Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологическое руководство и основные функции федерального органа, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом






 

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов РФ. Право регулирования бухгалтерского учета предоставлено также Центральному банку Российской Федерации, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг - в своих сферах. Например, Приказом ЦБ РФ от 8 декабря 1996 г. утверждена Инструкция о порядке ведения бухгалтерского учета операций с драгоценными металлами в кредитных организациях.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования Б.у., разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

− планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

− положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

− др. нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета, которые не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Минфин РФ с учетом возложенных на него задач рассматривает и анализирует сводную бухгалтерскую отчетность федеральных органов исполнительной власти, осуществляет методическое руководство Б.у. и отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, принимает меры по совершенствованию Б.у., утверждает план счетов, типовые формы учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности, осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей; устанавливает порядок ведения Б.у. и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций; устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Для рассмотрения предложений о совершенствовании методологии Б.у. и отчетности Минфином РФ могут создаваться методологические советы из специалистов, работников научных учреждений, представителей др. организаций. Акты Минфина РФ имеют, как правило, межведомственное значение и служат методической основой ведомственного нормотворчества, регулирующего бухгалтерский учет.

В случае противоречий между нормами законодательства о Б.у. и ведомственными правовыми актами, регулирующими данную сферу, органы судебной власти и др. правоприменительные органы обязаны руководствоваться нормами, содержащимися в федеральных законах и др. актах законодательства, а не нормами инструкций, положений, стандартов и т. п. Кроме того, каждый ведомственный акт должен быть принят в пределах компетенции издающего его органа, установленной законодательством.

Организации в РФ самостоятельно формируют свою учетную политику.

 

 

Основные нормативные акты бухгалтерского учета, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах Российской Федерации

 

Нормативное регулирование бухгалтерского учета проводится по четырем уровням.

Первый (законодательный) уровень составляют законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Документами этого уровня, в частности, являются:

− Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором закреплены многие вопросы учетной работы: наличие самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица, обязательное утверждение годового бухгалтерского отчета и др.;

− Федеральный закон «О бухгалтерском учете», которым устанавливаются единые методологические основы бухгалтерского учета на территории Российской Федерации для всех юридических лиц, а также определяется порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской информации пользователям.

− Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

− Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Второй (нормативный) уровень представлен положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, в которых содержатся базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их и определения внутренней деятельности: в настоящее время действует 23 ПБУ.

Документами этого уровня устанавливаются обязательные правовые нормы бухгалтерского учета, которые будут однозначно интерпретированы всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Третий (методический) уровень определяется документами, в которых возможные бухгалтерские приемы приведены с примерами раскрытия конкретного механизма применения к определенному виду деятельности. К ним относятся методические указания по ведению учета, инструкции, рекомендации, принимаемые Минфином России, федеральными органами исполнительной власти. Важнейшими документами этого уровня являются:

− План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (ред. от 18.09.2006);

− Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации, утвержденные приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н;

− Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н (ред. от 26.03.2007);

− Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13 октября 2003 № 91н (ред. от 27.11.2006);

− Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования, специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н;

− Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

− Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденный постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26 (ред. от 05.01.2004).

Четвертый уровень представлен рабочими документами (документы внутренней регламентации) организации, формирующими ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Они разрабатываются самой организацией или консультационными фирмами по ее заказу. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций. Эти документы носят вспомогательный характер, их основная цель сводится к технической реализации учетного процесса.

Приведенная классификация законодательных и нормативных актов условна и основана на их юридической значимости (в зависимости от того, какой из двух документов, противоречащих один другому, подлежит выполнению).

Совершенствование нормативного регулирования должно осуществляться в направлении приведения к международным требованиям норм бухгалтерского учета, гражданского и налогового законодательства, а также других отраслей права.

Гармонизация национальной системы бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности предполагает также изменения в подготовке и повышении квалификации специалистов в области бухгалтерского учета.

22. Международные стандарты финансовой отчетности и гармонизация национальных систем бухгалтерского учета

 

Работа по реформированию российского бухгалтерского учета и отчетности на базе МСФО продолжается.

Основу системы правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности организаций составляет Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Переход на международные стандарты декларируется в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ.

Основными направлениями, по которым должна проводиться эта работа, являются:

– совершенствование нормативно-правового регулирования;

– формирование нормативной базы (стандарты);

– методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии).

Гармонизация бухгалтерского учета невозможна без внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие нормативные правовые акты.

МСФО применяются добровольно, их неприменение ненаказуемо. Если требование о предоставлении отчетности, соответствующей МСФО, заявлено пользователем, то вопрос о предоставлении такой отчетности организация решает самостоятельно, учитывая экономическую обоснованность расходов на подготовку такой отчетности.

Подготовленная в соответствии с МСФО отчетность пока не является юридически значимой для государственных органов и может рассматриваться лишь как дополнительный источник информации справочного характера, необходимой прочим заинтересованным пользователям.

Применение МСФО должно быть экономически оправданным. Расходы на подготовку отчетности в соответствии с МСФО и ее подтверждение независимыми аудиторами для использования исключительно на территории России могут быть расценены налоговыми органами как экономически необоснованные.

Положения и терминология МСФО, содержащиеся в национальных нормативных актах, должны быть адаптированы к российской учетной практике.

Бухгалтерская отчетность, составляемая в соответствии с требованиями российского законодательства, не соответствует МСФО и при представлении ее зарубежным пользователям подвергается трансформации. В процессе трансформации разные элементы отчетности корректируются. Это означает, что данные отчетности не основаны непосредственно на данных синтетического учета.

Российская отчетность строится на базе данных синтетического учета практически без корректировок. Данные синтетического учета вытекают из аналитического учета. Подобный принцип построения отчетности согласно МСФО скорее подразумевается.

Современный бухгалтерский учет предоставляет информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее - индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами.

Принципы организации учетного процесса и требования к ней, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта, а с другой - обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период, которая предназначена для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта - чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управления хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Она также может быть использована для иных целей. Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении заинтересованным пользователям гарантированного доступа к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Для Решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

Список использованных источников

 

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 18.04.2015.

2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 18.04.2015.

3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 18.04.2015.

4. Бабаев, Ю. А. Теория бухгалтерского учета [Электронный ресурс]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Ю. А. Бабаев, В. А. Бородин, Н. Д. Амаглобели; под ред. проф. Ю. А. Бабаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 304 с.

5. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 6-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 570 с.

6. Бородин, В. А. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: Учебник для вузов / В. А. Бородин. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

7. Захарьин, В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-ФОРУМ.2009 – 304 с.

8. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.П. Кондраков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 681 c.

9. Неселовская, Т.М. Бухгалтерский учет: Учебник / Т.М. Неселовская. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 717 c.

10. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / В.В. Бородина, Н.П. Родинова. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 128 с.

11. Шеремет А.Д. Бухгалтерский учет и анализ: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 617 с.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал