![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концептосфера, менталитет, когнитивная картина мира
Термин менталитет в последнее время весьма часто встречается в работах по когнитивной лингвистике. Однако содержание термина до сих пор не может считаться достаточно четко определенным. Существуют самые различные, противоречивые определения этого понятия, причем в словарях и справочниках они стали появляться фактически только в середине 90-х гг. Под менталитетом понимают мир мыслей, психологический склад ума, особенности мышления, характер и мн. др. В когнитивной лингвистике важно разграничить понятия менталитет и концептосфера. Менталитет мы предлагаем определить как специфический способ восприятия и понимания действительности, совокупность когнитивных стереотипов 58 сознания, характерных для определенной личности, социальной или этнической группы людей. Можно говорить о менталитете личности, группы и народа (этноса). Менталитет конкретной личности обусловлен национальным, групповым менталитетом, а также факторами личного развития человека — его индивидуальным образованием, культурой, опытом восприятия и интерпретации явлений действительности. Это личные ментальные механизмы восприятия и понимания действительности. Групповой менталитет— это особенности восприятия и понимания действительности определенными социальными, возрастными, профессиональными, гендерными и т. д. группами людей. Хорошо известно, что одни и те же факты действительности, одни и те же события могут быть по-разному восприняты в разных группах людей. Мужчины и женщины, дети и взрослые, гуманитарии и технари, богатые и бедные и т. д. весьма по-разному могут воспринимать и интерпретировать одни и те же факты. Это связано с так называемым механизмом каузальной атрибуции, то есть когнитивными стереотипами, диктующим приписывание причин тому или иному следствию, событию. Менталитет группы формируется в тесной связи с групповыми установками, действующими в группе механизмами апперцепции. Так, известно, что игроки проигравшей команды имеют тенденцию приписывать поражение влиянию объективных факторов /плохое поле, необъективное судейство и др./, в то время как наблюдатели склонны объяснять поражение субъективными факторами /не проявили воли, не старались, не хватило скорости и др./. Победители обычно успех приписывают собственным усилиям. Ср.: «У победы масса отцов, поражение — всегда сирота». Есть детская, мужская, женская «логика» и т. д. Есть менталитет определенных психологических типов людей — ср., к примеру, менталитет оптимиста и пессимиста: первый говорит: «еще полбутылки осталось», пессимист говорит: «уже полбутылки нет». Можно сказать, что менталитет имеет «автоматизированный» характер, он действует практически без контроля сознания и (59) таких случаях «не объективен» — если человек хочет быть объективным, он должен сознательно преодолевать «указаниям с моего менталитета, свои установки, свою апперцепции, при этом надо преодолевать и собственные ментальные стереотипы, и групповые, и национальные. Национальный менталитет — это национальный способ восприятия и понимания действительности, определяемый совокупностью когнитивных стереотипов нации. Ср.: американец при виде разбогатевшего человека думает: «богат - значит умный», русский же в этом случае обычно думает: «богатый — значит вор». Понятие «новый» у американцев воспринимается как «улучшенный, лучший», у русского - как «непроверенный». Восприятие и понимание действительности — сходные, но несовпадающие вещи. Восприятие— первый этап и основное условие понимания. Менталитет разных народов, людей разных национальностей воспринимает по-разному одни и те же предметные ситуации. Национальный менталитет нередко как бы «побуждает» органы восприятия человека видеть одно и не замечать другое. Русский менталитет, к примеру, неизменно фиксирует покорность азиатских женщин и не замечает повышенной активности собственных, в то время как азиаты прежде всего фиксируют активность и даже агрессивность русских женщин, не замечая покорности и пассивности собственных. Понимание воспринятого также обусловливается менталитетом. К примеру, карикатуру в китайской газете — девушка и юноша целуются на скамейке — европейский менталитет трактует как изображение распущенности молодых, а китайский — как критику недостатка жилплощади. Небольшое опоздание к назначенному сроку в гости русские считают проявлением уважения к хозяевам, а немцы— неуважением. Русские учащиеся понимают повторное объяснение учителем того же самого материала как стремление добиться лучшего понимания ими этого материала, как стремление помочь ученику, а финны нередко думают про такого учителя: «Он нас за дураков считает». Менталитет и концептосфера тесно связаны и взаимодействуют в процессах мышления. Концептосфера— сфера знаний народа— в определенной степени определяет менталитет народа (особенности восприятия и понимания действительности): образующие национальную концептосферу ментальные единицы являются основой образования когнитивных стереотипов — суждений о действительности. К примеру, наличие в русской концептосфере концепта «авось» определяет ряд ментальных стереотипов русского сознания, разрешающих непредусмотрительность в поведении. С другой стороны, национальный менталитет направляет динамику формирования и развития концептов — имеющиеся стереотипы влияют на содержание формирующихся концептов, диктуют некоторые фиксируемые в концептах оценки явлений и событий. Тем не менее, несмотря на тесную связь, менталитет и концептосфера— разные сущности, и их изучение требует разных методов и подходов. Менталитет народа проявляется прежде всего в его характере, действиях, коммуникативном поведении. Менталитет формируется под влиянием экономических условий, политических изменений, социально-политических процессов, природных явлений, контактов с другими этническими группами и т. д. Изучать его надо преимущественно этно 61 культурологическими и этнопсихологическими методами и приемами, и это не задача лингвистов и лингвокогнитологов. Концептосфера — это сфера мысли, информационная часть когнитивного сознания народа и отдельной личности. Источник формирования концептов — личная познавательная деятельность личности, в том числе— через ее коммуникативную деятельность (общение, чтение, учеба), изучение концептосферы возможно психологическими, культурологическими и лингвокогнитивными методами и приемами.
Концептосфера человека является информационной частью когнитивной картины мира, обеспечивает ее упорядоченность, структурированность и системность, обеспечивает во многом понимание воспринимаемой человеком действительности, но не исчерпывает когнитивную картину мира, которая предполагает, кроме системы ментальных опор еще и динамические механизмы познания, стереотипы восприятия и др.
|