Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие соц-но-психологической адаптации, механизмы психологической защиты. 2 страница






 

40. Понятие темперамента. Темперамент - биологический фундамент, на котором формир-ся Л-ть как социальное существо, а св-ва Л-ти, обусловленные Т.-том, яв-ся наиболее устойчивыми и долговременными. Т.-т (Теплов Б.М.) -характерная для данного ч-ка совок-ть психич. особ-тей, связанных с эмоц. возбудимостью, т.е. с быстротой возникновения чувств и их силой. Т.-т имеет 2 компонента: активность и эмоциональность. Активность - степень энергичности, стремительности, быстроты или наоборот, медлительности и инертности. Эмоциональность характ-ет протекание эмоц. процессов, определяя знак («+» или «-») и модальность (радость, горе, страх, гнев). Основатель учения в Т.-те Гиппократ - люди различаются сочетанием основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой и черной желчи. Гален - разработал типологию Т.-тов, тип Т.-та зависит от преобладания 1-го из соков. Типы - сангвиник (кровь), флегматик (слизь), холерик (желчь) и меланхолик (черная желчь). Конституциональная типология Э. Кречмера - люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особ-ти. 4 конституционных типа: лептосоматик - хрупкое телосложение; пикник - с выраженной жировой тканью; атлетик - с развитой мускулатурой; диспластик - человек с неправильным строением. С этими типами Кречмер соотносит 3 выделенные им типа Т.-та: шизотомик - лептосоматик; иксотимик - атлетик; циклотимик - пикник. Шелдон - структура тела определяет Т.-т, который яв-я его функцией: типы телосложения: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный (слабое телосложение, избыток жира; сильное крепкое тело; хрупкое телосложение). Типы Т.-тов: висцеротония (внутренности); самототония (тело); церебротония (мозг). Большинство конституционных теорий подвергалось критике из-за недооценки в них роли среды и соц-х условий в формир- психических св-в тела. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами Т.-та была предложена И.П.Павловым. Благодаря его иссл-ям сложилось представление о Т.-те как св-ве Л-ти, в значительной степени обусловленном врожденными х-ками ч-ка. Павлов выделил 4 св-ва нервных процессов: сила ее возбуждения, торможение, их уравновешенности и подвижности. Сила возбуждения - отражает работоспособность нервной клетки, которая проявляется в функциональной выносливости, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения - работоспособность н.с. при реализации торможения и проявляется в способн-ти к образованию различных тормозных реакций (угасание, дифференцировка). Уравновешенность -равновесие процессов торможения и возбуждения. Подвижность - быстрота перехода от одного нервного процесса в другой. Эти нервные процессы могут образовывать определенные комбинации, которые определяют тип н.с. Этот тип складывается из совок-ти основных свойств н.с. - силы, уравновешенности и подвижности, соотношения процессов возбуждения и торможения. Павлов: сущ-ет 4 основных типа н.с., которые близки к типам Т.-та, выделенным Гиппократом: сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный; флегматик –сильный, уравновешенный, инертный; холерик - слабый, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения; меланхолик - слабый. Тип н.с. – врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания св-ва н.с. Эти св-ва и образуют физииологич-ую основу Т.-та, который яв-ся психическим проявлением общего типа н.с. Теория Т.-та Теплов а Б.М. - он изучал св-ва Т.-та. Устойчивые психич. св-ва, характеризующие динамику психич. Д.-ти. Индивидуальные особ-ти Т.-та он объяснял разным ур-нем п-я тех или иных свойств Т.-та. Основные св-ва: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность, актив-ность, пластичность - регидность, резистентность, субъективизация. Русалов на основе концепции св-тв н.с. предложил трактовку св-тв Т.-та. Выделил 4 св-ва Т.-та: 1)отвечающие за широту и узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой). 2)легкость переключения с одной программы поведения на другую; 3)скорость исполнения текущей программы поведения; 4)чувствитльность к несовпадению реального результата действия с его акцептором. Т.о., вместо 2 параметров - активности и чувствит-ти были выделены 4 компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность - все они биологически и генетически обусловлены.

 

41. Х-ка типов темперамента. Дs-ка свойств темп-та. Т-нт присущ ч-ку от рождения. Он служит как бы маркером всей психич деят-ти ч-ка, яв-ся биологическим фундаментом личности, т.к. основан на св-вах н.с. ч-ка. Родоначальник учения о т-те- Гиппократ. Различия в поведении людей Гиппократ объяснял преобладанием в организме одного из 4-х соков (жидкостей): крови, желчи, лимфы и черной желчи, правильно выразив идею связи св-тв личности с биологич-ми особ-тями ч-ка. Черты т-та яв-ся наследственными, поэтому плохо поддаются изменению. Павлов выделил 4 св-ва нервных процессов: сила ее возбуждения, торможение, их уравновешенности и подвижности. Т-нт определяет стиль поведения ч-ка, способы, которыми он пользуется для организации своей деят-ти. Т-нт - совокуп-ть св-тв, характеризующих динамические особ-ти протекания психич процессов и поведения ч-ка, их силу, скорость, возникн-е, прекращение и изменение. Типы т-та: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Сангвиник - обладатель сильного типа н.с., т.е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью, сбалансированностью реакций возбуждения и торможения нервн процессов. Сангвиники высоко активны, отличаются большой работоспособностью, умением дольше выдерживать различн нагрузки. Они общительны, контактны, жизнерадостны, не склонны к беспокойству. Этот тип испытывает постоян дефицит времени. Склонность к лидерству. Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный. Холерический т-нт связан с сильным, но неуравновешенным типом н.с. (преобладание возбуждения над торможением). Высокий ур-нь психич активности, энергичность действий, резкость, стремительность и сила движений, их быстрый темп. Холерик склонен к сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоц срывам. Люди с меланхолическим т-том х-ся низким ур-нем психич активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи и повышенной утомляемостью. Высокая эмоц-ая чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении. Они очень впечатлительны, любят мечтать, воображать, очень нерешительны и осторожны в своих поступках. Застенчивые, любящие одиночество, трудно вживающиеся в коллектив люди, чрезмерно обидчивы и склонны к подозрител-ти, избегают общения с малознакомыми, новыми, неизвестными им людьми. Нерешительны в трудных обстоятельствах, не любят рисковать. Их труд наиболее продуктивен там, где нужны высокая чувствит-ть, вдумчивость, осторожность. Самооценка заниженная. К представителю каждого типа т-та нужно найти свой подход, исходя из определен психологич-х принципов: 1. " Ни минуты покоя " -принцип подхода к холерику, который все время д.б. занят делом, чтобы его активность способствовала нейтрализации минусов: невыдержанности, конфликтности. 2. " Доверяй, но проверяй " -это подходит к сангвинику, который не всегда исполняет обещанное. 3. " Не торопи" - подход к флегматику, которому нужен индивидуальный темп, он сам рассчитает свое время и сделает дело. 4. " Не навреди " -девиз для меланхолика, с его застенчивостью, ранимостью. Умение определить хотя бы приблизительно т-нт др людей служит хорошей предпосылкой для установки взаимоприемлемых отнош-й с ними.

Свойства т-та наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с др психич особ-тями ч-ка. Св-ва т-та: Сензитивность определяется тем, какова сила наименьших воздействий, необходимая для возникн-я какой-либо психич реакции ч-ка, и какова скорость возникн-я этой реакции. Реактивность опред-ся тем, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Активность опред-ся тем, с какой степенью активности (энергичности) ч-к воздействует на внешн мир и преодолевает препятствия при осуществл-и целей. Сюда относ целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе. Соотнош-е реактивности и активности опред-ся по тому, от чего в большей степени зависит деят-ть ч-ка: от случайных внешних или внутрен обстоятельств (от настроения, желания) или от целей, намерений, стремлений, убеждений ч-ка. Темп реакций определяют по скорости протекания различн психич реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума. Пластичность - ригидность - насколько легко и гибко приспосабл-ся ч-к к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертны его поведение, привычки, суждения (ригидность). Экстраверсияинтроверсия определяют по тому, от чего преимущественно зависят реакции и деят-ть ч-ка - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений, мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность). Эмоц-ая возбудимость определяют по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникн-я эмоц-ной реакции и с какой скоростью она возникает.

 

42. Понятие о характере. Характер - индивидуально-психологич-ие особ-ти лич-ти, х-щие отнош-е ч-ка к миру, др людям. Х-р- содержательная сторона лич-ти, т.к отражает кач-во отнош-й (смысл, мотивы). Характер– стрежневое психич-ое св-во ч-ка, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, св-во, от которого зависит деят-ть ч-ка в различных жизненных ситуациях, его привычные способы реагирования, специфич-е особ-ти отнош-й с окруж миром. В становлении х-ра ч-ка ведущую роль играют формы его соц-ных (межличностных) взаимоотношений. Х-р яв-ся результатом взаимодействия наследствен-х задатков и качеств, вырабатываемых в процессе разв-я личности, ее социализации, обуч-я и воспит-я. Черта х-ра - особ-ть личности ч-ка, котор систематически проявляется в различн видах его деят-ти и по которой можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Черты х-ра: по отнош-ю к др людям- общительность или замкнутость, тактичность или грубость, искренность или лживость; по отнош-ю к деят-ти - ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность; по отнош-ю к объектам и собственности – аккуратность или небрежность, бережливость или расточительность, щедрость или скупость; по отнош-ю к самому себе- самоуверенность или самокритичность, скромность или заносчивость, чувство собственного достоинства, обидчивость. Структура х-ра. Х-р ч-ка не представл соб чисто случайной совокуп-ти различн св-тв. Отдельные св-ва зависят друг от друга, связаны друг с другом, образуют целостную организацию. Структура х-ра - целостная организация отдельных св-тв, каждое из котор проявляется в деят-ти, формир-ся и закрепляется в отнош-ях ч-ка к действит-ти. Структура х-ра каждого ч-ка определ-ся: динамикой воли (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность); спецификой проявления эмоций ч-ка, которые сопровождают его поступки (жизнерадостность, впечатлительность, безразличие); интеллектуальными особ-тями ч-ка (сообразительность, находчивость, любознательность); взаимосвязью всех этих компонентов. К 1-й группе относят черты, проявляющиеся по отнош-ю к родным и близким, товарищам по работе. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отнош-е ч-ка к др людям. 2-ю гр составляют черты, котор проявляются по отнош-ю к деят-ти. Напр, ценные черты х-ра: добросовестность, серьезность, энтузиазм, ответственность. Эти черты х-ра влияют на авторитет, соц престиж ч-ка. 3-я гр- система отнош-й ч-ка к самому себе (к своему соц статусу, своей внешности, скромность, самоуверенность, альтруизм и эгоизм). 4-я гр включ черты, х-щие отнош-е личности к вещам, причем не только отнош-е к собственности вообще, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью (черты: щедрость, жадность, бережливость). Формир-е и разв-е х-ра. Главное условие формир и разв-я х-ра- социальная среда. Формир х-ра происходит в дошкольн возр. Наиболее интенсивное формир х-ра происходит в период от 2 до 10 лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников. Физиологич-ие условия(процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервн процессов) на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формир-е специфич-х черт его х-ра. Т-нт лишь способствует (либо препятствует) разв-ю у данного ч-ка тех или иных черт х-ра. В дошкольн возр складыв-ся первичные черты х-ра (доверие к окружающим, открытость к общению, доброта). Включенность ребенка в групповые игры ускоряет формир-е и разв-е коммуникативных и деловых черт х-ра (общительность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность). Условия обучения в начал классах либо разрушают имеющиеся первичные черты х-ра, либо закрепляют их в завис-ти от влияния окруж среды. Эта тенденция продолжается до окончания школы. В старших классах школы специфика влияния социума зависит от: личного отнош-я подростка к ч-ку, его отнош-я к самому себе, степени уверенности в себе, от ур-ня самооценки; СМИ. В 7-15 лет формир-ся черты, определяющие отнош-я с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера. К 15-17г личность приобретает достаточно высокую устойчивость, котор сохраняется на протяжении всей жизни. Однако условия личной жизни вносят свои изменения. Именно они играют важн роль в формир-и мировоззрения индивида, его морально-нравственного облика. Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, специфика профессиональных занятий - все это оказывает влияние на взгляды, мотивы, установки и цели личности, формирует ее направленность, делает ее поведение предсказуемым в различных ситуациях, т.е. формирует х-р. Тенденция динамики до 25-30-летн возр заключ-ся в ослаблении «детских» черт (капризность, подростковый максимализм, импульсивность) и укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность). После 30-летн возр вероятность характерологических изменений резко снижается. Возможные изменения м.б. обусловлены ориентацией на текущие и перспективные планы жизненного пути. Закрепляются черты: настойчивость, упорство, целеустремленность, склонность к обучению. В 50 лет ч-к, проходит рубеж, на котор встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями и старается соответствовать текущим обстоят-вам. В более позднем возр все большее место в жизни ч-ка занимают «мечты о прошлом», воспоминания и забота о здоровье. Ч-к вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни. Итак, на ранних этапах жизни ч-ка грани х-ра «оттачивает» преимущественно сама жизнь. Постепенно инициатива все больше переходит в руки самой личности. М-ды дs-ки х-ра. Специальные м-ды характерологии очень ограничены. К ним относ профили Россолимо, «естественный экспер-нт» Лазурского, характерологические тесты, морфопсихология Кормана, биографич и автобиографич-е материалы, дневники, письма, некоторые опросники. Тесты исслед-й воспитания х-ра- Хартшорн, Мэй. Предназначались для детей школ возр и предусматривали дs-ку морально-волевых качеств (честности, самообладания). Большинство проб строилось так.обр, что они воспроизводили обычные ситуации из школьн жизни. Условно тесты делятся на 3 группы: опросники, спец задача (опред-е способ-ти к самообладанию: сначала детям читался увлекательный рассказ, потом давалось окончанием его, но читать было трудно (из-за особого расположения строк), по длител-ти чтения судили о самообладании) и экспериментал-е приемы. Данные тесты были признаны неудовлетворительным психометрич-м инструментом. Профили Россолимо. Россолимо определял х-р изменения психич ф-й личности в завис-ти от нервных заб-ний и др нарушений и отклонений в поведении. Установил, что у детей с отклонением в поведении наблюд прямая зависимость с ур-нем разв-я психич ф-й. Разработал м-д “Психологич-го профиля”. Результаты эксп-нта заносились на график в виде точек, при соединении которых получалась кривая – “психологич профиль” личности. Вычислялся общий ур-нь разв-я психич ф-й, и качественный анализ полученного профиля из соотнош-я внимания, воли, памяти и мышл-я. Для детей младш школ возр с целью ориентировки в их умственном разв-и Р. разработал серию заданий под назван “Краткий м-д Россолимо”. Для детей дошкол возр создана система заданий “М-д элементарных представлений профессора Россолимо”. М-ды Россолимо, основаны на сравнительном количеств-м подходе к изуч-ю структуры л-ти, обогащали клинич иссл-я данными психич-го разв-я больных детей, что имело большое знач-е при дs-ке различн сторон психич-й и нервной патологии. Большое внимание уделялось разв-ю, воспит-ю и обучению больных и умственно-отсталых детей, проблеме их проф пригодности. По Левитову м-ды изуч-я х-ра: наблюдение, самонаблюд-е и самоанализ, эксп-нт, беседа, анкета, анализ продуктов деят-ти, свободное сочинение. Источники познания х-ра: дневники, письма, биографии, автобиографии, мемуары, худ.произведения. Оценка и обработка характерологич-го материала-2 линии: номотетическая (надо находить только обобщения и закономерности), идеографическая (изуч-е индивидуал-х случаев во всем своеобразии и полноте). Номотетический м-д стремится к выявлению научных, достоверных законов чел. поведения. Она ищет причинные объяснения соц. явлений. Она использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода. Она стремится к количественной оценке психич. и поведенческих процессов. Она исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изуч-я случайно отобранных испытуемых, м.б. распространены на необследованные популяции. Сторонники этого подхода пытаются создать искусственные условия, в котор и собираются научные данные. Идиографический м-д - изуч-е индивидуал-х м-дов. Направленность диагностич обследования на описание и объяснение л-ти как сложного целого с учетом ее индивидуал-го своеобразия, уникальности. Идиографические м-ды: иссл-е профилей личностных черт (Штерн, Кеттел); биографический м-д; анализ и обобщение документальных материалов (Штерн, Лазурский, Маслоу, Теплов); естественный эксп-нт Лазурского; феноменологический м-д (техника репертуарных решеток Келли). Праксиметрический м-д- психологич м-д, заключ в изуч-и продуктов деят-ти субъектов (дневниковые записи, архивные материалы, художеств тексты). Он использ для проверки гипотез при помощи ранее полученной информ, собранной с какой-либо др целью. Архивные иссл-я можно рассм в кач-ве эффективн способа использ-я информ об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными. Разновидности праксиметрического м-да: Биографический м-д- изуч-ся особ-ти жизненного пути одной л-ти или группы людей. Применяется в пс-и л-ти, пс-и творчества. Контент-анализ- м-д систематического изуч-я материала, при котор качественная информ-я распределяется по заранее определённым категориям. Применяется в политич пс-и, пс-и рекламы и коммуникации. Самый простой способ обработки данных контент-анализа- регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Проективный м-д- промежуточный м/у психологическим тестированием и анализом продуктов деят-ти. При использ данного м-да испытуемому предлаг выполнить определён задание (нарисовать картину или составить рассказ по рис), а результаты этого задания затем анализируются и интерпретируются.

 

43. Акцентуация х-ра -преувеличенное разв-е отдельных свойств х-ра в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействе с окружающ людьми. Выраженность акцентуации м.б. различной -от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли б-ни -психопатии. Психопатия- болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта ч-ка), в результате резко нарушаются взаимоотнош-я с окружающ людьми, психопаты м.б. даже социально опасны для окружающих. В отличие от психопатии акцентуации х-ра проявляются не постоянно, с годами могут сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость ч-ка к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствит-ти к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой ч-к может стать и незаурядным. Акцентуации х-ра часто встреч у подростков (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощ спец психологич тестов (тест Шмишека). Важно знать и предвидеть специфическ особ-ти поведения людей. 1. Гипертимический (гиперактивный) -чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность; 2. Дистимичный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным об-вом. В конфликты вступает редко; 3. Циклоидный - общительность циклически меняется (высокая в период повышен-го настроения и низкая в период подавленности); 4. Эмотивный (эмоциональный)- чрезмерная чувствит-ть, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, чаще печальное настроение; 5. Демонстративный - выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, хвастовство, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6. Возбудимый - повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует; 7. Застревающий –застревает на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, несговорчивость; 8. Педантичный- на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью; 9. Тревожный (психастенический)- пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях; 10. Экзальтированный (лабильный)- очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость; 11. Интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к др людям; 12. Экстравертированный (конформный)- высокая общительность, своего мнения не имеет, не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Психопатия. Если акцентуация х-ра яв-ся крайним вариантом нормы, то психопатия- это патология х-ра. По П.Б. Ганнушкину, «психопатии - это аномалии х-ра, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособиться к окружающ среде ». Психопатические личности - постоянные обитатели области, пограничной м/у душевным здоровьем и душевными б-нями, как неудачные биологич-ие вариации, как чрезмерно далеко зашедшие в сторону от определенного среднего ур-ня или нормального типа. Психопатические личности - такие ненормальные личности, от ненормальности которых страдают или они сами, или об-во. Психопатические личности- инфантильные (чаще проявляется в обл воли и чувств, впечатление чего-то недоразвитого, детского, напр, повышенная внушаемость, склонность к преувеличению, чрезмерная фантазия у истериков, слабая воля у неустойчивых.

Психопатия всегда х-ся тремя признаками (критерии Ганнушкина-Кербикова): тотальностью; стабильностью; дезадаптацией. Отсутствие хотя бы одного критерия исключает психопатию.

 

44. Организация и проведение эксперимента. Этапы проведения эксперимент-го иссл-я: 1. Постановка проблемы. Проблема -сложная теоретич-ая или практич-я задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Постановка проблемы предполагает: а) обнаружение существования дефицита знаний, представлений, методов иссл-я; б) осознание п-ти в устранении такого дефи-цита; в) описание проблемной ситуации и формулирование проблемы в научных терминах. 2. Опред-е актуальности иссл-я. Актуал-ть иссл-я показывает общее состояние и степень исследованности и разработанности интересующей проблемы, отмечает, насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Особо выделяются неизученные и мало изученые вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон. Основные аспекты актуал-ти экспериментал-го иссл-я: а) необходимость дополнения теоретич-х построений, относящихся к изучаемому явлению; б) п-ть в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения; в) п-ть в более эффективных психодиагно-стич-х и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных; г) п-ть в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективн-ть психологич-го воздействия, обучения, воспитания, тренировки, коррекции, реабилитации, лечения и использу-емых в различных сферах деят-ти; д) п-ть в дополнении или переработке психологич-х теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использ-я их как представителями др наук, так и широкими слоями населения. 3. Постановка цели иссл-я. Цель иссл-я - конечный (желаемый) результат, который м.б. теоретико-познавательным или практическим (прикладным). Виды целей: а) опред-е характеристик явления, т.е. отраже-ние сущностных свойств, особ-тей одного или нескольких аспектов психич-го явления; б) выявление взаимосвязи психич-х явлений; в) изуч-е возраст-ной динамики явлений; г) описание нового феномена, эффекта; д) открытие новой природы явления; е) обобщение, т.е. выведение более общих закономерн-тей, чем описанные в лит-ре к наст. времени; ж) создание методики; и) адаптация психодиагностич-ой методики; к) создание классиф-и, типологии. 4. Выделение объекта и предмета иссл-я. Объектом пс-и как науки выступает то, что фиксируется, т.е. психич-е х-ки, св-ва, качества, присущие его носителю (животному, ч-ку). В качестве предмета психологич-го иссл-я могут выступать взаимосвязи, взаимовлияния, те или иные особ-ти психич-х явлений, процессов, состояний, св-тв личности, видов поведения, деят-ти и общения. 5. Выдвижение гипотез(ы) иссл-я. Гипотеза - это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. П-ть в гипотезе возникает в случаях, если: 1-не ясна связь между явлениями и причинами их возникн-я; 2-необходимость восстановл-я картины прошлого; 3-необходи-мость вывода о возможных путях будущего разв-я явления или процесса. В методологии науки различают теоретич-е гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментал-ой проверке. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (если в ходе эксп-нта она опровергается) и верифицируемости (подтверждается). Экспериментал-ые гипотезы - предположения, выдвигаемые для решения проблемы м-дом экспериментал-го иссл-я. Эксперим-ая гипотеза может как основываться на какой-либо теории, так и не иметь теоретич-го основания. В связи с чем выделяются 3 типа гипотез по их происхождению:
1. Гипотезы первого типа основываются на теории или модели реальное и предст соб прогнозы, следствия этих теорий или моделей (теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели. 2. Гипотезы второго типа - научные эксперим-ые гипотезы, выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях. 3. Гипотезы третьего типа - эмпирические гипотезы, формулируются для данного случая. После эксперим-ой проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же - для данного случая. Особ-ть всех эксперим-ых гипотез заключ в том, что они операционализируемы, т.е. сформулированы в терминах конкретной экспериментал-ой процедуры, т.е. всегда можно провести эксп-нт по их непосредственной проверке. Следующим основанием для типологизации гипотез по содержанию яв-ся наличие:
1) явления; 2) связи между явлениями; 3) причинной связи между явлениями. Проверка гипотез типа 1 - попытка установить истину или гипотеза о наличии/отсутствии какого-либо факта. Проверка гипотезы типа 2 - установление связи между явлениями. К таким предположениям относ, напр гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного (корреляцион-ного) иссл-я. Их результатом яв-ся установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой. Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа 3 или каузальные гипотезы - о причинно-следственных связях. В эксперим-ую гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отнош-я м/у ними и ур-ни дополнит-ых переменных. Экспериментальная гипотеза служит для организации эксп-нта, а статистическая - для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических иссл-й. Большое кол-во статистических гипотез необходимо для подтверждения или опровержения экспериментальной гипотезы. Эксперимент-ая гипотеза - первична, статистическая - вторична. Гипотезы, не опровергнутые в эксп-нте, превращаются в компоненты теоретич-го знания о реальности: факты, закономерности, законы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал