Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессуальные особенности рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях.






Общая характеристика. Арбитражным судам подведомственна новая категория дел – об административных правонарушениях. Арбитражный суд рассматривает такие дела, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Таким законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), принятый 20 декабря 2001г. и введенный в действие с 1 июля 2002г.

Согласно нормам КоАП РФ арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности (абз.3 ч.3 ст.23.1) и дела об обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ч.3 ст.30.1).

В первом случае арбитражные суды действуют в качестве судов первой инстанции, т.е. рассматривают дело по существу, во втором случае – в качестве судов проверочной инстанции, осуществляя проверку решения соответствующего административного органа о привлечении лица к административной ответственности.

Как отмечал О.В.Бойков, подведомственность арбитражным судам административных дел, рассматриваемых в порядке обжалования постановлений иных органов, определена по традиционному субъектному признаку: постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, обжалуются в арбитражный суд. Разграничение же подведомственности дел об административных правонарушениях, рассматриваемых непосредственно судьями, осуществляется главным образом по содержательному признаку, а именно, по характеру правонарушения. Поскольку указанный критерий носит оценочный характер, то распределение составов правонарушений между судебными юрисдикциями носит в ряде случаев достаточно произвольный характер.

При определении подведомственности дел о привлечении к административной ответственности возникает вопрос: в каком суде – арбитражном или суде общей юрисдикции – должно рассматривать дело, по которому к административной ответственности одновременно привлекаются и юридическое лицо и его руководитель?

Поскольку в АПК установлено, что арбитражный суд рассматривает только те дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции арбитражного суда КоАП РФ, то к подведомственности арбитражного суда относятся дела о привлечении к административной ответственности только юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (абз.3 ч.3 ст.23.1 КоАП, ст.202 АПК). Дела о привлечении к административной ответственности руководителей организаций, для которых установлена административная ответственность как для должностных лиц, подведомственных суду общей юрисдикции.

К ведению арбитражного суда КоАП относит 20 составов административных правонарушений. Среди них:

• производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст.6.14);

• нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст.7.24);

• осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст.14.1);

• незаконное использование товарного знака (ст.14.10);

• незаконное получение кредита (ст.14.10);

• фиктивное или преднамеренное банкротство (ст.14.12);

• промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты (ч. 1 ст. 14.17);

• ненадлежащее управление юридическим лицом (ст.14.21);

• нарушение правил обязательной сертификации (ч.2 ст.19.19);

другие дела.

Возбуждение дела. Производство по указанным делам возбуждается на основании заявлений о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Заявление подается органами и должностными лицами, уполномоченными в соответствии с федеральным законом

составлять протоколы об административных правонарушениях.

К таким должностным лицам закон относит, например, должностных лиц органов внутренних дел (милиции); должностных лиц налоговых органов; должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; должностных лиц экспортного контроля.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

В заявлении, помимо реквизитов общего характера, должны также быть указаны:

• дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

• должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

• сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

• нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

• требования заявителя о привлечении к административной ответственности.

Поскольку подтверждением совершения административного правонарушения является протокол об административном правонарушении, то он обязательно должен быть приложен к заявлению о привлечении к административной ответственности.

Помимо протокола к заявлению прилагаются уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Судебное разбирательство и принятие решения. Рассмотрение данной категории дел осуществляется судьей единолично.

Закон устанавливает сокращенные сроки рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности. Такие дела должны быть рассмотрены в срок не превышающий 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. В КоАП РФ не установлено иного срока рассмотрения дела об административном правонарушении (ст.29.6).

Срок на рассмотрение дела может быть продлен арбитражным судом до одного месяца. Продление срока возможно в случае ходатайства об этом лиц, участвующих в деле, либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд должен вынести мотивированное определение.

Арбитражный суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа и лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание. В случае неявки этих лиц в судебное заседание судья арбитражного суда вправе наложить на них штраф в порядке и размерах, установленных в законе (ч.4 ст.205 АПК).

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена законом на должностное лицо.

Должностное лицо представляет в суд доказательства, необходимые для рассмотрения дела и принятия решения. В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд может их истребовать от административного органа (должностного лица) по своей инициативе.

Арбитражный суд, рассматривая дело о привлечении к административной ответственности, выясняет в судебном заседании:

• имелось ли событие административного правонарушения;

• имелся ли факт совершения правонарушения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

• имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении;

• имелись ли полномочия у административного органа, составившего протокол;

• предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения;

• имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

Арбитражный суд определяет также меры административной ответственности.

К обстоятельствам, подлежащим выяснению в арбитражном суде, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности КоАП РФ также относит виновность лица, совершившего административное правонарушение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст.26.1).

По результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен вынести либо решение о привлечении к административной ответственности, либо об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности

В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:

• наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;

• вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня принятия решения.

Если при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции решение не было изменено или отменено, то оно вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Если решение арбитражного суда не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия.

Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности в трехдневный срок со дня его принятия направляется арбитражным судом лицам, участвующим в деле.

Копия решения может быть также направлена арбитражным судом в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд (ч.3 ст.30.1 КоАП РФ).

Дела об оспаривании постановлений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с применением специальных норм, установленных как в АПК РФ (ст.207-211), так и в КоАП РФ (ст.30.1-30.8).

Если в КоАП РФ предусмотрены иные правила, чем установленные в АПК, то применяться должны нормы КоАП РФ. Это следует из содержания ч.1 ст.189 АПК, согласно которой дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений рассматриваются по правилам искового производства, предусмотренным в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

Возбуждение производства по делу. Средством возбуждения производства по делу об обжаловании решений административных органов о привлечении к административной ответственности является жалоба (ст.30.2 КоАП) или заявление (ч.2 ст.207 АПК).

Жалоба (заявление) подается лицом, осуществляющим предпринимательскую и иную экономическую деятельность в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.

Для обжалования постановления, решения по делам об административных правонарушениях законом установлен 10-дневный срок. Началом течения этого срока считается день вручения или получения копии обжалуемого постановления, решения.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по ходатайству заявителя.

По ходатайству заявителя исполнение постановления, решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть приостановлено арбитражным судом.

В заявлении (жалобе) должны быть указаны:

• наименование административного органа, принявшего обжалуемое постановление, решение;

• название, номер, дата принятия постановления, решения и иные сведения о нем;

• права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, обжалуемым постановлением, решением;

• требование заявителя и основания, по которым он обжалует постановление, решение.

К заявлению (жалобе) необходимо приложить текст обжалуемого постановления, решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления в административный орган, принявший обжалуемое постановление, решение.

В силу указания закона заявление об обжаловании постановления, решения административного органа о привлечении к административной ответственности не облагается государственной пошлиной (ч.4 ст.208 АПК).

Подготовка дела к судебному разбирательству. Особенности этой стадии установлены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья при подготовке дела по жалобе на постановление, решение административного органа к рассмотрению совершает следующие действия:

1) выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей (т.е. разрешает вопрос об отводе), а также обстоятельства, исключающие производство по делу (такие обстоятельства перечислены в ст.24.5 КоАП);

2) разрешает ходатайства, при необходимости назначает экспертизу, истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы (указанные действия необходимо совершить именно на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку в соответствии с законом дело должно быть рассмотрено в 10-дневный срок, включая стадию подготовки дела и принятия решения по делу);

3) направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции арбитражного суда (ст.30.4 КоАП).

Судебное разбирательство и принятие решения по делу. При рассмотрении дела об обжаловании постановления, решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность обжалуемого постановления, устанавливает:

• наличие полномочий административного органа, принявшего обжалуемое постановление;

• имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности;

• соблюден ли установленный законом порядок привлечения к ответственности;

• не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Для выяснения перечисленных вопросов арбитражный суд заслушивает объяснения лиц, привлеченных к административной ответственности.

При необходимости могут быть заслушаны показания иных лиц, участвующих в рассмотрении жалобы (заявления), пояснения специалиста, заключение эксперта, а также исследованы другие доказательства.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается законом на административный орган, принявший обжалуемое постановление.

Арбитражный суд при рассмотрении указанной категории дел проверяет обжалуемое постановление в полном объеме, независимо от доводов, содержащихся в жалобе (заявлении).

В АПК предусмотрены следующие полномочия арбитражного суда:

1) признать обжалуемое постановление административного органа незаконным и отменить его полностью;

2) признать обжалуемое постановление административного органа незаконным в части и изменить его;

3) оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу (заявление) без удовлетворения (ч.2, 3 ст.211 АПК).

 

Перечень полномочий суда по результатам рассмотрения жалобы, предусмотренный в КоАП РФ значительно шире. В соответствии с ним суд вправе вынести одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными органом, должностным лицом (ст.30.7 КоАП).

Поскольку указанная норма является специальной, то при вынесении решения по делу по жалобе на постановление административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен применять ее.

Решение арбитражного суда по делам рассматриваемой категории может быть обжаловано в апелляционном порядке в десятидневный срок со дня его принятия.

Если при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции решение не было изменено или отменено, то оно вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал