Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9 конституционные поправки и пересмотр Конституции






Конституция как основной закон - акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчивость его содержания. Стабильность Конституции - важнейшее условие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством. Однако стабильность Конституции не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественные отношения, закрепленные в момент принятия Конституции, развиваются, меняется и соотношение социально-политических сил. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изменениями. Когда такие изменения затрагивают основы конституционного строя, может возникнуть потребность замены действующей Конституции новой. Но частичный или полный пересмотр действующей Конституции может быть оправдан только в том случае, если изменения общественных отношений, составляющих ее содержание, или соотношения социально-политических сил носят действительно существенный характер. В противном случае Конституция теряет свою стабильность, как это произошло с Конституцией Российской Федерации 1978 года, в которую за период 1991-1993 годов было внесено более 300 поправок.

Гарантией стабильности Конституции является особый порядок ее пересмотра. Положения настоящей главы существенно изменили процедуру частичного и полного пересмотра Конституции, которая предусматривалась всеми ранее действовавшими российскими основными законами. Прежде всего они усилили «жесткость» Конституции, значительно усложнив процедуру ее частичного или полного пересмотра, внеся в нее ряд принципиально новых моментов. К ним относятся: во-первых, обусловленность этой процедуры иерархией конституционных норм, различающихся по своей значимости; во-вторых, приведение этой процедуры в полное соответствие с принципом федерализма, закрепленного статьями 1 и 5 Конституции; в-третьих, образование нового органа в лице Конституционного Собрания, исключительной компетенцией которого являются разработка и принятие проекта новой Конституции; в-четвертых, использование института референдума для принятия новой Конституции.

Статья 134

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Следует различать законодательную инициативу и инициативу пересмотра положений Конституции, конституционного пересмотра. Первая - это внесение проектов законов в соответствии со статьей 104 Конституции (см.комментарий к этой статье), вторая - внесение законопроектов о частичном или полном пересмотре Конституции. Настоящая статья определяет круг субъектов, обладающих правом инициативы конституционного пересмотра. Этот круг уже круга субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, который предусмотрен статьей 104. В данном случае Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации не обладают инициативой конституционного пересмотра. Кроме того, если право законодательной инициативы имеет каждый член Совета Федерации и каждый депутат Государственной Думы, то право инициативы конституционного пересмотра принадлежит только группе членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы численностью не менее одной пятой общего состава каждой из палат, т.е. соответственно 36 членам Совета Федерации или 90 депутатам Государственной Думы. Это положение ограничивает возможность втягивания Федерального Собрания в многочисленные обсуждения конституционных вопросов. Такое ограничение служит одной из гарантий стабильности Конституции. Оно предусматривается конституционным законодательством многих зарубежных государств (Болгария, Греция, Мозамбик, ФРГ, Япония).

Следует иметь в виду, что, согласно части третьей статьи 92, исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

В связи с предоставлением палатам Федерального Собрания и законодательным (представительным) органам субъектов Федерации права инициативы конституционного пересмотра возникает вопрос о процедуре и форме реализации ими этого права. Что касается Государственной Думы и Совета Федерации, то право инициативы частичного пересмотра Конституции должно осуществляться ими исходя из положений статей 102 и 103 путем принятия специального постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, а право полного пересмотра Конституции- в порядке, предусмотренном частью второй статьи 135.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал