Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие соц-но-психологической адаптации, механизмы психологической защиты. 3 страница






1. Планирование иссл-я. Опред-е основных этапов, выборки испытуемых. Выбор м-дов и методик. Организационно-методическое обеспечение проведения психологич-их обследований, эксп-нтов. 2. Проведение психологич-х обследований, эксп-нтов. Сбор эмпирических данных и их систематизация. Составление сводных таблиц, их проверка, преобразование формы информации, при необходимости - ее кодирование. 3. Обработка данных, в т.ч. с использованием математико-статистических методов. Представление результатов. 4. Обсуждение и интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции. Оценивание результатов проверки гипотез. 5. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов, в которых указывается: подтвердилась или опровергнута гипотеза; достигнута ли цель и как решены задачи иссл-я (эксп-нта), какие результаты достигнуты. При необходимости разрабатываются практич-ие рекомендации. Оцениваются перспективы дальнейшей разработки проблемы. Последовательность этапов условна в реальном психологич-ом иссл-и, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом возможностей и ограничений последующих.

Требования к проведению эксп-нта: 1. инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере; 2. ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими; 3. в процессе эксп-нта не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения; 4. эксп-нт с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях; 5. временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых д.б. одинаковыми.

 

45. Анализ продуктов деят-ти м-д психол-го иссл-я, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деят-ти. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется. В отеч. психол-ой лит-ре приняты термины а.п.д. или праксиметрический м-д, в американской лит-ре использ термин «архивный м-д». По целям и приемам реализации различ: биографический м-д, с пом кот изуч особ-ти жизненного пути одной личности или группы людей. Близким к нему яв-ся м-д психологич-го анамнеза. К разновидностям м-да а.п.д. относ также контент-анализ, котор предст соб один из наиболее разработанных и строгих м-дов анализа документов. В инженерно-психологич-их иссл-ях контент-анализ предполагает изуч-е разного рода документов, регламентирующих и определяющих деят-ть оператора. Эти документы можно разбить на 3 группы. 1-я группа х-ет содержание и организацию трудовой деят-ти, устройство и принцип работы системы, особ-ти рабочей среды. Сюда относится эксплуатационная документация и нормативные документы, регламентирующие деят-ть оператора. 2-я гр отражает результаты деят-ти. Она включ журналы и ведомости учета выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно-экономич-е отчетные док-ты. 3-я гр включает док-ты, х-щие индивидуал особ-ти операторов. Сюда относ служебные и медицинские х-ки, представления для назначения на должность, отчеты о деят-ти специалиста. Всех эти документы позволяет составить общее представление о задачах оператора, степени их сложности, условиях деят-ти, режимах работы, некоторых индивидуал-х особ-тях конкретных специалистов. Все это затем м.б. положено в основу для более детального психологич-го анализа как данного вида деят-ти в целом, так и деят-ти конкретных лиц. Близкими к м-ду а.п.д. яв-ся проективные м-ки иссл-я личности, котор занимают промежуточное положение м/у психологич-им измерением (тестированием) и а.п.д.

Контент-анализ - формализованный м-д изуч-я текстовой и графической информ-и, заключающийся в переводе изучаемой информ-и в количественные показатели и ее статистической обработке. Х-ся большой строгостью, систематичностью. Сущность м-да состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных. Объектом контент-анализа м.б. содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. М-д начал использоваться в соц науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот м-д был применен в журналистике и литературоведении. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда, которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания. В наст вр к основным процедурам контент-анализа относ:
1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми м.б: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах; в) имена, фамилии людей; г) события, факты; д) смысл апелляций к потенциальному адресату. 2. Выделение единиц счета, котор могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м - исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми м.б: физическая протяженность текстов; площадь текста, заполненная смысловыми единицами; число строк (абзацев, знаков, колонок текста); длительность трансляции по радио или ТВ; метраж пленки при аудио- и видео-записях, кол-во рисунков с определенным содержанием, сюжетом. 3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классиф-и по выделенным группировкам. Применяется составление спец таблиц, применение компьют-х программ, специал формул.

Контент-анализ в пс-и. В социальной пс-и контент-анализ может применяться, во-1-х, как самостоят исследовательский прием иссл-я содержания сообщения; во-2-х, в комплексе с др м-ми, т.е. когда одновременно исследуют не только сообщение, но и др элементы коммуникационного процесса; в-3-х, как вспомогательный м-д обработки массива данных, полученных др методами
В соц пс-и контент-анализ в 1-ю очередь использ для изуч-я человеческого общения, коммуникаций и их субъектов как представителей микро- и макрогрупп. Непосредственными материалами иссл-я яв-ся документы, котор рассм-ся как «сообщение». Понятие «сообщение» яв-ся специфичным социально-психологич-им, в нем акцентируется динамический х-р объекта, его включенность в коммуникационную систему. (Т.е. имеется в виду зависимость сообщения от личностных и групповых особ-тей коммуникатора и реципиента). Основные области применения контент-анализа в социально-психологич-х иссл-ях: - изуч-е ч/з содержание сообщений социально-психологич-х особ-тей их авторов (коммуникаторов); - изуч-е реальных социально-психологич-х явлений (объекта, субстанции сообщений), которые отображены в содержании сообщений, в т.ч. тех явлений, которые имели место в прошлом и недоступны для иссл-я др методами; - изуч-е ч/з содержание сообщений социально-психологич-ой специфики различных средств коммуникации, а также особ-тей форм и приемов организации содержания, в частности пропагандистского; - изуч-е ч/з содержание сообщений социально-психологич-х особ-тей их реципиентов; - изуч-е ч/з содержание сообщений социально-психологич-х аспектов влияния коммуникации на реципиентов как представителей разных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения. - для обработки и уточнение данных, полученных др методами в социально-психологич-их иссл-ях; - специальное - применение для изуч-я научной лит-ры. М-д контент-анализа широко применяется как вспомогат ср-во в пс-и, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологич-го тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные м-ды используются также в иссл-ях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. иссл-ях. Контент-анализ может использоваться для иссл-я большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом кол-ве однопорядковых данных.

Беседа -это м-д сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Искусство использования беседы состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка. Одним из наиболее распространенных видов беседы яв-ся интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает: свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная); стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика); частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная). В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью – м-д получения информ-и общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, х-ра, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям. Оно м.б. управляемым и неуправляемым. Клиническое интервью - м-д терапевтической беседы, помогающей ч-ку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения. Косвенные и проективные вопросы помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию. Их можно использовать, чтобы исключить социально желательные ответы. Проводя беседу, очень важно по отнош-ю к ребенку занять правильную позицию, и больше всего здесь подходит принцип недирективной психотерапии: психолог должен создать человеческое тепло, полное понимания отнош-е к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт; он должен принимать ребенка таким, каков он есть; своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу взаимного доверия, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства; психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка. В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как паузы, интонации, тон, темп речи.

Метод опроса - психологический вербально-коммуникативный м-д, заключающийся в осуществлении взаимодействия м/у интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Опрос предст соб общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Опрос заключ в том, что респонденту задают спец вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исслед-я. К особ-тям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Стандартизированные опросы рассм как строгие опросы, дающие общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы. При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке. Виды опросов: анкетирование, личностные тесты, метод лестницы. Классиф-я опросов по способу взаимодействия с респондентом: Личные опросы -их проведение проходит при прямом контакте исследователя с респондентом. Дистанционные опросы - их роведение возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия. Одними из наиболее активно используемых в современ мире дистанционных м-дов яв-тся телефонный [ и интернет-опрос.

Наблюдение - описательный психологический исследовательский м-д, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. Старейший психологич-ий м-д. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца 19 в, в областях, где особенное значение имеет фиксация особ-тей поведения ч-ка в различных условиях, - в клинической, соц, педагогич пс-и, пс-и разв-я, пс-и труда.Этот м-д незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Особ-ти м-да наблюдения: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность повторного наблюдения. Предмет наблюдения: Вербальное поведение (содержание, продолжительность, интенсивность речи), невербальное поведение (экспрессия лица, глаз, тела), перемещения людей, дистанция м/у людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары). Предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким обр, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении. Ср-ва наблюдения: непосредственно и посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов (аудио- фото- видеоаппаратура).

По форме набл-я: осознанное, неосознанное внутреннее, неосознанное внешнее, набл-е окруж среды. Этапы иссл-я м-дом наблюдения: 1.Определение предмета набл, объекта, ситуации. 2.Выбор способа набл и регистрации данных. 3. Создание плана набл. 4. Выбор м-да обработки результатов. 5. Собственно наблюд-е. 5. Обработка и интерпретация полученной информ-и. Преимущества: позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения; позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отнош-ю друг к другу или к определённым задачам, предметам; позволяет произвести иссл-е независимо от готовности наблюдаемых субъектов; позволяет достичь многомерности охвата, т.е. фиксации сразу по нескольким параметрам -напр, вербального и невербального поведения; оперативность получения информ-и; относительная дешевизна м-да. Недостатки: отхождение от цели набл-я (получение фактов несоответствующих целям иссл-я), прошлый опыт иссл-я влияет на последующие факты набл-я.

Назначение проективных методик – иссл-е внутренней сферы, которая м.б. рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов иссл-я. Общие признаки для всех проективных методик: неопределенность, неоднозначность используемых стимулов; отсутствие ограничений в выборе ответа; отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных». Классиф-я: Конститутивные. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл. Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Испытуемые конструируют «малый мир», а по множеству его особ-тей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности «конструктора». Интерпретативные. Необходимо истолковать какое-либо событие, ситуацию. Это дает возможность раскрытия внутр мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений. Катартические. Предлагается осуществление игровой деят-ти в особо организованных условиях. Рефрактивные. Личностные особ-ти, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые ср-ва коммуникации, напр, речь, почерк. Экспрессивные. Осуществление испытуемым изобразительной деят-ти, рисунок на свободную или заданную тему, напр, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, ур-не психосексуального разв-я и др особ-тях. Импрессивные. Основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы. Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для дs-ки разнообразных личностных переменных - от мотивов тех или иных поступков до отнош-я к половому воспитанию молодежи. Области применения проективн методик: расстановка кадров, профотбор, профориентация; оптимизация обучения и воспитания; прогнозирование соц-го поведения; судебно-психологич-я экспертиза; консультативная, психотерапевтическая помощь. Достоинства: 1.респондент не может догадываться, что именно из того, что он делает подвергнется анализу и интерпретации. Соответственно меньше возможностей так называемой «подделки» со стороны испытуемого. 2.Простота в выполнении. 3. практически универсальны в отнош-и возрастных категорий. Один из огромных «+» - это возможность их использования начиная с дошкольного возраста и заканчивая преклонным. 4.использование этих методик в самом начале тестирования расслабляет пациента и позволяет специалисту наладить с ним своеобразный контакт.

Недостатки: 1.трудоёмкость. 2. значительные временные затраты, необходимые для получения нужного психодиагностического результата. 3.субъективность интерпретации. 4.проективные методики не имеют строго унифицированных процедур проведения. 5. в наст вр не получено достаточно убедительных доказательств валидности и надежности основных проективных методик. Проективные методики предназначены для иссл-я тех глубинных индивидуальных особ-тей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Эти м-ды возникли сначала в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной пс-и. Применение проективных методик требует высокой проф подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование.

 

46. Возрастная пс-я - отрасль пс-и, изучающая разв-е психики ч-ка и её особ-ти на разл. возрастных этапах. Включает детскую пс-ю, пс-ю индивидуал-го разв-я взрослого ч-ка и геронтопсихологию (пс-ю старости). В дет. пс-и в соответствии с периодизацией возрастного разв-я в качестве относительно самостоят. разделов выделяются пс-я дошкольника, мл. школьника, подростка и т. д. До конца 19в. специфика этапов возрастного разв-я ускользала от внимания учёных. Очень распространённым был подход к ребёнку как к «маленькому взрослому», который отличается от «нормального» взрослого лишь физич. недоразвитостью и недостатком опыта. Выдвигались рекомендации по обучению и воспит-ю детей без учёта особ-тей их разв-я. В конце 19 в. под влиянием теории Дарвина эволюц. идеи проникли в пс-ю. Начала складываться возр.пс., к-рая оформилась в самостоят. отрасль к сер. 20в. Её разв-е протекало в тесной связи с общей пс-ей: любая теория сталкивалась с необходимостью анализа разв-я психики в онтогенезе. Специфика объекта изучения определяет ведущую роль наблюдения на ранних этапах разв-я. Констатирующий эксп-нт- определяется ур-нь разв-я на настоящее время. Естеств. эксп-нт используется значительно чаще лаборат-го, к-рый малодоступен детям. Важным для отеч. возр.пс. яв-ся особый вариант естеств. эксп-нта - формирующий экс-нт (создаются спец условия, где прослеживаются разв-е определенной психич-й функ-и). Проводится система развивающих заданий и игр. Изучение разв-я психики ребёнка можно вести по методу поперечного среза, когда исследователь стремится узнать о психол. особ-тях данного момента формир-я психики (в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изуч-ся определенный аспект разв-я, напр ур-нь разв-я интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей. Подобные срезы, неоднократно повторяемые, позволяют получить сведения о значит. числе испытуемых. Сравнительный м-д – сравниваются данные по каждой группе. В др. случае проводится изуч-е одного и того же испытуемого на протяжении значит. отрезка времени (иногда - ряда лет), последовательно фиксируются изменения в его психике - продольное иссл-е – лонгитюдный м-д. В связи с тем, что психич. разв-е ч-ка осущ-ся в процессе обучения и воспит-я, содержание возр.пс. тесно переплетается с содержанием педагогич-ой пс-и, в ист. разв-и они неотделимы друг от друга. Реальное единство возр.пс. и пед. пс-и объясняется общим объектом изуч-я - развивающимся и изменяющимся в онтогенезе ч-ком, к-рый в возр.пс. выступает в динамике и закономерностях возраст-го разв-я, а в пед. пс-и - как обучающийся и воспитуемый в процессе целенаправл. воздействий педагога.

Методы возр.пс.: наблюдение, эксп-нт, беседа, анкетирование, анализ продуктов деят-ти, проективные методики – перенесение на других людей своих п-тей и отнош-й. Также в возр.пс. используют рисуночные тесты, социометрич-ие методики, м-ки незаконченных предложений.

 

47. Предмет и задачи возрастной пс-и. Возр.пс-я изучает процесс разв-я психич-х функций и личности на протяжении всей жизни ч-ка. В возр. пс-и выявляются закономерности и факты разв-я на протяжении всей жизни. Выделяют 3 раздела возр.пс-и: детская пс-я (от рождения до 17 лет); пс-я взрослых, зрелых возрастов; геронтология (пс-я пожилого возраста). Возр.пс-я тесно связана с др областями пс-и: общей пс-ей, пс-ей ч-ка, социальной, педагогической и дифференциальной пс-ей. Возр.пс-я особая отрасль знаний. Рассматривая процесс разв-я ребёнка, она дает х-ку разных возрастных периодов и оперирует такими понятиями как «возраст» и «детство».Понятие возраста неоднозначно и включает в себя ряд аспектов. Различают: хронологический возраст, определяется продолжи-тельностью жизни ч-ка (по паспорту); биологический возраст – совок-ть биологических показателей, функционир-е организма в целом; психологич-й возраст - определенный ур-нь разв-я психики, в который включается: умственный возраст (показатель интеллекта); психосексуал-й возраст (ур-нь эротических интересов); рекреационный возраст (проведение свободного времени).В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпа-дают. Психологич-й возраст может не совпадать с хронологическим возр отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возраст (возрастной период) - это цикл детского разв-я, имеющий свою структуру и динамику.Возрастной период имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возр период раньше, а др- позже. Особенно сильно " плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. Таким обр, возр.пс-я определяется как наука о фактах и закономерностях психич-го разв-я здорового ч-ка. Задачи возр.пс-и: 1-изучение влияний наследственных и социальных факторов на разв-е; 2-влияние стихийного и организованного обучения и воспит-я на разв-е детей (что больше влияет, семья, улица, школа?); 3-соотнош-е и влияние задатков и способностей; 4-соотнош-е интеллектуал-х и личностных изменений в психическом разв-и ребенка; 5-изучение кризисных и стабильных периодов в разв-и; 6-влияние семьи на психич-ое развитие; 7-проведение психодиагностической работы; 8-разработка рекомендаций для коррекционной работы.

48. Механизмы и институты социализации. Социализация ч-ка происходит посредством механизмов социализации - способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства соц-го опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключ-ся в стремлении ч-ка к воспроизводству воспринимаемого поведения др людей.
Выделяют механизм полоролевой идентификации. Его сущность сост в усвоении субъектом психологич-х черт, особ-тей поведения, характерных для людей определенного пола. Механизм социальной оценки желаемого поведения осущ-ся в процессе соц-го контроля. Он работает на основе изученного Фрейдом принципа удовольствия страдания - чувств, которые испытывает ч-к в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от др людей. Это эффекты действия механизма соц-ой оценки: социальная фасилитация и социальной ингибиция. Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других. Социальная ингибиция проявляется в тормозящем влиянии одного ч-ка на другого. Наиболее распространенным механизмом социализации яв-ся конформность (некритическое принятие и следование господствующим в об-ве стандартам, авторитетами идеологии). Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формир-ся тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Мера развития конформности м.б. разной. Есть внешняя конформность, кот проявляется лишь во внешнем согласии. Привнутренней индивид действительно преобразует внутренние установки в завис-ти от мнения окружающих. Негативизм - это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою т.зрения. Сущ и др явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение. Социальное становление ч-ка происходит в течение всей жизни и в разных соц группах. Группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, наз институтам и социализации. Наиболее влиятельные институты социализации - семья, школа, производственная группа

По Г. Тарду сущ-ет след механизмы социализации: 1.закон подражания (повторения): дети подражают взрослым, подчиненные- руководителям. Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании. 2.закон противопоставления. Происходит в душе каждого ч-ка, который выбирает одну из нескольких моделей поведения. 3.закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса. Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена об-ва; включ в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формир-е. Агенты социализации – это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относ люди и соц институты. Семья – один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формир-е и социализацию, но и становление всей структуры личности. Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры). Школа действует как об-во в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формир ценности и нормы поведения. Позволяет понять значение формальных статусов и ролей. СМИ формируют ценности, дают образцы поведения, знания о структуре об-ва. Действуют обезличенно, формально. Армия осущ-ет специфическую, вторичную социализацию. Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Форма освоения новых социальных норм. Стадии социализации: детство, отрочество, молодость, средний возраст(зрелость), пожилой возр (старость).

Факторы социализации - это обстоятельства, условия, побуждающие ч-ка к активности, к действию.

Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство. Влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах. Современ мир изобилует глобальными проблемами, котор затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окр среды), экономическими (увеличение разрыва в ур-не разв-я стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в др), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений. На развитие ч-ка оказ влияние географический фактор (природная среда). В наст вр экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный х-р, прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отнош-е каждого ч-ка к окр среде.

На социализацию подрастающего поколения влияют качественные х-ки полоролевой структуры об-ва, которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола, полоролевые ожидания, оказывают влияние на самоопределение. Различные соц слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой ч-к должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни. Гос-во можно рассматривать: как фактор стихийной социализации (политика, идеология, экономич-ая и соц практика создают определен условия для жизни его граждан); как фактор относительно направляемой социализации(гос-во определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии); как фактор социально контролируемой социализации(гос-во создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал