Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды вопросов
предметному содержанию вопросы подразделяются на: · вопросы о фактах. Их цель — получение информации о конкретных явлениях, событиях, фактах; · вопросы о знании. С их помощью выясняется уровень информированности и знания респондента. Это, как правило, вопросы экзаменационного или тестового типа; · вопросы о мнении. Ответами на вопросы этого типа выступают личные оценочные суждения. По ним определяется отношение человека к определенным явлениям; · вопросы о мотивах. Они помогают выяснить субъективные представления человека о мотивах своих действий. По своей логической природе вопросы подразделяются на: · основные вопросы. По ответам на них делаются выводы об исследуемом явлении. Они составляют большую часть анкеты; · вопросы-фильтры задаются для отсечения части опрашиваемых или разделения их по какому-либо признаку; · контрольные вопросы служат для проверки устойчивости, непротиворечивости, искренности и правдивости ответов; · наводящие вопросы задаются для помощи респонденту в правильном понимании и осмыслении основного вопроса. Они помогают дать более точный ответ. По своей психологической природе вопросы делятся на: · контактные, служащие для установления контакта с респондентом. Их цель — привлечь интерес к опросу. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты. Он должен быть простым и касаться самого респондента; · буферные вопросы. Их цель — переключение внимания респондента от одной темы к другой. Кроме формулировки вопроса в них часто имеется небольшая преамбула, поясняющая необходимость предлагаемой группы вопросов; · прямые вопросы направлены на выявление отношения респондента к исследуемой проблеме, его собственной позиции; · косвенные вопросы позволяют респонденту скрыть свою позицию и ответить от имени группы, коллектива в безличной форме. Они дают возможность усилить критичность высказываемых оценок. Как правило, эти вопросы используют при изучении частных сторон жизни людей, их отношения к властям, непосредственному начальству. По характеру ответов на вопросы они подразделяются на: · открытые, которые предлагают респонденту дать письменный ответ в произвольной форме. Для ответа после формулировки открытого вопроса следует несколько пустых строчек. Их количество показывает респонденту, насколько полным ожидают от него ответ; · закрытые вопросы позволяют респонденту выбор из нескольких сформулированных исследователем вариантов ответа. При этом возможны две ситуации: респондент может выбрать любое количество ответов (неальтернативный вопрос) или только один (альтернативный вопрос). В рамках вопросов этого типа различают дихотомические вопросы, когда предлагается выбор только одного из двух вариантов ответа «да» или «нет»; · полузакрытые вопросы содержат наряду с набором предлагаемых ответов так называемую открытую часть, в которой респондент может дать свой ответ, если ни один из предложенных его не устраивает. Большое значение для успеха анкетного опроса имеет правильная графика оформления анкеты. К числу таких правил можно отнести следующие: · шрифты текстов вопросов и ответов должны быть разными; · все вопросы должны быть пронумерованы, а каждый вариант ответа должен иметь соответствующий только ему шифр; · тексты вопроса и всех вариантов ответа на него должны располагаться на одной странице. Разрывать их (располагать на разных страницах) категорически запрещается; · для снятия психологического напряжения у респондента в объемных анкетах рекомендуется вставлять забавные рисунки; · оптимальной считается такая длина анкеты, которая требует на заполнение не более 30—35 мин, что соответствует 30—40 содержательным вопросам. Большая длина вызывает рост ошибок; · вопросы не должны содержать элементов внушения, а их формулировка должна быть нейтральной; · для повышения качества анкеты рекомендуется провести ее пилотаж.
|