Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Беседа четвертая. Человек на экране телевизора
1. Эстетические переживания автора?
| «Встреча с киноактером вызывает в вас чувство приобретения, вы увидели, вы почти всегда дополняли свое представление о нем. Встреча с диктором телевидения рождает чувство потери».
«На телевидении нужны личности, индивидуальности, через которые можно что-то узнать о времени, создавшем их. И категорически не нужны манекенщицы, точно информирующие нас о модах сезона. Не нужна безукоризненная банальность».
«Именно человек — здесь объект любой передачи. Непреображенный человек». «…ведь нет ничего интереснее, чем человеческая личность — право же, это «как раскрытие занавеса в каком-то удивительном театре».
| 2. В чем видит автор специфику телевидения?
| «Вот этим необычным, проясненным, отвлеченным от штампов видением мира, неожиданно открывающим суть, образ явлений, вот таким взглядом, каким обладают поэты, и наделяется телевизионный зритель, когда он внимательно смотрит в живое лицо человека, занявшее в эту секунду светящийся квадрат экрана.
По аналогии с «эффектом присутствия» назовем его «эффектом остранения».
«На телевидении изображение во всех случаях превалирует над звуковым сопровождением, впечатления зрительные над впечатлениями слуховыми. Да, мы в основном смотрим и лишь во вторую очередь слушаем телевизионный экран».
«И вдруг в одной из книжек по кино я встречаю такие слова Дзиги Вертова:
«...«Кино-око» или «кино-глаз» позволяет сделать невидимое — видимым, скрытое — явным, неправду — правдой».
Вот, оказывается, — все уже сказано! Остается лишь заменить «кино-глаз» на «теле-глаз»!».
«Не сказано, что Леонтьева обладает (не стану употреблять прошедшее время), да — обладает той угадываемостью и заразительностью «второго плана», тем открытым (не наигранным) человеческим посылом в объектив, тем — повторим вслед за Герценом — «талантом искренности», который, скорее всего, и составляет самое драгоценное в корявом понятии «телегеничность».
«Мы уже цитировали эти слова Маяковского. Но теперь применим их к телевизионному экрану куда с большей уверенностью и правом: «не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло!».
«Вот когда мне в первый раз и стало ясно, что телевизионный экран — уже сам по себе — обладает удивительной силой. Он «сгущает», типизирует того, кто оказывается его героем».
«Телевидение – в своей идее – поднимает или, скажем даже, утверждает значение человеческой личности, свободу и непосредственность ее выявления, новый, интимный характер ее контактов с широкой общественной средой».
| 3. Телевидение – искусство или нет?
| «Я потому еще и верю именно в эстетическую природу первоэлемента телевидения — контакта двоих через экран, — что сущность этой внутренней, лирической расторможенности, ее смысл, ее человеческую тему, как правило, не хочется формулировать, не хочется закреплять рядами (даже и точно подобранных) слов. Да, это — признак искусства!».
«Телевизионный портрет — это как раз те счастливые минуты, мгновения, когда телевидение уже сегодня становится искусством».
«…телевизионный экран не останавливает мгновения жизни, чтобы преобразить его в мгновение искусства. Он творит это как бы «на ходу», и, вероятно, самое замечательное в нем — именно это живое, документальное течение жизни, которое, тем не менее, воспринимается вами уже по законам искусства».
«На вопрос – быть или не быть телевидению искусством? – я отвечаю: быть!
Быть! Ибо первоэлемент телевидения – живой человек на экране – уже несет в себе зерно художественности. Экран типизирует человека, экран демонстрирует его характер, экран ставит его в особые отношения со зрителем, со мной».
|
Данная страница нарушает авторские права?
|