Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация функций государства. основные направления деятельности гос-ва по управлению обществом, определяющие его задачи и цели.
основные направления деятельности гос-ва по управлению обществом, определяющие его задачи и цели. - внутренние и внешние -постоянные и временные - основные и вспомогательные -эконом., соц., культурные, политические.
10. Теории происхождения государства. 1) теологическая теория: а) Г – продукт божественной воли; б) гос власть вечна и незыблема; в) гос власть зависит главным образом от религиозных орг-ций и деятелей, «посредников» между Богом и гос властью; г) соц-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей; д) необх-ть смирения и неоказания сопротивления гос власти, главе гос-ва, продолжателю на земле власти Бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему. Достоинства теории: 1) поднимает престиж гос-ва, наделяя его и правителей ореолом святости; 2) способствует утв-ию в обществе порядка, согласия, духовности. Недостатки теории: 1) не признает влияние соц-экономических и иных отн-ий на гос-во; 2) не позволяет опр-ть, как совершенствовать форму гос-ва, как улучшить гос устройство; 3) в принципе недоказуема, т.к. построена на вере; 4) не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. 2) патриархальная теория: а) Г – рез-т развития и разрастания семьи; б) власть гос-ва, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье; в) власть государя, отца неограниченна; г) власть «патриарха» имеет божественное происх-ие; д) сопротивление такой власти недопустимо; е) лишь отеческая забота царя (короля и др) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни; ж) глава гос-ва (патриарх/монарх) не выбирается, не назначается и не смещается подданными, т.к. последние – его дети. Достоинства теории: 1) создает ореол святости, уважения гос власти; 2) утверждает единство народа, «родственность» всех в единой стране. Недостатки теории: 1) упрощает процесс происх-ия гос-ва, ставя знак равенства между гос-ом и семьей, отождествляет категории «отец», «член семьи» с категориями «государь», «подданные»; 2) не учитывает того, что семья (как соц институт) возникла с появлением гос-ва в процессе разложения первобытнообщинного строя (по словам историков). 3) договорная (естественно-правовая) теория: а) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия; б) основанием права могут служить только договоры и соглашения; в) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происх-ие власти отвергается; г) в рез-те общ-го договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое; д) народ передает власть гос-ву. Такое соглашение дает гос-ву неограниченную власть над всеми его членами; е) во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежит народу, он явл-ся источником власти; ж) народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу. Достоинства теории: 1) способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общ-го договора формировалась государственность США; 2) признавала приоритет естественного права над позитивным; 3) была крупным шагом вперед в познании гос-ва, т.к. порывала с религиозными представлениями о происх-ии государственности и полит власти; 4) имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания. Недостатки теории: 1) дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном общ-ве, которое как бы на опр-ом этапе своего развития осознает необх-ть соглашения между народом и правителями; 2) недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения гос-ва (соц-экон, военно-полит и др) и преувеличивает субъективные. 4) психологическая теория: а) врожденная потребность жить вместе; б) осознание массой своей зависимости от власти; в) деят-ть той или иной «сильной» личности; г) агрессивные и др импульсы, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т.е. гос-ва. Достоинства теории: 1) показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование ГиП (соц закономерности реализуются через человеческое поведение, деят-ть). Недостатки теории: 1) она считает свойства человеческой психики решающими в образовании ГиП; 2) не учитывает того, что сама человеческая психика формируется под влиянием соотв-щих экон, соц и иных внешних условий. 5) теория насилия: а) насилие одних членов общ-ва над другими внутри одной соц общности; б) насилие одних обществ, гос-в над другими (завоевание, порабощение, колонизация); в) насильственное присвоение материальных благ и ср-в произв-ва сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия). Достоинства теории: 1) Г- орг-ция, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деят-ть, комплектование вооруженных сил и др); 2) многие гос-ва были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии, во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана 3и4). Недостатки теории: 1) доказывает возникновение гос-ва только одними военно-полит факторами, отрицает экон и др обст-ва; 2) никак не объясняет возникновение самого насилия; 3) оправдывает агрессию, войны, расизм; 4) провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное. 6) материалистическая теория: а) Г возникает как рез-т развития экономики, усложнения общ-ых отн-ий, требующих спец аппарата для их урегулирования; б) возникновение гос-ва обусловлено расколом общ-ва на два класса с противоположными интересами и непримиримой классовой борьбой; в) Г – это орган насилия, полит господства, управления в интересах экономически сильного господствующего класса, диктатура этого класса. Достоинства теории: 1) признание обусловленности гос-ва материальными условиями жихни общ-ва, взаимодействие гос-ва и экономики; 2) признание в общ-ве групп с различными интересами – классов; 3) появление гос-ва лишь на определенной стадии развития общ-ва. Недостатки теории: 1) увеличение экономическим детерминизмом (господством) и классовым антагонизмом (противоположности) при одновременной недооценке нац, религ, психолог, военно-полит и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
11. Типология государств. Цивилизационный подход – Общество развивается благодаря изменениям внутри самостоятельных, замкнутых цивилизациях. Цивилизация - опред. Уровень развития, опред. культурно-историч. тип общества. Развитие цивилизации зависит от: сурового климата, неожиданных внешних нашествий, постоянных внешних опасностей, внутр. проблем, новых земель. Недостатки заключаются в акценте на замкнутость цивилизации. Выделяет различные цивилизации и объединяет их в государство. Нет единых критериев типизации. Формационный – переход от одной формации к другой через революцию. Невозможен обратный переход от одной формации к другой. Учитывает только соц.-эконом. условия развития общества. К. Маркс выделил 5 общественно-экономических формаций: - первобытнообщинная - рабовладельческая - феодальная - капиталистическая - социалистическая Недостатки: не все страны проходили формацию, абсолютизация идеи революции, все процессы объясняются через экономическое развитие, принижается роль личности в истории.
12. Формы государства: общая характеристика. В наиболее общем виде государство - множество людей (субъектов государственного общения, граждан или подданных), объединенных на определенной территории публичной политической властью правового типа. Отдельные государства, их виды, различаются не только по содержанию публично-властных отношений, функций и задач государственной власти, но и по форме объединения людей в государство. Существуют две основополагающие формы объединения людей под властью высших органов государства — форма подданства и форма гражданства. Эти исходные формы предопределяют формы государства, различаемые в современной теории, форму правления, государственный режим и территориальное устройство государства. Форма Г – способ организации и осуществления государственной власти, которая проявляется во взаимосвязи трех элементов: 1) политического режима - совокупность средств, способов, методов реализации государственной власти, а также показывает состояние общественных отношений, т. е. результат, достигнутый при использовании средств, способов, методов..; 2) форма правления - способ формирования высших органов государственной власти, порядок их взаимоотношений между собой и с населением; 3) форма государственного устройства - способ связи Г в целом с отдельными его частями. Описать форму Г – это значит описать форму правления и форму государственного устройства. Все определения Г можно свести к функциям государственной власти. В понятие функций Г может включаться понятие политической динамики (характер политики на международной арене). Определяющим элементом можно считать политический режим каков характер политического режима, такова и форма правления, и государственного устройства. Политический режим обозначают особым термином «внутренняя форма Г», а остальные элементы - «внешняя форма Г».
13. Понятие и виды форм правления. Неклассические формы правления. Форма правления – способ формирования высших органов государственной власти, порядок их взаимоотношений между собой и с населением. Выделяют две группы: классические ( складывание с момента зарождения Г и существующие до начала ХХ века), нетипичные (являются продолжением деятельности людей в ХХ веке и существуют в настоящее время). Классические - это монархии и республики. Критерием такого их подразделения служит правовой статус главы Г. Монархия – форма правления, при которой во главе Г находится единоличный пожизненный правитель, получивший свои полномочия, как правило в порядке наследования. По объему полномочий монарха: абсолютная ( в руках главы Г все верховные государственные полномочия, он не делит их с другими государственными органами. Но не вся верховная власть принадлежит ему, а лишь верховные полномочия – Саудовская Аравия) и ограниченная (глава Г делит верховные государственные полномочия с иными органами государственной власти - с парламентом). В свою очередь ограниченные монархии различают двух видов по объему полномочий монарха: -- номинальная (конституционная) - монарх является формальной главой Г, не имеющим никаких реальных верховных государственных полномочий (Англия); -- дуалистическая - монарху принадлежит верховная исполнительная власть (или судебная власть), но законодательная власть отдается в руки парламента. Республика - это форма правления, при которой во главе Г находится выборный орган (единоличный или коллегиальный), представители которого избираются на определенный срок населением. -- выборность главы Г населением или коллегией выборщиков (США); -- срочность полномочий лиц, осуществляющих функции главы Г; -- глава Г несет юридическую ответственность за принимаемые им решения. Республики делят по порядку формирования и степени ответственности правительства на президентские (правительство формируется президентом и правительство несет ответственность перед ним за свою деятельность) и парламентские (правительство формируется парламентом и правительство отвечает за последствия своей деятельности перед ним). Наличие или отсутствие принципа разделения власти не является признаком республики. Нетипичные формы правления возникают, т.к. классовые имеют некоторые недостатки. Смешанные республики – такие республики, которые формируются в середине XX века и сочетают в себе элементы различных классических форм правления. Причины возникновения неклассовых форм: 1) классические формы имеют целый ряд недостатков --в президентской республике существует тяготение к установлению тоталитарного режима, концентрации власти в одних руках --в парламентской республике возможна необоснованно частая смена правительств (кризис власти, следовательно, возникают проблемы с управляемостью) --при монархической форме правления, в случае смерти монарха и отсутствии законного наследника, возможен политический кризис, гражданская война в условиях борьбы за трон 2) в современных условиях необходимо обеспечить максимально эффективное взаимодействие между звеньями государственного аппарата. И неклассовые формы позволяют этого достичь 3) начинается процесс экспансии. Распространение европейских политических ценностей (выборность и периодическую сменяемость состава высших органов государственной власти) на территории, где они раньше не признавались. Неклассические формы правления (по В.Е. Чиркину) 1) Полупрезидентская республика Возникают там, где парламент получает возможность контроля над процессом формирования правительства, его деятельностью, хотя само правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. 2) Полупарламентская республика Возникает там, где в условиях парламентской республики ограничивается возможность парламента на вынесение вотума недоверия правительству. Сокращение до минимума срока формирования правительства позволяет избежать кризиса. 3) Республиканская монархия Возникает тогда, когда вводится процедура периодических выборов главы Г и устанавливается срочность полномочий монарха. 4) Монархическая республика Возникает тогда, когда в классической республике ликвидируется срочность полномочий главы государства и фактически вводится наследственный порядок высшей государственной должности (Северная Корея).
14. Форма государственного устройства: понятие и виды. Проблемы федерализма в Российской Федерации. Форма государственного устройства - способ связи Г в целом с отдельными его частями. В зависимости от характера связи все формы государственного устройства делят на: а) Унитарное Г (простое) – такая форма государственного устройства, которая состоит из административно-территориальных единиц или частей, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью (или элементами государственного суверенитета). б) Федеративное Г (сложное) - такая форма государственного устройства, состоит из территориальных образований, которым присуще определенная политическая самостоятельность (или обладают элементами государственного суверенитета) Основания деления федерации на виды осуществляется по степени политической самостоятельности частей сложного Г или по объему государственных полномочий: Империя - возникает в результате насильственного присоединения сильным Г (метрополией) к себе других Г или отдельных их территорий. Степень политической самостоятельности частей империи низкая, характерна сильная централизация государственной власти, но составные части обладают неодинаковым государственно-правовым статусом. Конфедерация - союз суверенных Г, созданный для реализации конкретных целей военного или политического характера. Государства, входящие в состав конфедерации имеют право свободного выхода из нее в любое время. Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Характеристика Российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения. Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа — Федерального Собрания, состоящего из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
15. Политический режим: понятие и виды. Проблемы политического режима в Российской Федерации. Политический режим – совокупность средств, способов, методов реализации государственной власти, а также показывает состояние общественных отношений, т. е. результат, достигнутый при использовании средств, способов, методов.. В зависимости от того, какие интересы доминируют в деятельности государства, политические режимы делятся на: 1) демократические; 2) недемократические. Демократический режим - это либо когда в деятельности Г преобладают обще-социальные интересы, либо когда общие интересы находятся в гармоническом равновесии с классовыми Признаки демократического режима: 1) реальное участие народа в формировании органов государственной власти и в определении основ проводимой ими политики (через процедуру выборов, референдум, политические партии и организации). 2) реальность и гарантированность прав и свобод человека и гражданина (не только закреплены юридически, но и обладатели прав и свобод могут реализовывать их на практике). Г создает материальную, организационную, идеологическую базу для реализации прав, также преследует нарушителя, назначает ответственность. 3) связанность госаппарата правом (при принятии решений госаппарат опирается на право, действует в тех рамках, в которых установлены режимы) 4) государственная политика направлена на решение противоречий между конкурирующими социальными группами путем поиска компромисса. Недемократический режим – режим, который формируется и устанавливается в результате преобладании в деятельности Г групповых, классовых интересов в ущерб функциям обще-социальным. Признаки: 1) оторванность госаппарата от народа, который лишен возможности реально участвовать в процессе формирования органов Г власти и в определенных направлениях проводимой им политики 2) незащищенность населения от произвола со стороны представителей Г 3) широкое использование мер психологического и физического принуждения при осуществлении Г функций 4) навязывание госаппаратом воли определенного класса (социальной группы). Все политические режимы делят на два вида в зависимости от этапа развития Г: добуржуазные и буржуазные (современные). Современные недемократические режимы делят по уровню или степени недемократичности (жестокости) на тоталитарные и авторитарные. Тоталитарные режимы самые жестокие из современных, для них характерно: 1) Полный всеобъемлющий (тоталитарный) контроль со стороны органов государственной власти над всеми сферами общественной жизни (в том числе там такими, в которых такой контроль является вредным). Следовательно, все сферы жестко регламентированы, а управление централизовано; 2) Наличие единой общеобязательной, официальной государственной идеологии, в центре которой находится заведомо недостижимая, утопическая сверхцель. Например, построение светлого будущего, создание мировой империи. Именно наличие такой цели объясняет вечность значения тоталитарного режима. Тягчайшим преступлением считается несогласие с идеологией; 3) Наличие одной правящей политической организации (как правило – политическая партия или официальное признание ведущей роли какой-то единственной политической организации, если в Г признается многопартийность). Следовательно, происходит сращивание партийного аппарата с государственным (фактически, но не юридически). Госаппарат утрачивает роль официального выразителя суверенитета; 4) Систематическое, массовое применение репрессий по отношению к населению (не только к противникам и к сторонникам политического режима, но и ко всем). Из этого возникает атмосфера всеобщего страха перед органами гос. власти. Авторитарный режим более мягкий в сравнении с тоталитарным: 1) Существует такие сферы общественной жизни, которые свободны (либо относительно свободны) от вмешательства государственной власти в сферы деятельности (экономическую, сферу межличностных отношений), т.е. не всеобщий контроль; 2) отсутствие единой общеобязательной государственной идеологии; 3) Репрессии используются лишь в отношении противников режима (носят избирательный характер). В чистом виде в реальной действительности не один из этих режимов не встречается (только преобладание какого-либо одного в пересечении нескольких).
16. Понятие и свойства государственной власти. Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый трудйопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной. Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Государственная власть: 1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной); 2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов); 3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей); 4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); 5) устанавливает систему налогов; 6) организует население по территориальному признаку; 7) характеризуется легитимностью и легальностью. Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отоиодествля-ются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями. Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и поднес власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы — вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.
17. Легитимность и легальность государственной власти. Типы легитимации и способы ее обеспечения. Легитимность – признание и поддержка государственной власти населением. Причины стремления Г к легитимности: 1) обеспечение опоры на физическое принуждение невозможно 2) постоянная опора Г на принуждение невозможна, т.к. требует больших финансовых затрат 3) население начинает не признавать Г власть, сопротивление (опасность потери суверенитета) Заслуга легитимной власти принадлежит немецкому социологу М.Веберу. Он говорил, что государственной власти принадлежит монополия на легитимное насилие. Он же и классифицировал легитимную власть на виды: в основе классификации лежит механизм психологического признания.
|