Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Законодательство, регулирующее отношения в области охраны труда
Законодательство по охране труда в настоящее время характеризует то, что сейчас на территории Российской Федерации действует достаточно много нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, однако основную роль в регламентации все же играет ТК. Столь крупная нормативная база документов, принятых еще к тому же в иных социально-экономических условиях, создает определенную сложность в регулировании отношений в сфере охраны труда. Охрана труда регулируется Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 года, Международным пактом " Об экономических, социальных и культурных правах" 1966 года, конвенциями Международной организации труда (МОТ), статьями 211 - 231, 352 - 370 Трудового кодекса (ТК) РФ от 30 декабря 2001 года, другими законами и подзаконными нормативными актами.[5] Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ТК РФ, других федеральных законов, содержащих нормы по охране труда в различных отраслях производства, таких, например, как Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ " О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ " О радиационной безопасности населения", Федеральный закон от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ " О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (далее - Закон N 136-ФЗ); Федеральный закон от 8 апреля 2000 года N 50-ФЗ " О ратификации Конвенции 1986 г. об охране труда при использовании асбеста", Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее - Закон N 81-ФЗ), а также законов и иных нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации.[6] Некоторые Федеральные законы, регулирующие социально-экономические отношения, затрагивают вопросы, связанные с охраной труда, такие как: - Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 92-ФЗ " О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"; - Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Законы и иные нормативные акты по охране труда, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по совместным предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действие законодательства о труде и об охране труда распространяется согласно статье 11 ТК РФ на: трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения; другие отношения, связанные с применением личного труда, если это предусмотрено ТК РФ либо иным федеральным законом; работодателей (физических и юридических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных либо учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если другое не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Нельзя не отметить существенные пробелы в разделе X Трудового кодекса РФ. Так, по необъяснимым причинам отсутствуют нормы о расследовании и учете профессиональных заболеваний вопреки тому, что статья 210 ТК РФ признает одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Усиливает этот аргумент и другое основное направление государственной политики в области охраны труда - защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В Трудовом кодексе РФ нет специальной статьи (не говоря уже о главе), регулирующей отношения по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Кроме того, компетентным законодательным органам целесообразно было бы подумать и о статье Кодекса, регламентирующей вопросы прогнозирования производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В близкой связи с этим стоит актуальная проблема профессиональных рисков и опасностей, а Трудовой кодекс РФ даже не упоминает об этом. Так же, как справедливо отмечает «чтобы улучшить состояние охраны труда, необходимы правовые акты Правительства РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службы по труду и занятости, в соответствии с которыми появятся реальные возможности для предупреждения несчастных случаев на производстве. Необходимо законодательно закрепить за администрациями муниципальных районов обязанность проводить конкретные мероприятия по охране труда профилактического характера на предприятиях на территории района и определять для этого должностных лиц в штате администрации. Количество государственных инспекторов труда в субъектах (по охране труда) нужно увеличить хотя бы в два раза. Необходимо ввести в Федеральный закон N 294-ФЗ " О защите прав юридических лиц..." положение, позволяющее проводить плановые проверки по охране труда в обрабатывающей и строительной отраслях чаще, чем один раз в три года. Заработная плата государственных инспекторов труда должна соответствовать их высокому статусу и социальному значению их деятельности. Ведь нет ничего ценнее для государства, чем жизнь его гражданина. И для сохранения жизни и здоровья работников роль государственной инспекции труда огромна».[7] Международное законодательство характеризуется не только многообразием, но и обширностью международно-правовых актов в различных сферах международных общественных отношений. Примером этому являются следующие нормы международного права: Устав Международной организации труда (принят в 1919 г., с изменениями и дополнениями 1972 г.), Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Международной организацией труда (заключено в г. Нью-Йорке 30 мая 1946 г.), Декларация Международной организации труда " Относительно целей и задач Международной организации труда" (принята в г. Филадельфии 10 мая 1944 г. на 26-й сессии Генеральной конференции МОТ), Акт о поправках к Уставу Международной организации труда (принят в г. Женеве 22 июня 1962 г. на 46-й сессии Генеральной конференции МОТ), Регламент международной конференции труда (принят 21 ноября 1919 г. на 1-й сессии Генеральной конференции МОТ, с изменениями и дополнениями 1995 г.).[8] Другими наиболее значимыми международными актами являются: Конвенция Международной организации труда N 171 " О ночном труде" (принята в г. Женеве 26 июня 1990 г. на 77-й сессии Генеральной конференции МОТ), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (заключена в г. Страсбурге 25 января 1996 г.), Конвенция Международной организации труда N 156 " О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (принята в г. Женеве 23 июня 1981 г. на 67-й сессии Генеральной конференции МОТ), Декларация Международной организации труда " Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женеве 18 июня 1998 г.) и иные.[9] Верховенство норм международного права предусмотрено также и ч. 2 ст. 10 ТК РФ. Применительно к норме Основного закона необходимо руководствоваться также ст. 15 Конституции Российской Федерации. Пункт 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что именно общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Основу международного права составляют Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., которая гласит «Каждое государство несет основную ответственность и обязанность защищать, поощрять и осуществлять все права человека и основные свободы, в частности, путем принятия таких мер, какие могут потребоваться для создания всех необходимых условий в социальной, экономической и политической, а также в других областях, и правовых гарантий, необходимых для обеспечения того, чтобы все лица под его юрисдикцией, индивидуально и совместно с другими, могли пользоваться всеми этими правами и свободами на практике. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Такие нормативные акты позволяют учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и соответственным образом обеспечить охрану их труда. Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодатель попытался максимально полно регламентировать отношения в области охраны труда. Это отражено в достаточно большом количестве нормативно правовых актов национального законодательства и международного право. В первую очередь это обусловлено первоочередной важностью регулируемых отношений, в силу их непосредственного отношения к благополучию и здоровью работников.
|