![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура анкетыСтр 1 из 19Следующая ⇒
Виды анкет. Структура анкеты. Формальные, содержательные и формально-содержательные характеристики анкеты. Виды вопросов, требования к ним. Анкетный опрос — такая разновидность метода опроса, при котором общение между социологом (исследователем) и респондентом опосредуется анкетой. Анкета — разновидность вопросника, используемого для сбора эмпирических сведений при письменном опросе. Анкета представляет собой документ, имеющий массовый тираж и содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам. Различают следующие виды анкетирования. По способу доставки: раздаточное (анкета оставляется респонденту для заполнения, а затем собирается в условленное время), почтовое (рассылка по почте), прессовое (публикация анкеты средствами массовой информации). По степени участия анкетера: в его присутствии, когда он инструктирует респондента перед началом опроса и помогает ему в случае надобности непосредственно в процессе опроса, в его отсутствии, когда контакт с респондентом ограничивается вводным инструктажем при вручении ему анкеты и контрольным просмотром при ее возвращении. Структура анкеты Однако несмотря на разнообразие анкет все они имеют общую структуру. Каждая анкета обязательно состоит из трех частей: вводной, содержательной и заключительной. На титульном листе или в «шапке» анкеты указывается (если это необходимо) название организации, проводящей опрос и название самой анкеты, отражающее тему или проблему опроса («Анкета избирателя», «Наши дети» и т.п.). Далее следует вводная часть, цель которой — заинтересовать респондента, сформировать установку на активное сотрудничество с исследователем, ознакомить с техникой заполнения анкеты. Часто во введении подчеркивается важность достоверных и искренних ответов, анонимность опроса. Содержательная часть начинается с наиболее простых вопросов, стимулирующих интерес респондента к опросу. К середине анкеты сложность вопросов нарастает и снижается к ее концу. Этим учитывается утомляемость респондента в процессе заполнения. Заключительная часть (паспортичка), как правило, представляет собой социально-демографический блок вопросов, в которых определяются объективные характеристики респондента (пол, возраст, образование и т.п.). Завершается анкета словами благодарности за участие в опросе. Главной, конечно же, является содержательная часть. Ее композиция (характер и виды задаваемых вопросов, их последовательность, типы используемых шкал и т.д.) определяется задачей получения максимально достоверной информации. Разработка анкеты требует высокого профессионализма. Это предполагает, прежде всего, владение технологией составления анкеты. Она включает: операционализацию концептуальных понятий исследования, приведение в соответствие с ними эмпирических индикаторов, составление для каждого из индикаторов одного или нескольких вопросов анкеты. Формально-содержательное конструирование анкеты включает проблемы структуры анкеты, формулировки обращения, требований к вопросам и вариантам ответов и др. Большое значение для получения достоверной информации имеет обращение, предваряющее собственно текст анкеты. Хорошо сформулированное и отработанное, оно во многом обеспечивает успешность заполнения анкеты респондентом, побуждая человека отвечать на наши вопросы. Мотивация респондента к сотрудничеству — одна из наиболее общих и трудно достижимых целей при составлении любого опросника. Непосредственно мотивирующую функцию может выполнять информация о том, для чего проводится данная работа, куда пойдет информация, какие будут последствия. Чрезвычайно важно с самого начала не подорвать доверие человека к опросу. Если цель и последствия опроса сформулированы так, что испытуемый предположит подвох или обман (например, вы пообещаете нечто, заведомо невыполнимое), то и отношение к ситуации опроса будет соответствующим. Респондент или откажется заполнять анкету, или заполнит ее небрежно, следовательно, не всегда легко будет отличить добросовестно заполненный опросный лист от заполненного в случайном порядке. Особенно остро встает эта проблема, если по условиям ситуации разработчикам анкеты необходимо сохранить в секрете истинную тему опроса. Усилению мотивации к ответам на вопросы анкеты служит ряд норм составления обращения, которое обязательно должно включать в себя информацию о том, кто и зачем проводит опрос, почему обратились именно к этому респонденту. Последнее также может сыграть положительную роль в активизации интереса к опросу. Формальное конструирование анкеты. Первое требование, которому должен отвечать всякий опросный лист, — внешняя привлекательность. Анкета должна выделяться из общего бумажного потока, с которым имеет дело респондент, обращать на себя внимание (особенно если респондент имеет дело с бумагами на работе). Эта задача легко решается путем выбора формата анкеты и цвета бумаги. Учитываться также должны и возможные условия заполнения. Если респондент будет отвечать на вопросы, сидя за столом (дома, на работе, в классе и т.д.), размер листа может быть довольно большим. Можно предложить стандартный машинописный лист, но расположить его лучше горизонтально. Слишком громоздкие листы использовать не стоит. Нужно учитывать возможность респондента одномоментно охватить всю плоскость страницы, чтобы переключения внимания не повлияли на его ответы. Если условия анкетирования неизвестны или заведомо неудобны (в цехе около станка, в спортивном зале, в коридоре, на улице и др.), лучше использовать более компактную форму: либо тетрадный лист, либо половину машинописного листа и т.д. Большое влияние на отношение респондента к опроснику оказывает расположение вопросов и вариантов ответов (альтернатив). Пространство листа не должно быть монотонным. Для этого хорошо комбинировать шрифты разного кегля и оставлять в опроснике больше пустых мест. Экономия бумаги в данном случае может привести к нежелательным последствиям — раздражению респондента, негативной реакции на опрос, а, следовательно, к потере или искажению информации.
|