Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации учредила парламент Российской Федерации, который существенно отличен от бывших высших представительных органов Российской Федерации. В связи с этим особенно значимы два момента. Во-первых, оставаясь важным органом федеральной государственной власти, парламент не наделен более всевластными полномочиями, которые позволили бы ему, в нарушение принципа разделения властей, стать над другими федеральными органами государственной власти, определенными статьей 11 Конституции Российской Федерации, и вторгаться в их компетенцию. Во-вторых, парламент не выступает сегодня как высшее звено в иерархической соподчиненной системе Советов, как это было прежде. Создан парламент, строго соответствующий федеральному устройству государства и разделению властей по вертикали. Это отражено и в его названии - Федеральное Собрание. Оба эти момента не умаляют ведущей роли, которая предназначена парламенту в политической системе и конституционном механизме демократического общества. Конституция называет Федеральное Собрание представительным органом Российской Федерации. Это значит, что оно выступает представителем всего многонационального народа страны, формируется на основе всеобщего участия населения в политическом процессе, а применительно к Государственной Думе путем всеобщих прямых свободных выборов (о формировании Совета Федерации см.комментарий к статье 95). Конституция определяет в качестве основной функции Федерального Собрания законотворчество и называет его законодательным органом. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издавать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не наделяет Федеральное Собрание контрольной функцией в отношении органов исполнительной власти, подобной той, которую имели в прошлом Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Вместе с тем палаты его наделены рядом полномочий, которые в совокупности и составляют контрольную функцию парламента, как-то: ответственность Правительства перед Государственной Думой, утверждение Советом Федерации определенных в Конституции указов Президента Российской Федерации, участие палат в формировании государственных органов власти, контроль за исполнением государственного бюджета, право ратификации международных договоров, заслушивание должностных лиц. Следует подчеркнуть, что когда речь идет о контрольной функции парламента, то имеется в виду Федеральное Собрание и его палаты как таковые, а не деятельность отдельных депутатов. Конституция не наделяет отдельного депутата возможностью контролировать деятельность других государственных органов или возлагать на них обязанности и поручения.
|