Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф о мировом древе у славянских народов.






 

У всех людей мира сохраняется особое отношение к дереву. Особенно проявляется это у людей, живущих в лесной полосе. С деревьями связывают избавление от болезней. Некоторые деревья считались священными, около них справляли обряды, связанные с плодородием, свадьбы, календарные праздники. В этих традициях присутствует отголосок представлений, что дерево – это ось мира, основа мирового порядка, центр мироздания. Предания о мировом дереве славяне по преимуществу относят к дубу. Первоначально дуб означал «дерево» вообще. (Подробнее о значении деревьев в культурной традиции славян смотрите в рубрике «Для любознательных»: «Деревья»).

По представлениям славян, мировое дерево – это дуб, под которым живет Змей. Дуб растет в Окияне-море на острове Буяне. На вершине, уходящей в небеса, сидит кочеток-золотой гребешок – птица, которая и в огне не горит и в огне не тонет. Из-под корней Дерева текут живительные источники. У дерева золотая кора и серебряные листья.

Датировка мифа о Мировом древе базируется на археологических доказательствах – живописи в пещере Ласко (Франция). Это верхний палеолит, то есть древнекаменный век. Мировое дерево – это трехчастная модель мира, так как космос поделен на три части: Верхний, Средний и Нижний мир. Верхний мир населен богами, в Среднем живут люди и животные, а в Нижнем мире – умершие и силы враждебные человеку: змеи, драконы и др. Погребальные обряды предполагают веру в жизнь после смерти и в существование другого мира, который находится внизу. В верхнем палеолите наблюдается устойчивый обряд погребения.

Древнее скрюченное погребение. Умершему при погребении придавали позу эмбриона, что должно было подготовить его к новому рождению.

 

 

В славянской мифологии древо ассоциируется с дорогой в Верхний мир, мир богов, или подземный нижний мир, мир умерших. Славяне включают Древо во все последующие модели мироздания. Легенды о Мировом дереве существуют у большинства народов, например, евразийцы и праиндоевропейцы гибель мира связывают с гибелью Мирового древа (возможный потоп).

Судьба человека и мира напрямую связана с Мировым древом. В «Слове о полку Игореве» автор говорит о «мысленном древе» - Мировом древе, божественной птице Див (птица Див – бог ясного неба, покровитель русских дружин), которая сидит на вершине дерева. Пал Див на землю – катастрофой закончился военный поход князя Игоря. Так автор показывает прямую связь судьбы Мирового древа и народа.

Вспомните вступление к поэме «Руслан и Людмила». А.С.Пушкина:

«У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там на заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух! Там Русью пахнет!»

«У лукоморья дуб зеленый» А.С.Пушкина – это не что иное, как поэтическое представление о Мировом древе. Мы видим и поднебесье («колдун несет богатыря») и подземное царство (Кощей) и прекрасную русскую землю.

Мировое древо шагнуло на страницы всех написанных на кириллице книг, так как буква Ж – это абрис Мирового древа, Древа жизни. Мировое древо мы можем увидеть в северорусских соборах 17-18 веков, на вышивках.

 

Мировое дерево и две богини в храме.

 

Рисунки на вышивках.

 

Мировое древо в виде буквы Ж

 

Для любознательных.

Славяне, живущие в лесах, относились к деревьям с большим почтением, наделяя почти каждое сверхъестественными свойствами. Рощи и леса почитались местами священными. Наиболее почитаемыми и могущественными были старые деревья. Сквозь их дупла пролезали больные, чтобы снять с себя хворь. Самым большим поклонением пользовался дуб — Перуново древо. Его до сих пор упоминают в заговорах: «На море на Окияне, на острове Буяне стоит дуб могуч...» Предание о мировом древе, которое обнимает корнями землю, а ветвями держит небесный свод, славяне по преимуществу относят к дубу.

Как дуб посвящался Перуну, так липа была деревом богини Лады, а береза — Купалы. Березу почитали и как символ берегинь, русалок во время весеннего праздника Семика, когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали березовые венки. На бересте писали и приколачивали к деревьям прошения лешим: вернуть, например, заблудившуюся коровушку, подвести под ружье охотнику дичь, помочь не заплутаться, когда девки пойдут по малину.

Существует немало преданий о том, что душа после смерти может перейти в дерево.

Скрипит дерево — это душа покойника просит помолиться за нее. Душа невинно убитого воплощается обычно в тростнике или иве и, если сделать из него дудочку, расскажет об убийстве. К дереву, выросшему на могиле, нельзя прикасаться, нельзя сорвать с него ветку или сломить плод — это причинит душе невыразимые мучения.

Наши предки опасались сажать около домов крупные деревья: дубы, каштаны, ели. Эти деревья настолько могучи, что могут вытянуть из человека все его жизненные силы. Перерастет такое дерево посадившего его — он умрет. Перерастет весь дом — умрет хозяин или погибнет вся семья. Верили также, что души деревьев воплощаются в образах девушек с прекрасными, сияющими лицами. Имя им — древесницы. Именно для того, чтобы не повредить этим красавицам, деревья в старину старались не рубить, а собирали сушняк, сухостой

В народных сказаниях и песнях весьма обыкновенно сравнение детей с ветвями и верхушкою дерева; наоборот, пасынок употребляется в областных наречиях для обозначения меньшего из двух сросшихся деревьев. Сходство между многодетной семьей и ветвистым деревом выразилась в понятии родословного древа.

Названия ноги, руки, пальцев и ногтей в санскрите (основе всех языков индоевропейской группы, к которой принадлежат и славянские языки) объясняются уподоблением человека растению. Ногами человек касается земли и тем самым напоминает дерево, прикрепленное корнями к матери — сырой земле. Если ноги сравнивались с корнями, то самое туловище представлялось стволом, а руки казались отростками. Ноготь вырастает на пальце, как лист на ветке. «Рамень», «раменье» в русском языке — лес, поросль, «раменный» — боровой, лесной — происходят от одного корня со словом «рамена» — плечи; «шкура» в некоторых областных наречиях обозначает древесную кору; волосы народный эпос отождествляет с травой, а траву и цветы называет волосами земли.

 

Священный дуб.

 

Проверь себя, знаешь ли ты теперь ответы на вопросы: Какое место дерево занимает в культуре славян? Какова в представлении древних славян первая модель мира – Мировое древо? Как Мировое древо отразилось в литературе и культурных традициях славян? Почему из-за гибели дерева возможен потоп?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал