Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Георг Гегель






- правовое государство – действительность, т.е практическая реализованность разума в определенных формах, объединенного существования людей

- право – это действительность свободы

- правовое государство – наиболее развитая действительность свободы, которая стоит на вершине права

- констркуция правового государства направлена против произвола, бесправия, всех форм применения силы со стороны частных лиц и государственных властей

Рудольф Иеринг:

- законодатель как и гражданин подчинен праву

- правовая государственность возможно лишь тогда, когда государственная власть подчиняется предписанному его порядку

- идеи справедливости и равенства

Леон Дюги:

- противник классовой борьбы

- идея социального компромисса посредством регулирования через правовые, социальные нормы

Фридрих Август Хайек:

- разрабатывает средства ограничения

- закон должен стоять выше политики, т.к. приоритет политики над законом приводит к тоталитаризму

Г.Ф. Шершеневич:

- государство – источник права как властного веления

- пути формирования правового государства

С.А. Котляревский:

- особая роль судебных органов, обеспечивающих взаимную ответственность государства и личности

Б.А. Кистяковсикй:

- правовое государство – высшая форма государственного быта, основано на компромиссе между людьми

- особая роль концепции естественного права, правосознания.

 

23. Конституция РФ о правовом социальном государстве. Проблемы создания правового социального государства в России.

Россия — демократическое правовое социальное и светское государство.

Россия как правовое государство. Как уже отмечалось, речь, по сути дела, идет о процессе становления РФ как правового государства, ибо многие предпосылки для утверждения в будущем в России правовой государственности (развитая рыночная экономика, гражданское общество, высокая общая и политико-правовая культура населения и др.) еще должны быть созданы. Но и сегодня нельзя не видеть в РФ ряд очень важных признаков правового государства: а) конституционное закрепление и гарантирование в соответствии с международными стандартами широких основных прав и свобод человека и гражданина, признание их приоритета и высшей ценности (ст. 2, 17—64 и др. Конституции РФ), хотя в обеспечении их практической реализации предстоит еще пройти немалый путь; б) разработка новой, демократической Конституции РФ 1993 г., признание и обеспечение ее верховенства (ч. 1 ст. 15), первые серьезные шаги по демократическому обновлению законодательства и созданию развитой, правовой системы; в) признание верховенства права и необходимости подчинения ему любых форм государственной деятельности и обеспечения ее законности (ч. 2 и 3 ст. 15); г) признание включенности общепризнанных принципов и норм международного права в национальную систему права и приоритета правил, установленных международными договорами РФ, перед правилами, установленными законом (ч. 4 ст. 15); д) конституционное закрепление независимости судов и их подчинения только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 10, 120—122, 124 и др.) как главного механизма гарантирования прав и свобод, обеспечения законности. Обо всем этом частично уже шла речь выше, прежде всего в § 5 гл. 3 и в § 6 гл. 4, а также будет еще сказано в дальнейшем (например, в гл. 13).

Россия как социальное государство. Как и формула о России как правовом государстве, данное конституционное положение сегодня больше отражает стремление, цель, задачу стать таким государством, нежели уже достигнутую реальность. И тем не менее формулирование в Конституции РФ такого стремления, таких целей и задач имеет большое значение, ибо без этого трудно рассчитывать на постепенное складывание и утверждение у нас все большего числа общих черт социального государства и соответствующей этому социальной политики. Положения Конституции РФ направлены на то, чтобы политика государства обеспечивала создание максимально возможных на данном этапе развития страны благоприятных условий и возможностей обеспечения достойной жизни и свободы человека, в том числе и путем регулирования им социально-экономических сфер, а также защиты и поддержки малоимущих и слабо социально защищенных слоев населения. Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой формуле обращает на себя внимание прежде всего указание на органическую взаимосвязь социального характера государства с его демократическим и правовым характером. В принципе и тоталитарное государство может обеспечить на какое-то время достаточно высокий материальный уровень жизни, но от этого оно не будет действительно социальным, ибо в последнем высокий или достойный уровень материальной обеспеченности населения не может достигаться за счет огра­ничения или подавления его свободы.

Социальный характер РФ находит свое выражение и в том, что, согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, государство обязуется обеспечить: охрану труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Кроме того, такой характер российской государственности более широко и подробно раскрывается в ряде других статей Конституции РФ, характеризующих социальные права и свободы граждан и их гарантии (ст. 37—43), о которых уже говорилось выше (см. § 6 гл. 4). Сказанным, понятно, не исчерпываются все направления социальной деятельности российского государства, которая включает, в частности, и такие меры, как бесплатное обеспечение малоимущих жильем, предоставление различных компенсационных выплат и др. Конституционные положения о социальной политике РФ конкретизируются и развиваются в целой серии специальных федеральных законов, например, «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г., «О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., * «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г.** и др. Социальное обслуживание населения РФ осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

в России не создан " средний слой" собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи " профессиональных" идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики (" политика - дело грязное");

существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

 

24. Понятие и признаки права.

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т. п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т. п.).

Во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей,

Но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества);

2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений);

4) связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью);

5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне);

6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль).

25. Основные пути происхождения права.

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего - свободного, раба, мужчины, женщины.

Процесс возникновения ГиП протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

(Иванов Р.Л.) особенности восточного пути происхождения ГП (азиатский путь):

Юридические нормы закрепляют права общин, а не отдельных индивидов, потому что права и свободы человека никогда не были развиты, не имели приоритета. Происходит закрепление максимального количества возможностей за государственным аппаратом как следствие появление деспотии (неограниченной власти по отношению к индивиду).

(Иванов Р.Л.) особенности западного (европейского) пути развития:

В противоположность восточному пути здесь происходит активное становление частной собственности, и параллельно с этим процессом идет возникновение ГП. И в процессе происхождения права участвует становление частной собственности, что вызывает дифференциацию, следовательно, личные права собственников получают поддержку в первую очередь, а права коллективов не получают особенного признания.

Иванов Р.Л.: Выделяют также множество других пути развития ГП:

Первичное появление ГП:

В зависимости от источников, закрепляющих юридические нормы:

-Права в виде санкционированных обычаев -Права в виде судебных прецедентов -Права в виде нормативно правовых актов -Права путем заключения нормативных договоров

Пути формирования государственности:

-финский –римский -германский

Пути формирования государственности по мнению П.И. Спиридонова:

-аристократический –плутократический –военный

Вторичное пути появление ГП:

1) ГП возникают в результате завоевания народом, не знавшим ГП, другого народа, государственно-организованного и имеющего правовую систему. Чтобы иметь возможность управлять им, завоеватели приспосабливались, заимствуя элементы ГП (например, государство у германцев);

2) ГП создаются колонизаторами у колонизированных народов, у которых ГП до того момента отсутствует.

 

26. Различные подходы к пониманию права.

Право1) это совокупность общеобязательных формально определенных норм, установленных и гарантируемых государством; 2) это реальные, конкретные правовые возможности, принадлежащие конкретному субъекту; 3) подразумеваются сами общественные отношения, в которые люди постоянно вступают и участвуют; 4) это наши представления о том, что такое право.

Выделяют три основные формы проявления существующего права:

1) юридические нормы; 2) правовые отношения; 3) правовое сознание.

Существуют также различные понятия субстрата права:

1) Это нормативный тип правопонимания; 2) Это социологический тип; 3) Это психологический тип; 4) Это сочетание разных форм правопонимания друг с другом

Выделяют обычно два подхода к понятию субстрату права:

1) узкий (предполагается одна из перечисленных форм понятия субстрата права - или нормативный, или социологический, или психологический);

2) широкий (все остальные).

Но это неправильное разделение, т.к. например нормативный и психологический отличаются только правопониманием, если же иметь в виду, что под субстратом права подразумевается только одна из форм его существования, следовательно, они похожи, т.к. в любом случае под субстратом права понимается только одна форма.

Синтетические варианты субстрата права дают более широкий взгляд на субстрат права.

Узкие взгляды:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал