Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
1. В конституционном праве в отношении правового статуса депутатов парламента используются понятия индемнитета и иммунитета. Под индемнитетом понимается, как правило, предоставление парламентарию материальных возможностей для обеспечения его парламентской работы, что включает, прежде всего, вознаграждение за профессиональную парламентскую деятельность. Иммунитет включает неответственность и неприкосновенность депутата. Неответственность депутата выражается в свободе слова и голосования и сводится к тому, что парламентарий не может быть привлечен к ответственности за высказывания и голосование в парламенте. В Регламенте Совета Федерации принцип неответственности выражен следующим образом: «Депутаты Совета Федерации не могут быть привлечены, в том числе и по истечении срока их полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата Совета Федерации». Аналогичная формула содержится и в Регламенте Государственной Думы. Однако неответственность за высказанное мнение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством. Следование закону обязательно для депутата, как и для всех других граждан. Часть первая комментируемой статьи посвящена неприкосновенности депутатов - как членов Совета Федерации, так и депутатов Государственной Думы. В отличие от неответственности неприкосновенность действует только до момента истечения полномочий парламентария. В этот период он не может быть подвергнут задержанию, аресту, обыску, личному досмотру. Однако это правило имеет некоторые ограничения, предусмотренные частью первой комментируемой статьи. Неприкосновенность распространяется на жилое и служебное помещения депутата, его переписку, транспортные средства, используемые депутатом средства связи, а также на принадлежащие ему документы. 2. Неприкосновенность не означает, что депутат не может быть привлечен к судебной ответственности, в том числе в результате возбуждения уголовного дела за наказуемые деяния, совершенные им до момента избрания или не подпадающие под действие принципа неответственности. Однако в том случае, если в связи с возбуждением дела встает вопрос об аресте или обыске депутата или его задержании (кроме случаев задержания на месте преступления), Генеральный прокурор Российской Федерации должен поставить перед соответствующей палатой вопрос о лишении депутата неприкосновенности. Палата должна в недельный срок рассмотреть данное представление, принять по нему мотивированное решение, о котором в трехдневный срок доводится до сведения Генерального прокурора Российской Федерации. По Регламенту Государственной Думы вопрос о лишении неприкосновенности депутата решается большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Статья 5 Регламента Совета Федерации, установившая, что вопрос о лишении неприкосновенности депутатов Совета Федерации решается двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты, противоречит части 3 статьи 102 Конституции.
|