Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законы субъектов федерации.
Виды подзаконных актов: § указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам); § постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; § приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; § решения и постановления местных органов государственной власти; § решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; § нормативные акты муниципальных органов; § локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). Локальные нормативные акты-действуют только по кругу лиц, территориально они шире, т.к. распорядок пр.д-ет и в командировке и за границей(правила внутреннего трудового распорядка).
34. Нормативный правовой акт: понятие и признаки. Классификация нормативных правовых актов (на примере Российской Федерации). Понимание нормативно-правового акта, как акта, содержащего нормы права, правильно фиксирует основное предназначение такого письменного документа — закреплять властные веления государства, его органов в форме норм права, вносить соответствующие коррективы в систему действующего права. Вместе с тем изложенное понимание НПА нуждается в некоторых дополнительных комментариях. Не всякий правовой акт, содержащий нормы права, непременно является нормативным. И наоборот, в систему нормативно-правовых актов входят акты, которые не содержат непосредственно нормправа.
Можно выделить 3 вида правовых актов, которые содержат нормы права, но не являются нормативными: 1. Это акты органов исполнительной власти, которыми до сведения подчиненных им органов, учреждений и предприятий доводятся нормативные акты, принятые вышестоящими органами: федеральные законы, указы Президента РФ, Правительства РФ и другие. Издание подобных актов широко практиковалось в бывшем СССР в связи с тем, что значительная часть нормативных постановлений Совета Министров СССР не помещалась в источниках официального опубликования, а рассылалась государственным органам в нескольких экземплярах. В наше время, когда все НПА Президента РФ и Правительства РФ публикуются в источниках официального опубликования, объективная необходимость в издании подобных актов отпала. Однако значительная часть федеральных министерств и ведомств по-прежнему издают правовые акты с целью доведения до подчиненных им органов, учреждений, организаций актов Президента РФ и Правительства РФ. Все такие акты являются, безусловно, правовыми, содержат нормы права, но не обладают признаками НПА, как справедливо полагает Ю.А.Тихомиров, это разновидность информационных актов, которые, хотя и оформляются как ведомственные, но не имеют силы ведомственного акта. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т.е. силой закона, указа, постановления. НПА призван выражать волю издавшего его органа в виде новых, оригинальных норм права, в нем должна содержаться, как минимум, одна оригинальная норма. Правовой акт, состоящий из норм, принятых другим правотворческим органом, не закрепляет решение правотворческого органа на создание новых форм права и не является источником права. 2. В систему НПА не входят правовые акты, принимаемые органами государственной власти с целью разъяснения содержания действующих НПА. Они не содержат новых оригинальныхнорм и составляют особую систему актов нормативного толкования, которые имеют общеобязательное значение, но не могут применяться самостоятельно без акта, положения которого они разъясняют. 3. В систему НПА не включаются акты, содержащие оригинальные нормы права, но принятые некомпетентным органом государственной власти. Право органа участвовать в нормативно-правовом регулировании общественных отношений определяется его компетенцией, и всякий выход за ее пределы означает незаконное вторжение в сферу деятельности другого органа. Принятие норм права за пределами компетенции правотворческого органа может осуществляться двумя способами:
1. принятие НПА по вопросам, отнесенным к ведению другого органа;
2. принятие норм права, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и иным актам вышестоящих органов.
В системе НПА имеются и такие акты, которые не содержат новых оригинальных норм, а представляют собой перечень НПА, утративших силу. По принятии нового НПА, правотворческий орган принимает специальное решение о том, какие ранее принятые НПА утрачивают силу и прекращают свое действие. Тем самым акт вносит коррективы в действующую систему права, выражает волю правотворческого органа на ее изменение и в теории права признается вспомогательно-нормативным актом.
35. Закон как разновидность нормативного правового акта: понятие, признаки, виды. Общему построению системы законодательства в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Оно отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни. 36. Правотворческая деятельность: понятие, признаки. Виды правотворчества. Стадии правотворчества. Правотворчество – завершающий этап правообразования, который представляет собой целенаправленную деятельность уполномоченных субъектов по созданию юридических норм. «Способы» или направления операций: субъект правотворчества создает новые нормы, которые не существовали ранее, но может их и отменять, изменять, прекращать и приостанавливать действия существующей нормы. Рыбаков В.А.: Признаки правотворчества: 1) нормотворческая деят-ть; 2) государственная; 3) управленческая; 4) регламентированная, процессуальная. Задачи: 1) сформулировать эффективно действующие нормы права; 2) создать надежный механизм их реализации в конкретных отношениях; 3) соглаосвать нормы права с системой действующего законодательства. Функции: 1) обновление законод-ва, т.е. издание новых НПА; 2) устранение (отмена) устаревших юр норм; 3) восполнение пробелов в праве. Процедура создания законов: 1) зависит от того, каким субъектом принимается закон: а) парламент; б) референдум. 2) зависит от структуры парламента: а) однопалатный; б) двухпалатный; в) трехпалатный. 3) зависит от степени реализации в государстве принципа разделения властей. Выделяют несколько стадий: 1) законодательная инициатива; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона: а) принятие закона, б) одобрение закона, в) подписание закона. 4) опубликование закона. Предварительные стадии: Правообразование – есть отношения, но не урегулированы. Законопроект – предварительное оформление правового акта.
|