Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задача 25.
Слесарь З. лечился по поводу нагноившейся околокорневой кисты 6 зуба в стоматологической поликлинике и был освобожден от работы с 7.03 по 10.03. В связи с появлением заглоточного абсцесса, 8.03 был госпитализирован и лечился в стационаре до 15.03. Оформите его нетрудоспособность. Задача 26. Штукатур Н. принята на работу в СМУ №3 с недельным испытательным сроком 5 сентября. Заболела острым некротическим гингивитом 9 сентября и лечилась по этому поводу в стоматологической поликлинике. Нетрудоспособность сохранялась до 23 сентября. Оформите нетрудоспособность в связи с заболеванием. Задача 27. В семье врача акушерско-гинекологического отделения краевого родильного дома Л., 12 сентября заболел дифтерией 10-летний сын. Может ли врач выйти на работу? Будет ли выдан в данном случае больничный лист? Если да, то на какой срок, и кем согласно положению он может быть выдан? Рекомендуемая литература:
ТЕМА № 22. Управление работой лечебно-профилактического учреждения. Планирование здравоохранения ЦЕЛЬ Занятия: Овладеть основами управления ЛПУ и его структурных подразделений в современных условиях. Знать основные методы управления здравоохранением и алгоритм управления. Изучить виды планирования в здравоохранении, основные методы планирования и разделы плана ЛПУ, особенности нормативного планирования. Овладеть методикой составления плана работы структурных подразделений ЛПУ. Методика проведения занятия: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно вычисляют ряд планируемых показателей для амбулаторно-поликлинических и стационарных подразделений ЦРБ. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какие изменения произошли в содержании управленческой деятельности и методах её осуществления в условиях рыночных отношений? 2. Какие современные методы управления применяются в здравоохранении? 3. Каковы основные функции управления? 4. Какие существуют виды планов и методы планирования? 5. Что представляет собой программно-целевое планирование? 6. Дайте характеристику нормативному и аналитическому методам планирования. Чем они отличаются друг от друга? 7. Каков порядок составления финансового плана лечебно-профилактического учреждения? 8. Какие данные необходимы для расчета ст.1 сметы? 9. Что предусматривает такая функция управления как организация работы? 10. Какие способы активизировать людей, работающих в организации, Вы можете предложить? 11. Какие виды контроля целесообразно использовать в ЛПУ? КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ: Развитие новых экономических отношений в нашей стране за два последних десятилетия обнажили ряд противоречий в принципах организации управления и планирования работы учреждений здравоохранения. Произошла принципиальная смена объекта приложения сил здравоохранения. Теперь объектом стал индивидуум с неудовлетворенной потребностью в здоровье, и система планирования и финансирования, ориентированная на «койко-место» и «число посещений в смену», как архаичные показатели отсчета мощности лечебного учреждения, не могла мотивировать медицинский персонал на повышение эффективности работы. В настоящее время под управлением понимают - целенаправленный, поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие системы при имеющихся ресурсах. Система управления, ориентированная на удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах, в условиях рыночного хозяйствования называется менеджментом. Менеджмент как наука возникла в начале двадцатого века в США. Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли. Менеджмент - это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми и умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы. Менеджер (субъект управления) – лицо, организующее работу определенного числа сотрудников в условиях рыночного хозяйства на основе современных методов управления. В системе здравоохранения профессиональными менеджерами являются министр здравоохранения, начальники региональных органов управления здравоохранением, главные врачи и их заместители, заведующие отделениями, директора и начальники клиник, руководители частных ЛПУ. Объекты управления - работники, коллективы, хозяйственные и экономические объекты, воспринимающие управляющее воздействие со стороны субъекта управления и подвергаемые определенной трансформации по воле менеджера. При управлении организацией здравоохранения применяются современные методы руководства – это способы и приемы воздействия руководителя организации на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в целях решения поставленных перед ним задач. На сегодняшний день широко используются следующие методы управления здравоохранением: Административно-распорядительный – используют для распределения функций, обязанностей, ответственности, полномочий, регламентирует деловые взаимоотношения. Э кономико-математический – включает экономический анализ деятельности ЛПУ, методы планирования и прогнозирования, методы статистического анализа. Социально-психологический - совокупность средств воздействия на коллектив, отдельных работников, на процессы, происходящие в трудовом коллективе. Умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям и создание благоприятного психологического климата в коллективе. Общественный (коллективный) – демократизация управления, участие работников в выполнении управленческих функций (медицинский совет, коллегия, совет трудового коллектива). Процесс управления представляет собой систему операций, выполняемых в определенной последовательности. Алгоритм управления включает следующие основные функции управления: 1. Планирование, 2. Организацию, 3. Координацию, 4. Мотивацию и оптимизацию деятельности, 5. Контроль. Планирование - вид управленческой деятельности, направленный на оптимальное развитие отрасли, организации и её структурных подразделений в целях наиболее полного удовлетворения населения в медицинской помощи в соответствии с экономическими возможностями. Планирование включает: Ø Установление целей и задач ЛПУ. Ø Разработку стратегий, программ и планов для достижения целей. Ø Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам. Ø Доведение планов до всех, кто должен их выполнять, и несет ответственность за их реализацию. В здравоохранении выделяют стратегическое, перспективное и текущее планирование. Стратегическое планирование – определяет цели, приоритеты, порядок и условия деятельности здравоохранения, его субъектов, муниципальных образований и отдельных ЛПУ на перспективу 10 лет и более. Проводится на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ. Перспективное планирование – предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований на 3 - 5 лет с учетом особенностей социально-экономического развития территории. Текущее планирование – предусматривает разработку ежегодных планов и программ деятельности системы здравоохранения субъектов РФ, муниципальных образований и конкретных ЛПУ. Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное планирование. С этой целью каждый сотрудник составляет план-график работы на определенный период (как правило, на месяц). Составляются планы-графики командировок, выполнения лечебно-профилактической, санитарно-просветительной, научной работы и т. п. При составлении плана-графика необходимыми предпосылками являются общие задачи годового плана учреждения. Любой вид планов должен показывать не только то, что должно быть достигнуто, но и способы достижения целей и задач, последовательность и тактику деятельности конкретных исполнителей. При составлении плана можно руководствоваться функционально-отраслевым, проблемно-тематическим и программно-целевым принципами. Функционально-отраслевой принцип планирования позволяет выделить конкретные задачи на планируемый период с учетом объема и характера деятельности конкретного отделения, лаборатории, специалиста. Он наиболее удобен при текущем планировании разделов работы каждого подразделения. Проблемно-тематический принцип составления плана позволяет выделить основные, общие для административной территории мероприятия независимо от того, какие лечебно-профилактические учреждения или их подразделения являются ведущими исполнителями. Этот метод наиболее приемлем при составлении комплексных планов по отдельным проблемам (профилактика туберкулеза, кишечных инфекций, травматизма). При этом методе планирования различные по характеру мероприятия объединены общей задачей, единой направленностью, что позволяет определить их стоимость, ожидаемую экономическую, медико-социальную эффективность. Программно-целевой принцип планирования более наукоемок и эффективен. Он обеспечивает системный подход к составлению плана. Позволяет направить каждое планируемое мероприятие на выполнение конкретных целей в масштабе всего учреждения или территории; определение задач, необходимых для реализации плана; уточнение ожидаемых результатов. Программно-целевое планирование позволяет разработать пакет мероприятий, ориентированных на выполнение конкретных целевых установок; распределить планируемые мероприятия по исполнителям, определить сроки исполнения и разработать системы контроля реализации планового документа; рассчитать стоимость мероприятий и определить источники их финансирования. Среди методов планирования наиболее часто применяются: аналитический, нормативный, балансовый, экспериментальный и другие специальные методы (соотношений, пропорций и др.). Аналитический метод применяется для оценки достигнутого уровня обслуживания и сопоставления планируемых показателей с состоянием здоровья населения и результатами деятельности учреждения в предыдущие годы. При использовании аналитического метода изучаются демографические показатели, показатели заболеваемости, обращаемости населения за медицинской помощью, нагрузка медицинского персонала, показатели работы коечного фонда и т. д. Балансовый метод – позволяет увязать потребности населения в отдельных видах медицинской помощи с их ресурсным обеспечением. При использовании экспериментального метода расчет показателей проводится на основе предыдущего организационного эксперимента. Нормативный метод – применяется для расчета прогнозируемых и плановых показателей на основе имеющихся в здравоохранении норм и нормативов, утвержденных Министерством здравоохранения РФ. Выделяют следующие нормативы работы лечебно-профилактических учреждений: нормативы потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, штатные нормативы, нормативы использования труда медицинских работников, нормативы материального обеспечения, нормативы финансирования. Так, например, нормативом при определении потребности населения в амбулаторной помощи является число посещений поликлиники, приходящееся на одного жителя в год (для взрослого населения — 9, 5 посещений по всем специальностям, а для детей и подростков – 8, 6). Основополагающим моментом планирования в настоящее время должны выступать потребность населения прикрепленной территории в определенных видах медицинской помощи. Штатные должности планируются преимущественно исходя из объемов работы и плановой нагрузки на должность, койку и т. д., а потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах медицинского учреждения определяется на основании объемов необходимой медицинской помощи. Важнейшим разделом плана ЛПУ по-прежнему остается бюджет (финансовый план) или смета лечебного учреждения, которая представляет собой выраженную в денежной форме сумму доходов и расходов на определенный период времени (год, квартал, месяц). Смета ЛПУ состоит из трех разделов: 1. Доходы и поступления (включает поступления из бюджета, страховых медицинских организаций, платные медицинские услуги, доходы от ценных бумаг и т.д.), 2. Расходы и направления, 3. Прибыль. Доходная и расходная часть сметы могут составляться на основе нескольких видов классификаций. Так, экономическая классификация группирует расходы по их экономическому содержанию или по статьям сметы расходов. Второй функцией управления является организация работы, задачей которой является формирование структуры организации. Организация работ включает следующие элементы: 1.Обеспечение достаточного количества помещений, оборудования, материалов, денежных средств. Организацию рабочего места для каждого сотрудника. 2.Подбор и эффективную расстановку персонала, распределение ответственности и полномочий. Знакомство сотрудников с функциональными обязанностями, нормативными документами. Установление взаимосвязи между различными видами работ. 3.Создание творческой, доброжелательной атмосферы в рабочем коллективе. 4. Развитие стратегического и экономического мышления у персонала. Поддержку работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям, не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение проблем. Третья функция управления – мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала). Мотивация имеет цель активизировать людей, работающих в организации, и побудить их активно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах, предусматривает экономическое и моральное стимулирование, создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Для осуществления этой функции необходимо разнообразить работу персонала по содержанию, обеспечивать рост профессиональной квалификации и удовлетворенности работающих от полученных результатов, создать условия для проявления инициативы.Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства. Четвертой функцией управления является организация контроля (количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации). В соответствии с функциональным подходом выделяют финансовый, производственный, маркетинговый контроль и контроль качества. Контроль включает три основных этапа: - установление норм (стандартов); - измерение соответствия выполнения работ этим нормам; - коррекция отклонения от норм и планов. Ведущая форма контроля - учет, главная разновидность учета - статистический учет. Контроль должен действовать постоянно и автоматически, только систематический контроль может стать важным методом управления. Координация – функция управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главной задачей координации является достижение согласованности в работе звеньев (отделений) организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними. Для выполнения этой функции используются отчеты, аналитические материалы, результаты обсуждения возникших проблем на совещаниях, собраниях, технические средства связи для быстрого реагирования на отклонения в работе организации. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Задание №1.Используя данные годового отчета лечебно-профилактического учреждения, проведите планирование работы отдельных подразделений амбулаторно-поликлинической службы при помощи нормативного и аналитического метода. Рассчитайте следующие плановые показатели:
|