента прекращается. Если же такое решение принято, оно вместе с заключениями Верховного Суда и Конституционного Суда передается в другую палату парламента - Совет Федерации. Совет Федерации принимает окончательное решение об отрешении Президент России от должности большинством в две трети голосов от общего числа его членов. Если такое большинство не получено, процесс прекращается, Президент остается в прежней должности. Совет Федерации должен принять решение не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок такое решение не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. Установление срока для принятия решения имеет цель обеспечить определенность положения Президента в системе органов государственной власти, стабильность в стране; нельзя долго продолжать процедуру импичмента и оставлять нерешенным вопрос о главе государства. Отрешение Президента от должности парламентом применяется очень редко. В США за 200 с лишним лет действия Конституции 1787 года были лишь две попытки импичмента Президента, в 1868 и 1974 годах, но обе они не имели успеха (в отношении ряда других федеральных должностных лиц импичмент осуществлялся). Однако в 90-х годах импичмент президента имел место в Бразилии, Венесуэле, президент был уволен в отставку парламентом Югославии, смещен в Азербайджане (два президента), Гондурасе, Грузии, в некоторых других странах. В России в марте 1993 года Съезд народных депутатов (тогда высший законодательный орган) предпринял попытку сместить Президента Российской Федерации с должности, но не собрал необходимого большинства голосов (две трети). В июле 1994 года начал процесс об импичменте Президента парламент Румынии, но он был прекращен из-за отсутствия необходимого большинства голосов. Конституция Российской Федерации, как и основные законы других стран, регулирует только отрешение Президента от должности. После импичмента Президент становится обычным гражданином и может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам Уголовного кодекса. Отрешенный от должности Президент несет также иную ответственность, предусмотренную законодательством.
|