Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процессуальные особенности производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в арбитражном процессе.
Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваемые арбитражными судами, делятся на следующие категории: 1. дела об оспаривании нормативных правовых актов; 2. дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц; 3. дела о привлечении к административной ответственности; 4. дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности; 5. деле о взыскании обязательных платежей и санкций. Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если в разделе III АПК РФ не установлено иное (ст. 189 АПК РФ). Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). Дела об оспаривании нормативных правовых актов. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 192 АПК РФ). Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы также вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий двух месяцев ее» дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ст. 194 АПК РФ). При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу. По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений (ст. 195 АПК РФ): 1. о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; 2. о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия). Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ). Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. Дела оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органон, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом (ст. 200 АПК РФ). Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. При рассмотрении данной категории дел суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ст. 201 АПК РФ). Дела о привлечении к административной ответственности. Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст. 203 АПК РФ). Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях (ст. 205 АПК РФ). Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. При рассмотрении дела суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения л имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления данного протокола и полномочия административного органа, составившею протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ст. 206 АПК РФ). Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ст. 207 АПК РФ). Дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом и не облагается пошлиной (ст. 208 АПК РФ). Дела рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом (ст. 210 АПК РФ). При рассмотрении дела суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (ст. 211 АПК РФ). Дела о взыскании обязательных платежей и санкций. Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (ст. 213 АПК РФ). Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты. Такие дела рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления п арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ст. 215 АПК РФ). При рассмотрении таких дел арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения должны быть указаны (ст. 216 АПК РФ): 1. наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации; 2. общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций. Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. Общая характеристика. В рамках производства, возникающего из административных и иных публичных правоотношений арбитражный суд рассматривает дела: а) об оспаривании ненормативных правовых актов, б) об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов; органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Данные категории дел были и ранее подведомственны арбитражному суду (ст.22 АПК 1995г.). В 2001 г. арбитражными судами было рассмотрено 36958 дел данной категории, из них 21622 – дела о признании недействительными актов налоговых органов. Поскольку органы законодательной власти издают в основном нормативные акты, то в гл.24 АПК речь идет, в первую очередь, об оспаривании ненормативных актов, принимаемых органами и должностными лицами исполнительной власти. Ненормативные правовые акты имеют следующие характерные признаки, отличающие их от нормативных правовых актов: • содержат обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия; • не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера; • обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному.поводу; • рассчитаны на строго определенный вид общественных отношений; • действие ненормативного акта прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений. Под ненормативными правовыми актами понимаются правовые акты, имеющие индивидуальный характер, т.е. устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц. Ненормативный правовой акт может приниматься указанными выше органами в форме постановления, решения, распоряжения, приказа, предписания и др. Форма ненормативного правового акта определяется, как правило, в правовом акте, регулирующем конкретное правоотношение. Например, согласно ст.365 Таможенного кодекса РФ таможенный орган РФ, рассмотрев дело о нарушении таможенных правил, выносит соответствующее постановление. В соответствии со ст.20 Закона о банковской деятельности решение ЦБ РФ об отзыве лицензии на осуществление банковских операций оформляется приказом Банка России. В силу Закона РФ " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольные органы в случаях, указанных законом, принимают решения и выдают предписания. Не могут быть объектом рассмотрения арбитражного суда акты проверок, ревизий, резолюции, указания и т.п. К делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц относятся, в частности, дела: • об обжаловании отказа в государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (в 2001г. арбитражными судами было рассмотрено 2132 дело); • об обжаловании уклонения от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; • об обжаловании постановлений и действий судебных приставов-исполнителей (в 2000г. арбитражные суды рассмотрели 11315 жалоб); • о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта (в 2001г. арбитражными судами рассмотрено 478 дел); • споры, связанные с применением контрольно-кассовых аппаратов (в 2001г. рассмотрено 37236 дел); • иные споры. Преобладающей в рассматриваемой категории дел является категория налоговых споров. В 2001г. арбитражные суды рассмотрели 188162 спора, связанных с применением налогового законодательства, из них 21622 спора о признании недействительными актов налоговых органов. Субъектами всех вышеперечисленных споров являются, с одной стороны, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с другой стороны, органы государственной власти Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации (например, обращение в суд с требованием, предъявляемым к Правительству Удмуртской Республики, о признании недействительными пунктов постановления Правительства Удмуртской Республики; органы местного самоуправления, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными в городах, сельских поселениях и на других территориях для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (например, обращение в суд с требованием, предъявляемым к администрации Сусуманского района Магаданской области, о признании недействительным постановления администрации); государственные органы (федеральные министерства, ведомства); иные органы (например, таможенные, налоговые органы); должностные лица; судебные приставы-исполнители. Возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя или отказа в их совершении предусмотрена ст.90 ФЗ " Об исполнительном производстве". Обжалование в арбитражный суд ненормативных правовых актов, действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возможно при соблюдении следующих условий: -если действия (бездействие), решения перечисленных выше лиц, по мнению заинтересованных лиц, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; если рассмотрение данной категории дел в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов. Возбуждение производства по делу. Дела рассматриваемой категории возбуждаются подачей заявления. Заявление при соблюдении указанных выше условий может быть подано как непосредственно организацией, гражданином – индивидуальным предпринимателем, так и в их интересах прокурором, государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Если установленный в законе срок на обжалование пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен арбитражным судом. Заявление подается в письменной форме, содержание заявления должно отвечать некоторым общим требованиям, предъявляемым законом к исковому заявлению, и специальным требованиям, предъявляемым законом непосредственно к заявлению об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц. В соответствии с законом в заявлении должно быть указано: • наименование арбитражного суда, в который подается заявление; • наименование заявителя, его место нахождения; если заинтересованным лицом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; • наименование государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый ненормативный правовой акт, совершивших оспариваемые действия (бездействие); • название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; • права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием (бездействием); • законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение, действие (бездействие); • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными; В заявлении об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо также указать сведения об исполнительном документе, в связи с. исполнением которого оспариваются решения, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. К заявлению необходимо приложить текст оспариваемого акта, решения, а также документы, подтверждающие направление лицам, участвующим в деле копий заявления и приложенных к нему документов; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по ее уплате либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования; копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; доверенность и иные документы, подтверждающие полномочие на подписание заявления. К заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. Действие оспариваемого акта, решения может быть приостановлено арбитражным судом по ходатайству заявителя. Судебное разбирательство и принятие решения. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц осуществляется по правилам искового производства с учетом особенностей. Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц рассматриваются судьей единолично. Рассмотрение данных дел осуществляется в срок не превышающий двух месяцев, а дел об обжаловании действий (бездействия), решений судебного пристава-исполнителя – в срок не превышающий 10 дней со дня поступления заявления. В эти сроки включается и срок на подготовку дела к судебному разбирательству. Суд может признать обязательной явку в суд представителей государственных органов и должностных лиц, и вызвать их в судебное заседание. При неявке указанных лиц в судебное заседание суд вправе применить штрафные санкции, размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Наложенный судом штраф взыскивается из личных средств этих должностных лиц в доход федерального бюджета (ст.119, ч.3 ст.194 АПК). При рассмотрении данной категории дел специфически действует принцип состязательности: • обязанность доказать соответствие оспоренного ненормативного правового акта закону или иным нормативным Правовым актам, законность принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение, совершили действие либо допустили бездействие; • в случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может их истребовать по своей инициативе. Решение, принимаемое арбитражным судом по делам рассматриваемой категории, должно отвечать как общим, так и специальным требованиям, установленным в законе. В решении по делу арбитражный суд должен четко указать соответствует ли закону или иным нормативным правовым актам оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) и были ли нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В случае признания оспоренного акта, решения, действия (бездействия) незаконными, арбитражный суд должен в резолютивной части решения указать на это и обязать соответствующий орган, должностное лицо в установленный судом срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения или каким-либо иным образом. В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органами или лицами об исполнении решения. Решение суда по рассматриваемой категории дел подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Признанный судом недействительным полностью или в части ненормативный правовой акт не подлежит применению со дня принятия об этом судебного решения. Поскольку в законе не установлены особенности, связанные с обжалованием решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (в отличие от дел об оспаривании нормативных правовых актов), то данное решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном, а затем кассационном порядке.
|